HSU

Павлов Александр Георгиевич

А.Г.Павлов

Родился 26 Октября 1918 года в деревне Люторецкое, ныне Чеховского района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал токарем на Московском заводе "Динамо". В Красной Армии с 1937 года. Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков в 1938 году.

С Августа 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Южном, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах.

К Июлю 1943 года командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт ) Гвардии Капитан А. Г. Павлов совершил 392 боевых вылета, провёл 83 воздушных боя, сбил 10 самолётов противника лично и 16 в составе группы. 28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В том же году окончил Курсы усовершенствования командного состава.

Зимой 1944 года был назначен командиром 41-го ГвИАП. К Маю 1944 года Гвардии Майор А. Г. Павлов лично сбил 16 вражеских машин, а к концу войны довел число личных побед до 20. Всего произвёл более 500 успешных боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и Ла-5.

После войны продолжил службу в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. 16 Января 1947 года Гвардии Майор А. Г. Павлов погиб в автомобильной катастрофе.

*   *   *

...В биографии Героя Советского Союза Александра Георгиевича Павлова, пожалуй, нет ничего такого, что могло бы его отличить от юношей - комсомольцев 30-х годов. Родился он в Москве, в семье потомственного рабочего. В 1933 году после окончания неполной средней школы уговорил отца взять его к себе на завод. Георгий Яковлевич давно знал о заветной мечте сына продолжить династию Павловых на заводе "Динамо", поэтому не стал его отговаривать, но, как бы подводя итог своему напутствию, сказал:

- Только учти, сынок, Павловы не любят золотой середины. В нашем роду так заведено, уж если быть, то быть первым. Об этом следует помнить всегда...

За короткое время Саша полюбил свою новую профессию. Он внимательно относился к порученному делу, всматривался в работу опытных рабочих и старался перенимать от них всё хорошее. А вскоре о Павлове - младшем стали говорить как о пытливом и старательном юноше. А когда встал вопрос о посылке молодёжи в школу ФЗУ, то кандидатура Саши Павлова стояла в числе первых.

Шли дни, месяцы. Позади остались школьные годы фабрично - заводского обучения. Саша Павлов стал квалифицированным токарем. И теперь о нём говорили не только как о мастере своего дела, но и как о смекалистом рационализаторе, активном комсомольце.

Трудно сказать, когда у Саши Павлова зародилась мысль стать военным лётчиком. То ли в те незабываемые дни учёбы в аэроклубе, а может, в тот вечер, когда у них на заводе чествовали Героев Советского Союза Чкалова, Белякова и Байдукова, совершивших беспорядочный перелёт по дальнему маршруту. Только в 1936 году он твёрдо решил стать военным лётчиком. Ему хотелось быть чем - то похожим на Валерия Чкалова, этого храброго, волевого лётчика. И, как бы приближаясь к осуществлению своей мечты, Павлов даже военную школу выбрал Борисоглебскую авиационную, ту, где когда - то учился Валерий Павлович. А через два года лётчик - истребитель Александр Павлов, успешно окончив авиационную школу, уже примерял военную форму Младшего лейтенанта.

Когда грянула Великая Отечественная война, Александр Павлов был уже Старшим лейтенантом, командиром звена 40-го истребительного авиационного полка. С первых же дней войны он оказался на самой передовой линии боёв. Тяжёлые это были дни. Враг уничтожая всё на своём пути, продвигался на восток. С болью в душе слушал Павлов сообщения о том, что немецкая авиация производит налёты на Москву.

В конце Сентября 1941 года противник почти вплотную приблизился к Ростову. По нескольку вылетов в день делал Павлов, отражая натиск врага. Однажды Александр в составе группы истребителей вылетел на штурмовку живой силы и техники противника. Подходя к заданному рубежу, лётчики увидели, что к переднему краю наших войск приближается армада "Юнкерсов" под прикрытием нескольких Ме-109. Ведущий группы Иван Пилипенко немедленно распорядился о действиях каждой пары, а сам бросился на перехват бомбардировщиков. Расколов строй "Юнкерсов", он поджёг один вражеский самолёт. А в это время Александр Павлов и Николай Клепиков со своими ведомыми пошли в атаку на "Мессеров". Они с ходу вступили в неравную схватку с врагами.

В бешенной "карусели смерти" замелькали силуэты немецких Ме-109 и наших И-16. Выходя из атаки, немецкий самолёт взмыл прямо перед носом самолёта Клепикова, едва не столкнувшись с ним. Но идущий рядом Александр Павлов поймал его в прицел и выпустил короткую очередь. Огненные трассы прошили фюзеляж Ме-109.

Продолжая бой, Павлов вдруг заметил, как один из "Мессеров" пристроился в хвост самолёта Клепикова. Не медля ни секунды, Александр бросился на врага и с короткой дистанции выпустил по нему прицельную очередь. И почти в тот же миг светящаяся струйка пуль пронеслась у Павлова над головой. Это стрелял уже немецкий пилот, незаметно пристроившийся к машине Павлова, когда тот шёл на выручку друга. Так, спасая Клепикова, Павлов чуть сам не оказался добычей врага. Когда лётчики вернулись с боевого задания, Николай Клепиков тут же, у самолёта, расцеловал Павлова, "подарившего" ему, как он выразился жизнь.

Каждый день приносил всё новые и новые победы звену Александра Павлова. Крепло боевое мастерство лётчиков, росло число сбитых ими самолётов. Они надёжно прикрывали боевые порядки наземных войск, часто сопровождали в тыл врага наши штурмовики и бомбардировщики. И почти во всех этих боях Павлов был в первых рядах.

Надолго запомнился в полку бой четвёрки истребителей, которую возглавил Павлов, с девяткой бомбардировщиков Не-111. Уже на третьей минуте воздушной схватки 3 немецкие машины были сбиты метким огнём наших лётчиков. Остальные, беспорядочно сбросив бомбовой груз, поспешили повернуть назад.

К началу 1942 года на боевом счету Павлова уже числилось около 10 лично и в группе с товарищами сбитых самолётов врага. На груди командира звена поблескивали два новеньких ордена Красного Знамени. И всё же настоящее мастерство воздушного бойца Александра Павлова проявилось несколько позже.

Весной 1943 года полк, в котором служил А. Г. Павлов, был преобразован в Гвардейский и стал именоваться 41-м ГвИАП. Лётчики полка срочно переучились на новый самолёт Ла-5. Александр Павлов был выдвинут на должность командира 1-й эскадрильи. Вскоре ему присвоили очередное воинское звание.

Следую традициям Первой Мировой войны, многие лётчики рисовали на бортах машин или капотах двигателей различные изображения, в том числе и карточных тузов, часто в сочетании с иными эмблемами и рисунками. На капоте своего истребителя Александр нарисовал красное сердце ( или Червовый Туз ). Подобные украшения были и на машинах Алексея Алелюхина, черноморца Юрия Шипова, многих других пилотов.

Ла-5 А.Г.Павлова
Ла-5 А. Г. Павлова, 1943 г.

К Июлю 1943 года командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Капитан А. Г. Павлов совершил 392 боевых вылета, провёл 83 воздушных боя, сбил 10 самолётов противника лично и 16 в составе группы. За свои подвиги он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Когда начались тяжёлые и упорные бои на Курской дуге, Гвардейцы делали в день по 5 - 6 вылетов. Они смело вступали в бой, очищая небо от вражеской авиации. Однажды шестёрка Ла-5 во главе с Гвардии Капитаном А. Г. Павловым вылетела на прикрытие наших войск в районе Белгорода. Погода стояла сложная: густая пелена дымки заволакивала небо и затрудняла лётчикам ориентировку. Подлетая к району цели, ведущий группы вдруг услышал знакомый позывной командира корпуса, который приказвал "Лавочкиным" немедленно преградить путь немецким бомбардировщикам.

Напрягая до боли в глазах зрение, Павлов стал внимательно всматриваться в даль, откуда должна была появиться армада немецких бомбардировщиков. Враг не заставил себя долго ждать. Вскоре в небе появилось множество точек, которые быстро увеличивались.

Павлов скомандовал Николаю Клепикову сковать боем группу прикрытия врага, а сам парой бросился на перехват бомбардировщиков. Немецкие пилоты не заметили, как со стороны солнца на них внезапно обрушилась шестёрка "Лавочкиных".

Наблюдавшие с земли отчётливо видели, как наши истребители, используя своё преимущество в высоте, меткими очередями расстреливали "Юнкерсы". Уже первая атака Павлова принесла ему и первый успех. Объятый пламенем вражеский бомбардировщик камнем пошёл вниз и врезался в землю. А в это время другие Гвардейцы, воспользовавшись замешательством врага, сбили ещё одну машину.

"Мессеры" попытались прорваться на выручку своим подопечным, но всюду натыкались на прочный заслон "Лавочкиных". Пока немецкие пилоты выискивали удачный момент для ответной атаки, Павлов сделал стремительный разворот и с задней полусферы ударил по "Мессеру" из пушек. Тот развалился на части и, роняя горящие обломки, рухнул на землю...

Ла-5 А.Г.Павлова

Замечательный бой провели Гвардейцы и 11 Июля 1943 года. В тот день в полк пришла телефонограмма командования: срочно выделить наиболее храбрых и умелых лётчиков для обеспечения надёжного прикрытия наших войск. Командир полка П. Ф. Чупиков, посоветовавшись со своими заместителями, остановил свой выбор на двух командирах эскадрилий - Александре Павлове и Александре Куманичкине. Быстро изучив задание, Гвардейцы поднялись в воздух.

Погода не благоприпятствовала полёту. Кучевая облачность сковывала действия истребителей. Павлов со своей группой шёл под самыми облаками. Подходя к цели, он первым заметил слева приближающуюся девятку "Юнкерсов" под прикрытием четвёрки Ме-109. Наши лётчики молниеносно врезались в строй врага. С первого же захода ведущие групп Павлов и Куманичкин сбивают по одному самолёту противника. Выходя из атаки, Павлов увидел, как немецкий лётчик старательно пристраивается к ведомому второй пары. Не раздумывая, Александр делает переворот через крыло, и он в хвосте у Ме-109. Короткая очередь, и, окутанный пламенем, с воем несётся к земле еще один "Мессер"... Девять самолётов сбили в этом бою отважные Гвардейцы. Три из них выпало на долю командира эскадрильи Александра Павлова.

...Однажды Александр Павлов с группой молодых лётчиков вылетел на свободную охоту. Уже через несколько минут полёта на высоте 1500 метров они встретили пару FW-190, возвращавшихся с задания. Павлов приказал своим подчинённым уничтожить противника. Те немедленно бросились в атаку и, не обращая внимания на солидную дистанцию, отделяющую их от самолётов противника, открыли огонь. Немцы решили не принимать боя. Они поспешно стали уходить. Заметив это, Павлов сам бросился в атаку. Настигнув одного из "Фоккеров", он послал короткую пристрелочную очередь. Вторая огненная трасса впилась в мотор FW-190. Оставшись один, другой немецкий лётчик пытался спастись, но меткая очередь Гвардейцев настигла и его...

А вскоре после этого боя Александру Георгиевичу Павлову, на личном счету которого имелось уже около 15 сбитых самолётов врага, было присвоено звание Героя Советского Союза. В одном из своих писем к отцу, Павлов писал в те дни: "Трудная задача быть первым, ведущим, как у нас говорят, но всё же мне пока удаётся выполнить твой наказ. Надеюсь, что и мои друзья - динамовцы не уступят другому первого места на трудовой вахте".

Вряд ли на заводе "Динамо" кто не знал тогда об этом письме. И всё же больше всего гордился этим Георгий Яковлевич Павлов - отец героя. Он радовался, что его сын не только помнит о его, отцовском, наказе быть первым, но и строго выполняет его.

А.Лобанов и А.Павлов
А. Лобанов и А. Павлов ( справа )

Фотография, которую вы видете, была помещена в одной из фронтовых газет. Надпись под ней гласила:

"Лётчики - истребители Герои Советского Союза Гвардии Майор Александр Павлов ( справа ) и Гвардии Капитан Александр Лобанов, вместе сбившие в воздушных боях 43 немецких самолёта".

К сожалению, точной даты этого снимка пока установить не удалось.

В начале 1944 года, после окончания Курсов усовершенствования командного состава, Гвардии Майор А. Г. Павлов был выдвинут на должность командира полка. Большие и ответственные задачи выполняли лётчики под его командованием. Они сражались над Днепром, Вислой и Шпрее. И всегда без промаха, по - Гвардейски разили врага.

Ла-5Ф А.Павлова, 1944 год
Ла-5Ф А. Г. Павлова, 41-й ГвИАП, 1944 г.

Свой последний воздушный бой Гвардии Подполковник А. Г. Павлов провёл в Мае 1945 года в небе над Берлином. А через несколько дней страна салютовала в честь воинов - победителей Великой Отечественной войны... К тому времени отважный лётчик - истребитель Александр Георгиевич Павлов совершил более 500 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 20 вражеских самолётов лично и 16 в группе с товарищами.

Сайт управляется системой uCoz



Саша Павлов на земле и в воздухе.

Возврат

Н а з а д