"9 Марта 1942 года 7 истребителей военно -
воздушных сил Юго - Западного фронта, ведомые Капитаном Ерёминым, вступили в
бой с 25 немецкими самолётами. Советские лётчики сбили 7 самолётов противника,
не понеся при этом потерь".
( "СССР в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." )
* * *
В результате наступательной операции под Москвой Советская Армия
нанесла тяжёлое поражение немецким войскам и отбросила их на Запад. К концу Февраля
1942 года ожесточённые бои завязались на Юго - Западном фронте. Здесь противник
активизировал свои действия, стремясь восстановить утраченные позиции. Танки и
пехоту поддерживала авиация. Немецкие бомбардировщики, сопровождаемые истребителями,
постоянно висели над полем боя. Почти ежедневно в воздухе разгорались жаркие бои.
"10 Марта была получена телеграмма, в которой
говорилось, что накануне 7 наших лётчиков на истребителях Як-1 выиграли воздушное
сражение в бою против 25 самолётов противника... - вспоминает в своей книге
известный авиаконструктор А. С. Яковлев. - Это событие обсуждалось
в Государственном Комитете Обороны, и было дано указание широко популяризировать
подвиг лётчиков..."
Вскоре о воздушном поединке узнала вся страна. Вот что писала газета
Юго - Западного фронта "Красная Армия": "8 Марта, прикрывая наступление наших войск,
6 советских лётчиков во главе со своим командиром Капитаном Ерёминым, встретили 5
немецких бомбардировщиков и 4 истребителя.
Они смело атаковали врага, подбили один бомбардировщик и два истребителя,
остальных отогнали от цели. На обратном пути лётчики подбили ещё один истребитель...
Но выдающийся воздушный бой разгорелся 9 Марта... Капитан Ерёмин вёл
6 самолётов на выполнение задания командования по прикрытию наступающей советской пехоты.
Неожиданно наши лётчики встретили в воздухе стаю из 25 вражеских самолётов: 7
бомбардировщиков и 18 истребителей.
Наши соколы, несмотря на значительное численное превосходство противника,
решили навязать ему бой. Ерёмин подал знак своим орлам. Капитан метким огнём сбил
немецкий истребитель. Пример командира воодушевил остальных лётчиков. Как и в предыдущем
бою, они действовали попарно и помогали друг другу..."
Кто же были эти отважные воздушные бойцы ? Борис Ерёмин в
военную авиацию пришёл по путёвке комсомола. До этого работал на саратовском заводе.
С большим желанием взялся юноша за изучение авиационной техники, освоение пилотажного
мастерства. После окончания военного авиационного училища служил на Дальнем
Востоке, участвовал в боях против японских агрессоров у озера Хасан. В первые же
дни Великой Отечественной войны Борис Николаевич показал себя смелым и опытным
воздушным бойцом, грамотным командиром эскадрильи.
Вместе с ним боевое задание выполняли Капитан И. Запрягаев, Лейтенанты
А. Мартынов, М. Седов, В. Скотный, А. Соломатин, старший сержант Д. Король. Шесть коммунистов
и один комсомолец.
9 Марта группа поднялась в воздух по тревоге и взяла курс в район
юго - восточнее Харькова. При подходе к нему лётчики обнаружили самолёты врага:
7 "Юнкерсов" шли на высоте около 1700 метров. Их сопровождали 18 истребителей:
12 Ме-109 шли непосредственно в бонвых порядках бомбардировщиков, остальные -
чуть в стороне и выше.
Капитан Ерёмин быстро оценил обстановку: численное превосходство
противника внушительное. Однако ему не первый раз приходилось вступать в схватку
при неравном соотношении сил. Комэск знал, что немецкое авиационное командование
в последнее время вынуждено было изменить тактику. Раньше для решения своих задач
оно использовало небольшие группы бомбардировщиков и истребителей. Наши лётчики
успешно боролись с ними, и враг нёс потери. Тогда немцы решили посылать на задания
большие группы, где на каждый бомбардировщик приходилось по 2 - 3 прикрывающих их
истребителя.
Борис Ерёмин решил напасть на противника, используя внезапность,
высоту и высокие качества истребятеля Як-1. Выполняя замысел командира, Лейтенанты
Седов, Скотный и Мартынов устремились на врага. С короткой дистанции Седов открыл
огонь и сбил "Юнкерс". Строй бомбардировщиков распался. Один из них оказался вблизи
самолёта Скотного. Советский лётчик мгновенно довернул свой "Як" и дал короткую
очередь. "Юнкерс" задымил и понёсся к земле...
Противник был ошеломлён внезапной атакой наших истребителей и
мгновенной потерей двух машин. Бомбардировщики стали сбрасывать бомбы на позиции
своих же войск, разворачиваться и уходить.
А четвёрка "Яков" тем временем атаковала "Мессеры". Капитан Ерёмин
и Лейтенант Соломатин меткими очередями сбили два истребителя, проскочили сквозь
строй врага и ушли на боевой разворот. Вот тут - то и вступила в бой группа Ме-109,
летевшая отдельно от бомбардировщиков. Обычно в такие группы входили наиболее
опытные лётчики. Они наблюдали за схваткой, как правило, сверху и нападали на
одиночные машины.
Так было и на сей раз. Враги готовились напасть на пару "Яков". Но
наши лётчики вовремя разгадали тактический приём неприятеля. Лейтенанты Седов,
Скотный и Мартынов смело устремились в атаку. Немцы не приняли вызова и перешли
на виражи, стараясь зайти в хвост нашим истребителям. Однако это им не удалось.
Як-1 оказался гораздо маневреннее "Мессеров". Наши лётчики выполняли резкие развороты,
что не могли делать немецкие Ме-109, радиус разворота у которых был гораздо больше,
чем у наших Як-1.
Капитан Ерёмин, его ведомые умело использовали высокие тактико -
технические возможности своих истребителей, их отменные маневренные качества, огневую
мощь ( усиленную реактивными снарядами ). Кроме того, они вели бой парами, что позволяло
наносить точные удары и надёжно прикрывать друг друга. В результате наши лётчики
захватили инициативу и прочно удерживали её до конца боя.
Борис Николаевич впоследствии вспоминал:
- Несколько раз во время боя Мартынов меткими
очередями выбивал "Мессеров" из - под хвоста истребителя Короля. А когда сзади к
Мартынову подкрался Ме-109, на врага бросился Седов. Через несколько секунд уже
за Седовым увязались два Ме-109. Смертельную опасность, грозившую товарищу, своевременно
заметил Соломатин и открыл огонь. Ещё через минуту уже мне пришлось отгонять от
Седова вражеский самолёт, а Скотный в это время сбил "Мессер", который заходил
в атаку на меня...
В жарком вихре атак Лейтенант Мартынов и Старший сержант Король
сбили по одному самолёту. Противник был бессилен что - либо предпринять и стал
выходить из боя в разных направлениях.
Исход боя во многом определили внезапность и результативность
первой атаки, взаимодействие и отличная техника. Так семеро победили 25 вражеских
самолётов. В скоротечном воздушном бою, длившемся всего 15 минут, наши лётчики
уничтожили 2 бомбардировщика и 5 истребителей. За беспримерную отвагу и мужество
все они были награждены орденами Красного Знамени.
Вскоре после боя в полк прибыли солдаты - пехотинцы, которые
наблюдали за жаркой схваткой с земли. Они рассказали, что смелые действия наших
воздушных бойцов воодушевили их, вселили веру в превосходство советской техники,
советских лётчиков над врагом. О подвиге стало известно далеко за пределами фронта.
О нём говорили и писали, как об одном из ярчайших эпизодов, свидетельствующих о
героизме и воле советских воинов к победе, о превосходстве нашей боевой технике
и растущей мощи Красной Армии.
В те дни Капитан Б. Н. Ерёмин получил множество писем от родных,
близких, товарищей по работе и службе, от совсем незнакомых людей. В них высказывались
восхищение, благодарность, звучал призыв и впредь так же беспощадно бить врага.
По - разному сложились судьбы участников того памятного боя. Все
они продолжали и дальше драться с врагами. Трое из них: Б. Ерёмин, А. Соломатин и
А. Мартынов стали Героями Советского Союза. Четверо не дожили до Дня Победы.
В конце Марта 1942 года в неравном воздушном поединке погиб Михаил
Седов. Всего он успел сделать лишь 32 боевых вылета, провести 8 боёв, уничтожить
лично 2 и в группе - 5 самолётов противника.
Полтора месяца спустя близ станции Лозовая погиб Дмитрий Король.
Он в составе четвёрки смело принял бой против 24 истребителей противника. Дрался
до конца. Смертельно раненый, сумел посадить свой Як-1. Товарищи подбежали, чтобы
помочь выбраться лётчику из кабины, но он был уже мёртв.
В конце Мая 1942 года над селом Павловка, что на Харьковщине,
был сбит и погиб Алексей Соломатин, имевший на счету 17 личных и 22 групповые
победы. Этот бой он провёл через неделю после присвоения ему звания Героя
Советского Союза.
В середине Июня в очень трудной схватке погиб Василий Скотный.
Иван Запрягаев сразил 11 самолётов врага. Отличный лётчик, он
проявил себя умелым организатором и в боях за Донбасс уже командовал истребительным
авиаполком. После войны уволился в запас.
Смело и дерзко воевал Александр Мартынов. Однажды он один вступил
в бой против пятёрки врагов. Две машины сбил, а остальных заставил повернуть назад.
Войну закончил штурманом авиационной дивизии, имея на счету 18 личных и 16 групповых
побед.
Борис Ерёмин фронтовой дорогой прошёл, как говорится, от звонка до
звонка. Всего совершил 342 боевых вылета, провёл 70 воздушных боёв, сбил лично 8 и
в группе с товарищами 15 самолётов врага. Войну закончил заместителем командира
авиационной дивизии.
|