Родился 13 Апреля 1920 года в селе Нехайки, ныне Драбовского района
Черкасской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы.
Работал слесарем на заводе в городе Днепродзержинск, учился летать в местном
аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Качинскую военную
авиационную школу лётчиков.
С Июня 1941 года в действующей армии. К Августу 1943 года заместитель
командира эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка ( 11-я смешанный
авиационный корпус, Брянский фронт ) Старший лейтенант И. Н. Степаненко совершил
232 боевых вылета, сбил 14 самолётов противника. 13 Апреля 1943 года за мужество
и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание
Героя Советского Союза.
К Февралю 1945 года командир эскадрильи того же полка ( 185-я
истребительная авиационная дивизия, 14-й истребительный авиационный корпус,
15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт ) Майор И. Н. Степаненко совершил
395 боевых вылетов, сбил 32 самолёта противника, за что 18 Августа 1945 года был
награждён второй медалью "Золотая Звезда".
Всего выполнил 414 успешных боевых вылетов, провёл 118 воздушных
боёв, лично сбил 33 вражеских самолёта и 8 в составе группы.
После войны Иван Никифорович продолжал служить в ВВС. В 1949
году окончил Военную академию имени Фрунзе, в 1957 году - Военную академию
Генерального штаба. С 1976 года Генерал - Майор авиации И. Н. Степаненко - в
запасе. Жил в городе Львове. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени
( трижды ), Александра Невского, Отечественой войны 1-й степени ( дважды ) и
2-й степени, Красной Звезды ( пять ), "За службу Родине в Вооруженных Силах
СССР" 3-й степени, медалями. На родине Героя установлен бронзовый бюст. Автор
книги - "Пламенное небо".
* * *
Иван Степаненко родился 13 Апреля 1920 года в селе Нехайки
Полтавской губернии. Рано потерял родителей, воспитывался сестрой. Его
незаурядный характер проявился уже в детские годы, когда мальчик упорно
совмещал занятия в школе с тяжёлым крестьянским трудом. Окончив семилетку, он
уехал в Днепродзержинск на завод, где работал его брат. Здесь юноша поступил
в аэроклуб, зарекомендовав себя, получил направление в Качинскую военную
авиационную школу, которую окончил в 1941 году.
Свою боевую деятельность cержант Степаненко начал в середине
Июля на Южном фронте, в районе Балты. Боевое крещение принял в Январе 1942 года,
вскоре после перевооружения на "Харрикейн". На этой громоздкой английской машине
15 Июня он одержал свою первую победу, уничтожив пикировщик Ju-87. Тяжело
гружённые "Юнкерсы" шли бомбить наш передний край. Наметив себе "Лапотника",
Иван вслед за ведущим устремился в атаку. Сблизился настолько, что промахнуться
было уже нельзя. Реактивные снаряды поразили вражеский самолёт между кабиной и
плоскостью. Первая победа ! Она окрыляет любого. За ней последовали и
другие.
В Августе, сбив истребитель Ме-109, сам попал под удар, был
ранен в лицо и шею многочисленными мелкими осколками и, приземлив подбитую
машину в горящей степи, поднял тучи пыли, чем избавил себя от штурмовки с воздуха...
Степаненко повезло - нередко летая ведомым уже известного лётчика
Анатолия Морозова, он быстро постиг многие "секреты" победных атак. Каждая схватка
в небе была для молодого лётчика учёбой. Степаненко умел делать правильные выводы
на будущее из успехов и неудач.
В первом же бою на Як-7Б на Сталинградском направлении он сбил
Ме-109 и вновь был подбит сам, вновь сел на вынужденную и чудом остался жив в
скапотировавшем самолёте. В начале Сентября лётчика включают в спецгруппу для
борьбы с немецкими асами - первое в советских ВВС подразделение, решавшее задачи
"свободной охоты". Здесь его соратниками были Додонов и Борис Бугарчев, однополчане
Рязанов и Амет - хан Султан.
Настоящая зрелость пришла к нему именно под Сталинградом где,
будучи командиром звена, с осени 1942 и до начала 1943 года, Иван совершил 97
боевых вылетов, в 17 боях сбил 6 самолётов врага лично ( Ju-88, Ju-87, FW-189 и
3 Ме-109 ) и 6 - в группе. Один из таких вылетов запомнился ему особо.
6 Октября 1942 года он вместе с лётчиком Мочалиным вылетел на разведку.
В районе Абганерово, несмотря на ураганный зенитный огонь, сфотографировали вражеские
позиции. Но вот появились 4 "Мессера" и устремились в погоню. Они настигли разведчиков
у самой линии фронта и закрутили "карусель". Степаненко удалось сбить одного, но другие
повредили машину его ведомого. Приказав товарищу уходить, Иван связал боем оставшуюся
тройку. В лобовой атаке он сбил ещё одного "Месса", сам был подбит ( в шестой
раз ), вновь ранен в лицо и вновь приземлил свой "Як" на брюхо в степи. Позднее
Степаненко вспоминал, что именно тогда он ощутил рост своего боевого мастерства.
Машина повиновалась абсолютно, он предвидел маневры соперника, умел выждать его
малейшую ошибку и уже не упустить свой шанс. И действительно, после того боя он
не знал поражений.
...Возвратившись из госпиталя, лётчик нашёл, что лучшие бойцы
полка, за исключением Погорелова, Рязанова и Шмелёва переведены в 9-й ГвИАП -
полк асов. Был приглашён туда и Степаненко, но уклонился от престижного перевода.
Под Новый год он был отмечен целым рядом знаков признания ратных
заслуг. Ему вручили сразу 2 ордена - Красного Знамени и Отечественной войны,
приняли в партию, присвоили звание Лейтенанта, назначили командиром звена,
вручили именной Як-1 - "От колхоза имени Чапаева".
Свою очередную победу он одержал в начале Января 1943 года,
когда, сразу после посадки заметив группу тяжёлых самолётов противника и без
дозаправки взлетев, поджёг Ju-52. Горючее кончилось после атаки, и, спланировав,
он едва - едва "уместил" свой "Як" на краю аэродрома.
Як-9 Старшего Лейтенанта И. С. Степаненко, 4-й ИАП, лето 1943 года.
В Апреле - Мае 1943 года в составе 3-й эскадрильи Майора И.
Шмелёва он участвовал в битве на Кубани, где сбил 3 Ме-109.
В Июле полк перевооружили на Як-9Т. Степаненко получил машину с
бортовым номером "17", на капоте которой нарисовали тигра, настигающего в прыжке
карикатурного Геббельса. В первом же вылете на новом "Яке" он "забрал в сумку"
очередного "Мессера", а 1 Августа уже в ранге комэска в двух вылетах уничтожил
по FW-190. Вообще в Августовских боях ас специализировался по "Фокке - Вульфам",
уничтожив 4 FW-190 и 1 FW-189, лишь в конце месяца разбавил однообразие, сбив Ме-109.
В середине Ноября после недолгого отдыха лётчики полка вернулись
к боевой работе, и Степаненко вскоре в сложном позиционном бою восточнее Идрицы
сбил "раму" - корректировщик FW-189.
В конце 1943 года он был назначен командиром эскадрильи 4-го
авиаполка, действующего уже на Прибалтийском фронте.
3 Марта 1944 года он одержал одну победу, ознаменовавшую появление
в Красной Армии принципиально новой системы вооружения: по наведению с радиолокационной
станции "Редут-1" сбил разведчик Ju-88.
13 Апреля 1944 года Ивану Никифоровичу Степаненко было присвоено
звание Героя Советского Союза. В этот день отважному воздушному бойцу исполнилось
ровно 24 года.
Як-9Т командира эскадрильи 4-го ИАП Майора И. Н. Степаненко, 1944 год.
В госпитале, куда он попал с воспалением среднего уха, товарищи
по палате удивлялись его олимпийскому спокойствию. Сутками напролёт он отсыпался
"впрок", а на их "разнокалиберные" шутки замысловато отвечал, что лучше переесть,
чем недоспать. Именно здесь он и узнал о присвоении ему звания Героя, что, впрочем, никак
не повлияло на режим, и, получив приглашение в Кремль, полный самообладания,
отправился туда, чтобы получить "Золотую Звезду" из рук Калинина.
Ему определенно везло той весной: возвращаясь на фронт, он
познакомился с Татьяной, очаровавшей совсем уж было невозмутимого парня. Осенью
она стала его женой...
Летом 1944 года на одном из участков 2-го Прибалтийского фронта
в воздухе появился истребитель - "молния", гроза немецких самолётов. Это был Иван
Степаненко - на левой стороне фюзеляжа его машины действительно красовалась молния
и три ряда красных звезд - символы одержанных им побед. В конце Июля, сбив сзади
- в упор вражеский истребитель, Степаненко увидел, как пламя лизнуло самолёт врага
и завихрилось в кабине, как взметнулся и сбросил фонарь лётчик... В Сентябре, в
лоб "развалив" FW-190 на прикрытии Ил-2, пилот "в метре" разминулся с большим
обломком крыла. Всего же, в течение 1944 года Иван Степаненко уничтожил 8
самолётов противника, включая новейший истребитель FW-190D.
16 Февраля 1945 года восьмёрка Як-9, возглавляемая комэском
4-го ИАП Майором Иваном Степаненко, вылетела для "расчистки воздуха" перед налётом
группы Ил-2, которые должны были нанести удар по немецким и латвийским частям в
районе Тукумс - Либава.
Наша группа состояла из ударного звена и звена прикрытия, эшелонированных
по высоте. Hад целью ударное звено во главе с Дважды Героем Советского Союза Майором
Алексеем Рязановым, завязало бой с четвёркой "Фокке - Вульфов - 190". Одновременно
звено Ивана Степаненко было атаковано двумя группами немецких истребителей,
появившихся со стороны Балтийского моря.
Однако лишь одному FW-190 удалось прорваться к нашим штурмовикам.
Встреченный дружным огнём бортовых стрелков, немец шарахнулся в сторону, был
расстрелян Майором Рязановым и, заваливаясь на правое крыло, врезался в землю.
Вскоре Иван Степаненко сбил ещё один "Фокке - Вульф" ( это была 30 победа
прославленного Аса ). Потеряв два истребителя, противник прекратил атаки. Одним
из пилотов сбитых "Фоккеров" оказался 4-й по результативности Ас Люфтваффе,
командир 2-го штаффеля JG 54, Обер - лейтенант Отто Киттель, имевший уже 267
побед ( другим - унтер-офицер Альбрехт Лихт ).
Свою последнюю победу комэск 4-го ИАП Майор Степаненко
одержал над Курляндским полуостровом 8 Мая 1945 года. Противник, окружённый в
районе Тукумса и Либавы, пытался вырваться из котла. Транспортный самолёт Ju-52,
до предела набитый офицерами и генералами, взлетел с аэродрома Серава и взял
курс на Швецию. Но не долетел - он был сражён истребителем - "молнией".
К концу войны Иван Степаненко совершил 414 успешных боевых
вылетов, провёл 118 воздушных боёв, сбил 33 вражеских самолёта лично и 8 - в группе,
став одним из наиболее выдающихся cоветских асов летающих на самолётах А. С. Яковлева.
За мужество и отвагу, проявленные в боях с противником, 18 Августа 1945 года -
в первый послевоенный праздничный День авиации - командир эскадрильи Майор И. Н.
Степаненко был награждён второй медалью "Золотая Звезда".
После войны Иван Никифорович продолжал служить в ВВС, окончил
две академии. Занимал ряд командных постов, но постоянно летал, в совершенстве
освоив и реактивные машины. Глядя на то, как Генерал Степаненко пилотировал
сверхзвуковой ракетоносец, трудно было поверить, что пилоту уже более 50 лет.
Лётное долголетие прославленного воздушного бойца, его неутомимось в работе и
неиссякаемая энергия, вызывали чувство особого уважения у молодых авиаторов.
|