Краснов Николай Фёдорович |
Родился 9 Декабря 1914 года в деревне Княжиничи, ныне Гороховецкого района Владимирской области. Жил в Перьми. Окончил среднюю школу. В 1929 - 1930 годах работал ответственным секретарем райсовета физкультуры. В Красной Армии в 1930 - 1934 годах и с 1941 года. В 1934 году окончил Тамбовскую авиационную школу лётчиков, работал пилотом Гражданского Воздушного Флота, а с 1938 года лётчиком - испытателем ОКБ-19 и завода № 19 имени И. В. Сталина. С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Декабрю 1943 года командир эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка ( 295-я истребительная авиационная дивизия, 9-й смешанный авиакорпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) Майор Н. Ф. Краснов совершил 279 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боёв, в которых лично сбил 31 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 29 Января 1945 года погиб в воздушном бою. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями. Похоронен в Одессе. Именем Героя названы улица в городе Гороховец, микрорайон и улица в Перьми, где установлены 2 мемориальные доски ( одна на доме, где он жил, по улице Героев Хасана ). В Одессе живут жена Краснова - Евдокия Никифоровна, много лет проработавшая в ОКБ-19, его дочь Ирина и внук Александр. * * *Имя этого блестящего аса, одного из лучших воздушных бойцов Советских ВВС в Великую Отечественную войну, известно не так широко, как он того заслуживает. Непобедимый в воздушном бою, он замёрз в скапотировавшем при вынужденной посадке истребителе. Дважды Герой Советского Союза Н. М. Скоморохов, считавший себя многим обязанным Краснову, писал о нём: "...В воздухе держится легко, непринуждённо, абсолютно всё видит, его маневр - экономичен, расчётлив, огонь - короток и точен. Почерк настоящего аса. Позже мы убедимся в том, что он воздушный бой не ведет, а как бы творит его. Он жил только небом... На земле он тоже не отличался многословием. Был строг и беспредельно честен". Николай Краснов родился в Декабре 1914 года в исконно русских местах, в деревеньке Княжиничи, что на правом "высоком" берегу Клязьмы, совсем рядом со старинным уездным городом Гороховцом, на границе Владимирской и Нижегородской губерний. Седьмой ребёнок в семье котельщика, он рано узнал нужду и голод. От природы крепкий и отважный, предоставленный самому себе, Николай был вожаком таких же полубеспризорных оборванцев. Революция открыла таким, как он, веру в будущее, в себя, окрылила грандиозностью задач. Он оканчивает школу и в 15 лет становится ответственным секретарем райсовета физкультуры: сказалась его незаурядная спортивная одарённость. Он хорошо плавал и играл в футбол, крутил солнце на перекладине, а в 1928 году участвовал в Первой всесоюзной спартакиаде. Однако, наверное, не будет преувеличением сказать, что большинство мальчишек того времени влекла авиация. Летающая машина, будто прилетевшая из сказки, стала реальностью: всё чаще её можно было увидеть в небе над родными местами, а порой даже потрогать рукою. В 1930 году Краснов был призван в ряды Красной Армии и в Декабре принят во 2-ю Тамбовскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1934 году. Когда срок его службы истек, он демобилизовался и пришёл в Гражданский Воздушный Флот, где почти 4 года проработал пилотом. Должность воздушного извозчика не могла удовлетворить деятельную и творческую натуру Краснова. В 1938 году он был принят на должность заводского лётчика - испытателя. В предвоенный период мощные авиационные моторы М-62 и М-63 после наземных испытаний проходили сложные испытания в лётных условиях, на самолётах различных типов. Перед войной группа молодых лётчиков - испытателей пришла в ОКБ: Н. Краснов, М. Загуляев, А. Малявин, В. Кондрашков. Здесь же оказались лётчики - испытатели и постарше, имевшие опыт службы и даже боёв с белофиннами, на Дальнем Востоке, в Китае: С. Сенкевич и Б. Хлястич. Николай Краснов считал Сенкевича своим учителем лётного дела на истребителях И-15, И-16, И-153. Они жили в одном доме, дружили семьями. Война нарушила все планы... Через несколько дней после объявления войны ушли на фронт добровольцами Краснов, Сенкевич, бортмеханик Чухустов, моторист Шилоносов... В Москве Николай был направлен в состав 402-го истребительного авиаполка особого назначения под командованием П. М. Стефановского, сформированного на базе НИИ ВВС и Наркомата авиапромышленности исключительно из лётчиков - испытателей. Этот полк будет самым результативным в стране, он уничтожит в боях 810 самолётов противника и в их числе 5 самолётов будет сбито Красновым. Первые же воздушные бои с противником показали, что у Краснова были хорошие наставники. Защищая небо Москвы, участвуя в боях на Северо - Западном фронте, Николай Фёдорович понимал: работа лётчиком - испытателем в ОКБ-19 дала ему бесценный опыт. Знание тонкостей в эксплуатации двигателя самолёта приносило чувство уверенности в полётах. Молодой лётчик - истребитель не уступал в мастерстве старшим товарищам. Свою первую победу он одержал уже в первом бою 28 Июля, уничтожив на МиГ-3 в районе Старой Руссы истребитель Ме-109. Через 3 дня над Новгородом сбивает бомбардировщик Ju-88. Уже в первых боях вырабатывается его характерный почерк: он стремительно сближается с самолётом противника до минимального, не предусмотренного никакими инструкциями, расстояния и с дистанции в 20 - 30 метров, как правило сзади - снизу, открывает огонь. Истребитель МиГ-3. На такой машине сражался в начале войны лётчик 402-го истребительного авиаполка особого назначения Николай Краснов. В конце Сентября 1941 года лётчиков - испытателей вернули на заводы для продолжения работы по созданию новой техники. Краснов же на все запросы отвечал: пока идет война, его место на фронте. 6 Октября 1941 года, при посадке на свой аэродром, его неожиданно атаковали два вражеских истребителя. Николай получил первое ранение ( всего за войну их было 6, из них 2 тяжёлых ) и на 5 месяцев выбыл из строя. К тому времени на его счету было 5 сбитых вражеских самолётов. Свой первый орден Красного Знамени в Ноябре 1941 года Краснов получал в Кремле. Такой был заведён порядок на первом этапе войны. После госпиталя он сражался на Брянском и Юго - Западном фронтах, участвовал в боях под Сталинградом. Тяжелейшие бои над Волгой обескровили истребительный полк, в котором Краснов был штурманом, а затем командиром эскадрильи. Когда полк отвели с передовой для пополнения живой силой и техникой, Николай получил командировку в Пермь, где жили жена и дочь. Он отказался вернуться на завод и от предложения преподавать в Военно - Воздушной академии. Продолжалась Великая Отечественная... Он сражается на Кавказе, затем на Курской дуге. С особенной силой его воинский талант раскрылся в боях на юге Украины. Николай сражался напористо и умело, иногда сбивал по 3 - 4 самолёта за вылет. Так, представляя Краснова к званию Героя Советского Союза, командир 116-го истребительного авиаполка Подполковник Шатилин писал: "В боях за освобождение Запорожья с 10 Октября по 14 Октября 1943 года Майор Н. Ф. Краснов показал исключительно высокие боевые результаты, сбив за 7 боевых вылетов 7 самолётов противника: 6 Ме-109 и FW-189". Всего над Запорожьем он сбил 11 вражеских машин, к середине Ноября 1943 года довёл свой личный счет до 31 и по результативности уступал в то время только Покрышкину. О событиях тех лет лучше всего говорят документы. Вот строки из наградного листа: "...Командир эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка Майор Н. Ф. Краснов представляется к званию Герой Советского Союза за 31 лично сбитый им самолёт противника. Все сбитые самолёты подтверждены. За период работы на фронтах Отечественной войны Н. Ф. Краснов произвёл 279 боевых вылетов с общим налётом 267 часов. Провёл 85 воздушных боёв, в которых сбил 19 самолётов Ме-109, 2 самолёта Ju-88, 4 самолёта Ju-87, 1 самолёт Не-111, 1 самолёт Ме-110, 1 самолёт FW-190, 3 самолёта FW-189. Вверенная ему авиационная эскадрилья под умелым личным его руководством в воздушных боях за Родину сбила 71 самолёт противника при своих 3 боевых потерях. Как командир подразделения, является образцом требовательности к себе и подчинённым. Хороший руководитель как на земле, так и в воздухе". Этот наградной лист был составлен в конце Ноября 1943 года, а до своей гибели Краснов сам сбил ещё 15 самолётов противника, счет же сбитых им в групповых боях доходил до 20 ( по другим источникам на его счету 46 воздушных побед, одержанных лично и в составе группы ). Воевал Краснов в небе Болгарии, Румынии, Югославии и Венгрии. С группой самых опытных лётчиков вылетал на свободную "охоту". Наводил страх на вражеские войска, выполняя задания на трофейных "Мессершмиттах", захваченных на вражеских аэродромах. По свидетельствам однополчан, Краснов был не только талантливым, технически подготовленным лётчиком, но и умело учил молодых, за что пользовался большим уважением. Воспитывал в них чувство коллективизма, товарищеской выручки, столь необходимой воздушному бойцу. С ним любили летать все, потому что он не имел потерь, не ограничивал инициативу своих ведомых, часто передавая по рации: "Бейте ! Я прикрываю". Часто сбитый им самолёт записывал на личные счета своих ведомых. Это вселяло уверенность, поднимало дух у молодых, веру в свои возможности. В армейской газете "Защитник Отечества" Краснов вёл для молодых рубрику "Советы молодому лётчику". Щедро делился богатым опытом воздушного бойца, предостерегал от нарушений, расхлябанности, зазнайства. Писал он и о взаимодействии ведущего и ведомого, необходимости изучения района боевых действий, знания техники врага и умелой эксплуатации своей машины. В самом начале 1944 года из лучших лётчиков 295-й ИАД была создана эскадрилья "охотников", куда собрали признанных мастеров воздушного боя, таких, как Н. Скоморохов и В. Кирилюк, И. Новиков и О. Смирнов. Комэском был назначен Николай Краснов. Прежде чем приступить к боевой работе в составе вновь сформированной эскадрильи, он провёл серию насыщенных теоретических занятий, где был дан анализ собственного опыта, тактики противника, рассмотрены десятки приёмов воздушного боя. Первооткрывателем этих приёмов был сам комэск - творец и новатор, созидатель воздушного боя. Одной из таких находок стал боевой разворот с выходом в обратную сторону, открывавший большие возможности и мастерски продемонстрированный им в учебном воздушном бою вместе со Скомороховым. ...Шел 1944 год. Наши войска вели тяжёлые бои за освобождение Украины. Жестокие схватки происходили и в воздухе. В один из дней в зоне действия 17-й Воздушной армии разгорелся воздушный бой. Советский истребитель сбил два "Мессера", а затем врезался в строй вражеских бомбардировщиков. От меткой очереди загорелся один "Юнкерс", через минуту взорвался в воздухе второй. В это время на помощь отважному лётчику пришли его боевые друзья. Атаки следовали одна за другой. И противник не выдержал. Словно по команде он, сбросив бомбы за первой линией своих траншей, повернул обратно. Воодушевлённые победой авиаторов, в атаку пошли и наши пехотинцы. Вскоре противник был выбит с занимаемых позиций. В этом бою отличился Майор Н. Ф. Краснов. 4 Февраля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В Марте 1944 года Краснов был назначен заместителем командира 31-го истребительного авиационного полка, и вскоре прекратила существование сборная эскадрилья "охотников": возроптали командиры полков - в эскадрилью были отвлечены их лучшие силы. Всё это время он активно участвует в воздушных сражениях: только 2 Февраля 1944 года в 2 боевых вылетах ему удалось сбить 3 транспортных самолёта Ju-52... В Перми последний раз Николай Фёдорович побывал в Апреле - Мае 1944 года. Встречался с общественностью города, с заводчанами. Затем снова фронт, напряжённые воздушные схватки... В конце 1944 - начале 1945 годов Советские ВВС вели длительные бои в небе Венгрии. В один из дней группа лётчиков 31-го авиаполка под командованием Николая Краснова уничтожила сразу 9 самолётов противника. Служебные дела Николая Фёдоровича были отнюдь не столь блестящи как боевые. Человек независимый и гордый, он терпеть не мог чиновничьего надзора и попыток начальственного вмешательства в методы ведения боёв. Его же постоянно дергали, переводили из части в часть. При этом, несмотря на выдающиеся результаты боевой работы, в течение 2-х лет до самой своей гибели он оставался почти в одном и том же звании и должности. В Ясско - Кишиневской операции, а позднее в боях в странах Юго - Восточной Европы он довёл число своих личных побед, как минимум, до 44 и погиб 29 Января 1945 года при выполнении боевого задания в Венгрии, недалеко от озера Балатон. Ему шёл 31-й год. В архиве Министерства обороны СССР, уже после войны, был найден документ на представление ему звания "Подполковник" и материалы для награждения второй Золотой Звездой Героя Советского Союза... Данные о количестве проведённых им боевых вылетов противоречивы, наиболее достоверными представляются данные из наградного листа Николая Краснова, подписанного его другом и соратником, командиром 31-го ИАП Г. Д. Онуфриенко, где сказано, что к Февралю 1944 года Майор Краснов "произвёл 324 боевых вылета, из них на сопровождение - 102, на прикрытие войск - 108, на разведку - 78, на штурмовку - 36". На МиГ-3 он совершил 130 боевых вылетов, на ЛаГГ-3 - 19, остальные - на Ла-5. Провёл более 100 воздушных боёв, в которых сбил 1 Не-111, 4 Ju-88, 3 Ju-52, 3 FW-189, 2 Ме-110, 4 Ju-87, 26 Ме-109, 1 FW-190. Героев Советского Союза обычно хоронили на родной земле, но поскольку ближайшим городом в полосе 3-го Украинского фронта была Одесса, друзья провожали его в последний путь там. Городская газета писала в те дни: "Верного сына нашей Родины, бесстрашного сталинского сокола Майора Краснова знала вся страна. Он сбил на своём истребителе 46 вражеских самолётов. Грозное имя советского Аса вызывало у врага страх. Дорого заплатили фашистские бандиты за свои налёты на мирные советские города и сёла, за смерть советских людей. Вечная память тебе, Николай Фёдорович, и слава ! Родина никогда не забудет твоих подвигов, и имя твое войдёт в великую книгу героической борьбы советского народа за свою честь, свободу и независимость". |
Вражеские самолёты не прошли...
Последний вылет Н. Ф. КрасноваН а з а д