Саша Павлов на земле и в воздухе.

Известный советский лётчик - истребитель, Герой Советского Союза Александр Сергеевич Куманичкин в своей книге "Чтобы жить..." много места уделил однополчанам, в том числе и Александру Павлову. Некоторые выдержки из этой книги и предлагаются вашему вниманию.

Линия

Комэск-1 Капитан Павлов пользовался в нашем полку исключительным авторитетом. Мы любили его за трезвость ума, за надёжность в бою, за то, что никогда не терялся Саша в самых сложных ситуациях. Есть люди, о которых говорят: "Этот твёрдо стоит на ногах". Александр Павлов был именно таким человеком. Не один десяток совместных боевых вылетов сделали мы с ним, и я всегда знал: на Павлова можно с уверенностью положиться в самом трудном бою.

Для Саши вообще не было безвыходных положений. Его прирождённое лётное чутьё и высокая техника пилотирования становились решающими факторами в тех случаях, когда иные пасовали. Если о лётчике можно сказать "пушкинский талант", то у Саши он был наверняка. И в характере Павлова было что - то пушкинское - искромётность, неиссякаемая бодрость, цепкость мастера и... мальчишеское озорство.

Помню, вызывает меня командир полка вместе с другими комэсками. Пока я шагал из расположения своей эскадрильи, Павлов и комэск-3 Лобанов уже пришли на КП. Тропинка ведёт меня вдоль кромки леса между капониров. Вдруг слышу рёв самолётов. Неба за деревьями мне не видно, поэтому я не знаю, что происходит в воздухе. Однако уже на подходе к КП слышу знакомый свист и вой падающих бомб. Недолго думая, падаю на землю. Свист мгновенно прекращается - взрывов нет. Встаю и вижу улыбающихся Павлова, Лобанова, штабных офицеров.

Оказывается, Павлов пообещал им, что положит меня на землю... Были у нас сигнальные ракеты, напоминающие при полёте звук падающих бомб. Вот такими - то ракетами и выстрелил Павлов, заметив, что я приближаюсь к КП.

Когда я поднялся, Саша как ни в чём не бывало участливо спросил:

- Что, Саня, ложишься ?  Устал, что ли ?

- Один - ноль в твою пользу, - отвечаю, - подожди, отыграюсь.

Случай отыграться представился довольно скоро. Когда моя шестёрка выруливала на взлёт, я заметил, что Павлов со своими ребятами сидит неподалёку, "травит баланду", тычет в мою сторону пальцем и хохочет. И ребята его смеются. "Подожди, сейчас тебе не до смеха будет", - подумал я и дал команду своей группе развернуться на взлётную полосу точно возле Павлова. А сидел он со своими лётчиками, надо сказать, около песчанной дороги...

Вся моя шестёрка аккуратно выполнила команду, обдав Павлова тучей пыли. Вдобавок ко всему перед самым разворотом мы ещё и газанули - эффект превзошёл все ожидания: не скоро потом Саша и его товарищи привели себя в порядок.

Наша группа ушла на задание, а когда мы вернулись и я стал заруливать самолёт к месту стоянки, там меня уже ждал Павлов с увесистой дубинкой. Я, расстегнув кобуру, кричу ему:

- Брось дубинку. Иначе не вылезу. И стрелять буду !

- Всех не перестреляешь, - угрожающе машет дубиной Павлов. - Поглажу спину разок, тогда брошу.

- Саша, - кричу я ему, - не подходи. Я малярийный, заразишься !   Ещё и самолёт поломаешь !

- Ладно, живи пока, - Павлов отбросил дубинку, - считай, что счёт стал один - один.

Вот, может подумать читатель, тут война, а они шутки шутят. Дело в том, что тогда, в дни огромного напряжения, нам требовалась хоть небольшая эмоциональная разрядка. Эти маленькие эпизоды, конечно же, не составляли существа нашей повседневной фронтовой жизни. Бои были тяжёлыми. А когда наступала короткая пауза между схватками - бывало и подтрунивали друг над другом...

*   *   *

Переодически в полк прибывало молодое пополнение и их приходилось постепенно вводить в строй. Обучать молодых пилотов приходилось в разных условиях - и в тренировочных полётах и в бою. Разумеется, в последнем случае с ними всегда был кто - то из опытных пилотов.

Так, однажды командир 1-й эскадрильи Александр Павлов получил задание: сбить появившийся над расположением наших наземных войск самолёт - корректировщик "раму", как называли в войсках FW-189 из - за двойного фюзеляжа. Павлов повёл по тревоге группу из 4 машин, с опытными ведущими шли совсем молодые лётчики. Обнаружив "раму", Павлов дал команду ведомым атаковать врага, оставшись с другим ведущим в прикрытии. Расчёт был прост: "рама" не слишком приспособлена для ведения воздушного боя, численное превосходство с нашей стороны подавляющее, серьёзной опасности для молодых лётчиков нет.

FW-189

Немецкий самолёт - корректировщик Fokke-Wulf FW-189 - "рама".

Правда, Саша не учёл одного обстоятельства: FW-189, несмотря на свой неуклюжий вид, обладал отличной маневренностью, так что даже опытному лётчику не так - то просто было сбить эту машину. "Раму", обладающую ещё и потрясающей живучестью, можно было сбить при внезапной атаке, но если её пилот заметит, что к нему приближается противник, тотчас же начнёт маневрировать, и поразить цель в этом случае значительно труднее.

Когда молодые лётчики получили приказ атаковать, они азартно ринулись на свою жертву, открыв огонь явно раньше времени ( сказался недостаток опыта и желание не ударить в грязь лицом ). Очереди прошли мимо "рамы", и FW-189, маневрируя, стал уходить к линии фронта. Павлов дал команду ведомым прекратить атаку и вместе с напарником пошёл на сближение с вражеским самолётом. Опыта и мастерства Павлову не занимать, и с первой же атаки у "рамы" загорелся один из моторов. Видя, что самолёт врага задымился, молодые лётчики вновь набросились на врага.

Ла-5 А.Г.Павлова

В пылу маневров кто - то из них, не видя, должно быть, ничего, кроме "рамы", своим левым крылом ударил по самолёту Павлова. "Рама" перешла в беспорядочное падение, но и Сашин истребитель получил повреждение. Правда, Павлов сумел выровнить резко накренившуюся машину и удержать её в горизонтальном полёте, но тряхнуло его основательно. Высота была небольшая, и, я думаю, что будь на месте Саши менее опытный пилот, катастрофы бы не избежать. А виновник происшествия, даже не заметив, что едва не погубил своего командира, победно взмыл вверх - дескать, знай наших...

На земле, когда Павлов стал укорять молодого лётчика за небрежность, тот искренне удивился:

- Что вы, товарищ Капитан, это зенитка вас задела, а не я.

- Какая же может быть зенитка ! - возмутился Павлов. - Высота была маленькая, зенитка на такой высоте и не стреляет. И консоль у самолёта смята, а не пробита...

Он подвёл незадачливого спорщика к правому крылу своего самолёта. Потом подошли к другому самолёту - там смята левая консоль.

- Смотри, убедись сам !..

Молодому лётчику ничего не оставалось, как признать правоту своего командира:

- Виноват, товарищ Капитан, больше такого не повторится !

- То - то, не повторится, - проворчал Павлов. - А то сами же своих перебъёте, с кем останетесь ?

Но ворчал он уже больше по привычке: понимал комэск, что молодые рвутся в бой, хотят на деле показать свою храбрость...

( Из книги А. С. Куманичкина " Чтобы жить..." )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д