HSU

Ерёмин Борис Николаевич

Ерёмин Б.Н.

Родился 6 Марта 1913 года. Лётчик - истребитель, Герой Советского Союза ( 1990 год ), Генерал - Лейтенант авиации. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Служил в составе 160-го РзАП, 296-го ИАП, 9-го ГвИАП, 273-го ИАП, 31-го ГвИАП. Сражался в небе Сталинграда, затем над Донбасом, Крымом, Будапештом. Был командиром 273-го ( 31-го Гвардейского ) истребительного авиаполка. Летал на "Яках" подаренных ему колхозником Ф. П. Головатым. Первый самолет - передан в краеведческий музей города Саратова, по просьбе жителей города. Второй - хранится в музее ОКБ А. С. Яковлева.

Совершил 342 боевых вылета, из них 117 на разведку, в 70 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 15 самолётов противника. Два раза сбивали и его. Из горящего самолета прыгал с парашютом. Дважды был ранен. Войну закончил Подполковником, заместителем командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.

После войны учился в Военной Академии Генерального Штаба, до 1975 года служил на различных командных должностях в ВВС. С 1965 года был начальником службы безопасности полётов ВВС. Длительное время возглавлял Качинское Высшие военное авиационное училище, которое когда - то окончил и сам. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( шесть ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), а также болгарскими, румынскими, чехословацкими, монгольскими орденами - всего 58 наград. Почётный гражданин Сталинграда, Саратова, Никополя, польского города Кельце. Автор книг: "К вылету готовы" и "Воздушные бойцы".

*   *   *

Учёные утверждают, что решающими для формирования впечатления о человеке становятся первые 5 минут общения. В этот малый промежуток времени активно работают все наши анализаторы, с помощью которых мы, подобно художнику - мозаисту, создаём из крохотных фрагментов восприятия целостное представление о собеседнике.

И действительно, к исходу пятой минуты встречи с Борисом Николаевичем становится ясно - человек он неординарный, во всех отношениях симпатичный.

За плечами Генерал - Лейтенанта авиации Б. Н. Ерёмина большая жизнь. Детство его прошло на Волге, в Саратове. В ту пору - четвёртый год Советской власти - там лиходействовал голод. Угрюмые лица людей, повозки с трупами... Еле - еле выжил. Книги с тетрадками да обязательные котелок с ложкой - вот неизменные атрибуты паренька. Кормился - то он при школе.

Борис рос без отца. К отчиму так и не привык. Больше всего тянулся к А. В. Рудневу - дяде по материнской линии. Это был одарённый человек - токарь высшей квалификации и самобытный живописец. Он и пробудил у племянника интерес к труду, жажду к знаниям. После окончания школы - завод "Сотрудник революции". Любимое дело - токарное !  Руднев поучал: "Ничего !  Будешь токарем. Не мельтеши, не суетись, делай всё основательно и вырастешь в мастера". Не вырос. Потому что...

Ерёмин встал перед выбором: продолжать ли работу, где чувствовал себя твёрдо и уверенно, или начать с нуля новое дело, в котором были одни вопросительные знаки. Возобладало, взяло верх второе. По духу времени понял: небо - вот передний край !  Здесь интереснее.

Этот поворотный шаг в своей судьбе Борис Николаевич сделал просто и естественно ещё, быть может, и оттого, что исподволь готовился к нему. Сызмальства бегал в Солдатскую слободу посмотреть на самолёты. Благо жил недалеко. А сколько раз помогал механику драить Р-1 !  Чистоту наводил, как говорится, со всей ответственностью. Потом "заболел" планеризмом.

Настоящую жизнь в авиации Борис Николаевич начал в 1932 году, после поступления в Вольское лётно - техническое училище. За отличную успеваемость при выпуске был награждён пистолетом системы Коровина. Потом - Дальний Восток, участие в боях в районе озера Хасан. Там летал на тяжёлых бомбардировщиках бортмехаником. Удостоился высокой чести представлять на слёте стахановцев ВВС авиаторов - дальневосточников. Из Москвы вернулся "заряженный оптимизмом", с видами на пилотское сиденье.

Бомбардировщик ТБ-3

Тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик Туполева ТБ-3, 1939 год.

Стать лётчиком - не так просто. Некоторые, увы, только мечтали об этом. Но бывает у человека такой момент, который раз и навсегда устремляет его к достижению главного, ради чего стоило бы жить. Ерёмину такой "шанс" дал он сам. Борис заставил себя не только поверить в возможность подобного, но и потрудиться ради этого. Вначале на свой страх и риск "подпольно" научился управлять ТБ-3, затем освоил Р-5. И только после этого, его направили в Качинскую авиашколу. После её окончания, служил в Кировограде в 160-м резервном авиаполку. В Январе 1941 года принял командование эскадрильей.

Война началась для него так: ранним воскресным утром 22 Июня 1941 года прибежал посыльный: "Тревога !" Борис быстро собрался и - на аэродром. В городке - переполох. Недоброе предчувствие гнало людей на улицу. Разве кто знал тогда, что это пришло всенародное горе. И что многим, кто любил жизнь, зелень полей, прохладу рек, ослепительный блеск солнца, предстояло теперь сражаться за это. И умирать.

- В этот самый первый день войны я и увидел в нашем небе самолёты с крестами, - вспоминает Борис Николаевич. - Группа немецких бомбардировщиков шла высоко стороной, и, прежде чем мне удалось рассмотреть их, я внутренне, каким - то десятым чувством ощутил, что самолёты - чужие. Это и было осязаемой реальностью начавшейся войны.

Первая встреча с врагом у Ерёмина произошла неожиданно. Конец Июня, знойное летнее небо. Под крылом - станция Знаменка - множество эшелонов с техникой, людьми. А вверху, прямо над ним, - чёрный крест на фоне жёлтой плоскости... Расстояние до вражеского самолёта - разведчика Do-17 было минимальным. Что делать ?  Выход один - атаковать. С этой мыслью он и "пришпорил" своего "ишачка". Зашёл снизу и в упор открыл огонь. Есть попадание !  "Дорнье" задымил. Несколько пулемётных очередей подоспевшего ведомого завершили полёт неприятеля...

Истребитель И-16

Истребитель И-16 - знаменитый "ишачёк" Н. Н. Поликарпова.


На земле они с напарником ликовали - первый сбитый !  Но потом пришло и чувство досады. Чем больше думали они о сбитом "Дорнье", тем меньше радости доставляла эта победа. Нельзя было обманывать себя в истинной цене удачи. Им попался слишком самоуверенный враг. Поэтому и позволил сбить себя с первой же атаки. А ведь их И-16 был тихоходен, а два обыкновенных пулемёта - не оружие, по большому счёту... В общем, обольщаться не следовало. Необходимо было изучать тактику врага, его технику. А этого всем нашим лётчикам тогда ох как не хватало !

Около полуночи - с 12 на 13 Июля 1941 года Ерёмин был подбит. Вражеские зенитки палили залпами. До аэродрома тянул из последних сил. Дышать было трудно: едкий дым заполнил кабину. Ощущения доселе незнакомые, странные. Угарный газ лишал сознания. Прыгать было уже поздно - высота мала. Двигатель еле работал. Удар о землю, тяжкий хруст, резкая боль...

Потом госпиталь. Не так мучали раны, как неизвестность - будет ли снова летать. Повезло, считает Борис Николаевич, на войну здоровья хватило. Уже к концу Августа был в родном полку, а вскоре был направлен в распоряжение 296-го истребительного авиаполка.

...Сентябрь 1941 года. Во главе четвёрки И-16 Старший лейтенант Борис Ерёмин вылетел в район Запорожья, чтобы не дать возможности противнику восстановить переправу через Днепр. Прикрываясь облачностью и рельефом местности, они появились над переправой. В первом заходе ударили по техническим средствам, подтянутым врагом для восстановительных работ. Получилось удачно: на земле взорвались кислородные баллоны, кострами запылал строительный материал... На обратном пути они заметили колонну вражеской конницы и звеном разогнали её, уложив большую часть всадников пулемётным огнём...

1942 год Капитан Борис Ерёмин встретил опытным мастером воздушного боя: с Ноября 1941 года вновь командует эскадрильей.

Б. Н. Ерёмин, 1942 год
Б. Н. Ерёмин.

В начале Марта 1942 года вражеская авиация заметно активизировалась южнее Харькова. По нескольку раз в день над позициями советских войск появлялись группы немецких бомбардировщиков Ju-88 и Ju-87. Наступило 9 Марта - день, запомнившийся Борису Николаевичу на всю жизнь.

...Рассвет неторопливо выводил в небе ломаную линию горизонта. Над аэродромом вот - вот должно подняться солнце. В готовности к вылету на боевое задание группа лётчиков 296-го истребительного авиаполка. В её составе Капитан Н. Запрягаев, Лейтенанты А. Мартынов, В. Скотный, М. Седов, А. Соломатин и Старший сержант Б. Король. Во главе семёрки - комэск Капитан Борис Ерёмин.

Взлетели. Курс - в район прикрытия наземных войск: Шебелинка - Кисели - хутор Беликов - Черкасский Бишкин. Высота - 1700 метров. Вот и линия фронта. Там на земле, шёл бой.

Первым шестёрку Ме-109 обнаружил ведущий. "Мессеры" шли с "Яками" почти на одной высоте. Чуть ниже - группа бомбардировщиков. Сзади них - ещё 12 Ме-109. Семь против двадцати пяти !  Сопоставление разительное. Что делать ?   Уклониться от боя ?  Об этом никто даже не помышлял.

Комэск не колебался в принятии решения. Атака была внезапной, дерзкой и потому результативной. Четыре вражеских самолёта мгновенно были вогнаны в землю... "Яки" держались парами. Главное - не столкнуться. Вражеские истребители прикрытия маневрируют наверху: в огненной карусели не могут разобраться, где свои, а где чужие. Трассы снарядов и пуль несутся со всех сторон. Потеряв ещё три самолёта, немцы бросились наутёк. Наши же на аэродром вернулись без потерь, с "прижимом", как в парадном строю.

Капитан Ерёмин и тут оказался на высоте: сбил двух "Мессеров". Под его командованием, в поле его тактической мысли, казалось бы, пёстрый и невероятно ущербный по соотношению сил бой обрёл закономерную целостность, ограниченность. Бой этот - портрет защитников Родины !  Его автор, безусловно, талантлив. Этим словом почему - то редко определяют труд военного человека. А напрасно. Он был, был в нём, Ерёмине, талант лётчика и командира.

На следующий день бою семёрки Бориса Еремина целую полосу посвятила газета "Правда". Под заголовком "7 против 25" появилось сообщение в "Красной звезде". Эпиграфом к тексту стояли слова Суворова: "Воюют не числом, а уменьем". Подробно рассказывали о воздушном бое газеты "Сталинский сокол", "Коммунист" Саратовской области. В полк прибыл командующий авиацией Юго - Западного фронта генерал Ф. Я. Фалалеев. В присутствии командира полка Н. Баранова командующий сообщил, что все участники боя будут награждены орденами Красного Знамени.

- Ну, а ведущего группы Еремина будем представлять к званию Героя Советского Союза, - подчеркнул генерал.

- Не надо, товарищ командующий, - обратился вдруг к генералу Фалалееву стройный, по - военному подтянутый лётчик, ведущий группы. - Мы все одинаково дрались.

Фалалеев не без удивления посмотрел на Еремина, потом на командира полка Николая Баранова. Но тот поддержал своего летуна:

- Борис прав. А Героя он ещё завоюет !

Трижды отработал за годы войны это высокое звание Борис Николаевич Еремин. Но звание Героя Советского Союза лётчик получил лишь 48 лет спустя после того исторического боя семёрки в небе над Харьковом...

Як-7Б Б.Н.Ерёмина

Истребитель Як-7Б из состава 296-го истребительного авиационного полка,
на котором в Сентябре 1942 года выполнял боевые вылеты Майор Б. Н. Еремин.

Осенью 1942 года Борис Ерёмин был направлен в 9-й Гвардейский истребительный авиаполк, на должность командира 2-й эскадрильи. Однако пробыл он там недолго. Уже в Ноябре 1942 года Майор Б. Н. Ерёмин принял под командование 273-й ( 21 Ноября ставший 31-м Гвардейским ) истребительный авиаполк, известный асами воздушного боя. Молодой командир в смертельных схватках доказывал своё право водить подчинённых.

Спустя 2 месяца фамилия Бориса Ерёмина снова облетела страницы всех газет. На этот раз в связи с патриотическим поступком его земляка саратовского колхозника Ферапонта Головатого, который все сбережения своей многочисленной семьи передал в фонд обороны на приобретение самолёта - истребителя для "лучшего лётчика Сталинградского фронта".

В Декабре 1942 года колхозник Головатый написал И. В. Сталину, что, провожая двух сыновей на фронт, он дал им отцовский наказ - беспощадно бить врага. Со своей стороны обещал помогать фронту всеми силами. "Пусть моя боевая машина, - подчёркивал он в письме, - громит фашистов... помогая быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков".

В Январе 1943 года, в Саратове, самолёт Як-1 с дарственной надписью, был торжественно передан Майору Борису Ерёмину. К тому времени он уже имел на своём счету 7 самолётов врага, сбитых лично и в группе с товарищами, был награждён двумя орденами Красного Знамени.

Як-1Б Б. Н. Ерёмина

Як-1Б командира 31-го ГвИАП Гвардии Майора Б. Н. Ерёмина, зима 1943 года.

Вскоре Ерёмин на новой машине улетел на фронт. В письмах он рассказывал Головатому о своих боевых друзьях, о своей боевой работе. А Ферапонт Головатый отмечал на карте боевой путь своего истребителя.

Под Сталинградом Борис Ерёмин сбил на новом "Яке" первый вражеский самолёт. А вскоре пошли тяжёлые воздушные бои под Ростовом, где Майор Б. Н. Ерёмин вколотил в землю корректировщик - разведчик FW-189...

Как - то, спустя почти 40 лет, Борису Николаевичу впервые довелось просмотреть документальную киноэпопею "Великая Отечественная". В кинозале полнейшая тишина. Люди затаив дыхание буквально впились глазами в экран. Зрелище было потрясающее. Вот они - дни и ночи долгой и жестокой войны. Разве можно вместить их в какую - то киноэпопею ?!  И всё - таки нашлось место в исторической хронике и для Ерёмина. Вот он в реглане стоит у самолёта Як-1. На фюзеляже - надпись: "Лётчику Сталинградского фронта Гвардии Майору Ерёмину от колхозника колхоза "Стахановец" Головатого". Сам Ферапонт Петрович - статный великан, в пиджаке и в шапке "пирожком" - стоит тут же, рядом. Беседуют.

А говорил тогда старый солдат, Георгиевский кавалер, человек большой души вот что: "Передай там, на фронте, надо будет - ещё пришлём самолётов. Верю: мой подарок - только почин. Бейтесь крепко. А уж если туго станет - сами пойдём..." Головатый подарил Красной Армии две боевые машины - обе достались Борису Ерёмину.

Ф.П.Головатый
Ф. Головатый

Но не только победы сопутствовали Гвардейцам. Были и горькие поражения. В тяжелейших боях гибли и молодые лётчики, и полковые асы, лучшие воздушные бейцы.

Полтора года летал, сражаясь, Борис Ерёмин на машине Феропонта Головатого. Именной "Як" поработал на славу. В его формуляре собралась достойная боевая биография: Сталинград, Ростов, Донбасс, Крым, Севастополь... Но пришёл срок, и выработавший ресурс истребитель был списан ( через много лет он навсегда займёт почётное место на Соколиной горе в Саратове ). Лётчик в своём письме Ферапонту Петровичу ещё раз поблагодарил его за прекрасный подарок.

Шло время. Бои продолжались. 23 Мая 1944 года Ерёмин прочитал в газете "Правда" о том, что "на днях Ферапонт Головатый вновь обратился к И. В. Сталину с просьбой купить на заработанные деньки истребитель самой последней конструкции и вручить его Майору Б. Н. Ерёмину"...

Передача второй машины Б. Н. Ерёмину
Передача Як-3 Б. Н. Ерёмину

29 Мая 1944 года на саратовском аэродроме, куда Гвардии Майор Ерёмин прилетел получать новый самолёт, было торжественно и многолюдно. Неподалёку от трибуны стоял новенький истребитель Як-3, на борту которого было начертано: "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт на окончательный разгром врага !"

Улетал Борис Ерёмин уже Гвардии Подполковником. А спустя некоторое время он вступил в должность заместителя командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которая входила тогда в подчинение 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта.

Шесть вражеских самолётов сбил Борис Ерёмин, летая на втором самолёте саратовского колхозника. Последнюю победу одержал 10 Мая 1945 года в Чехословакии, сбив истребитель FW-190. Там он и закончил войну. В Августе 1945 года Борис Ерёмин на своём самолёте был откомандирован в Москву для участия в предстоящем Параде Победы.

Наказ Феропонта Петровича лётчик Ерёмин выполнил с честью. Воевал на именных истребителях славно. Не раз попадал в сложнейшие ситуации. И в буквальном смысле иногда оставалось до смерти "четыре шага". Было это в небе Сталинграда, на "Миус - фронте", на Никопольском плацдарме, при освобождении Крыма, в Львовско - Сандомирской операции, на пути от Будапешта до Праги...

Як-3 Б. Н. Ерёмина
Як-3 Б. Н. Ерёмина, 1945 год.

После войны они встретились. Прославленный лётчик и простой колхозник. Отвечая своему "фронтовому отцу" на его вопросы, Ерёмин как бы подвёл итог своей боевой работы. Он был внушительным. Только на дарственных самолётах уничтожил 14 вражеских машин !  А всего на счету Бориса Ерёмина - 23 воздушные победы, одержанные лично и в группе с товарищами.

В ответ ему Ферапонт Головатый сказал: "Добрый итог, Борис. Выйти из такой войны живым - нелегко..." Слушая эти простые слова, Борис Николаевич поклялся, что никогда не расстанется с этим человеком, будет помнить его всю жизнь. И теперь на могиле патриота - подвижника Головатого в хуторе Степном среди множества цветов есть и его, Ерёминские...

После Победы Борис Николаевич Ерёмин ещё долго служил в Военно - Воздушных Силах, отдавая все свои силы и знания молодому поколению авиаторов. Вскоре после завершения войны Б. Н. Еремин был назначен на должность командира истребительного авиасоединения. В 1947 - 1950 годах проходил службу Старшим советником по авиации в Народной Республике Болгарии. Был начальником Качинского военного авиационного училища лётчиков. Освоил реактивный МиГ-15. Окончил Военную академию Генерального штаба и с 1959 года командовал авиацией Северо - Кавказского военного округа, Воздушной армией в Северной группе войск, более 10 лет возглявлял Службу безопасности полётов ВВС России. После увольнения в запас встретился с однополчанином Алексеем Маресьевым и ещё долгое время работал с ним в Советском комитете ветеранов войны - возглавлял международную комиссию.

...Время ставит на место если не всё, то многое. И поэтому хочется задать вопрос: "Почему так поздно Золотая Звезда нашла Героя ?". Бывший командующий 2-й Воздушной армии Маршал авиации С. А. Красовский, однажды высказал своё суждение по данному вопросу: "Были случаи, что на некоторых лётчиков ( в том числе и на Бориса Ерёмина ), посылались по 2 - 3 представления на звание Героя. Но в какой - то инстанции находились завистники, чинодралы и "заменяли" Золотую Звезду на орден". Вот почему у Ерёмина оказалось... 6 орденов Красного Знамени !

Сам Борис Николаевич, обычно в таких случаях, тяжело вздыхает.

- Да, фронтовой путь мой был не из лёгких. Есть боевые ордена, медали. За годы войны воспитал 15 Героев Советского Союза. А вот сам... Теперь лучше об этом не вспоминать. На войне всякое бывало. Но лучше с опозданием получить за свой труд, чем раньше, но за чужой. Был у нас в дивизии такой, молодой да ранний: ни одного боевого вылета не сделал, а звание Героя получил. Подвиги его были на глазах у всех - умел угождать начальству...

Ему, активному участнику ветеранского движения, часто приходится встречаться с различными аудиториями. Слушают его внимательно, но не обходится и без откровенно провокационных вопросов, нападок на армию. И тогда голос Ерёмина начинает звучать взволнованно и страстно. Правда сущая - это прежде всего те самые 4 года войны Генерала Б. Н. Ерёмина, его книги, в которых отражены и дни первых сражений, и дни отступления и поражений, и наша Победа.

"Через тернии к звёздам !", - говаривали древние, желая поощрить тех, кто вопреки трудностям стремился к вершинам. 7 Мая 1990 года в Георгиевском зале Кремля Борису Николаевичу Ерёмину была вручена его Золотая Звезда Героя...

Сайт управляется системой uCoz



Не числом, а умением...

Боевые машины Б. Н. Ерёмина


Возврат

Н а з а д