Последний бой Николая Краснова

Н.Ф.Краснов

Николай Федорович Краснов относится к числу тех советских асов, информация о которых, имеющаяся в различных источниках, довольно разноречива. Это относится как к общему итогу его боевой деятельности, так и к обстоятельствам его гибели.

Число воздушных побед одержанных Николаем Красновым трактуется в различной литературе весьма разнообразно, но при этом сводится к двум основным версиям: 46 личных побед и около 20 групповых, или же - 46 побед всего, т.е. лично и в составе группы.

Причина его гибели, так же, описывается по - разному: в одном случае Николай Краснов погиб в воздушном бою под Будапештом, в другом - вылетев для облета отремонтированной машины, при таране вражеского самолета - разведчика. Общее в этих описаниях лишь одно - пилот погиб при вынужденной посадке, в результате капотирования машины.

Вашему вниманию предлагается два отрывка из мемуаров участников Великой Отечественной войны, лично знавших Николая Краснова и совершенно по - разному описывающих его последний вылет. Какой из них соответствует действительности, я не знаю. Возможно, кто - то из читателей поможет разобраться в этом вопросе.

Версия первая - гибель в бою с "Фоккерами"

"В конце 1944 - начале 1945 годов Советские ВВС вели довольно напряженные длительные бои в небе Венгрии. В один из дней я получил приказ уничтожить вражеские танки в районе Пустасабольч. В прикрытие нам выделялись истребители Николая Краснова. Две группы "Илов" поднялись в воздух и взяли курс к цели.

Когда мы набрали высоту около 400 метров, к нам пристроились истребители сопровождения. Увидев, что Майор Краснов после взлета не убрал "ногу", я не сдержался и крикнул по радио:

- Николай !   У тебя не убралось левое шасси !

- Знаю ! - спокойно ответил он.

Его ответ показался мне самонадеянным. Я хорошо представлял себе, как трудно придется ему в воздушном бою. А в последние дни не было ни одного вылета, который бы не заканчивался встречей с противником.

- Краснов !   Иди обратно ! - передал я.

- За меня не беспокойся, - ответил он. - И на таком самолете я любого гада загоню в землю.

Я хорошо знал этого мужественного летчика - истребителя и верил ему. Больше того, я всегда завидовал его выдержке и хладнокровию. Ведь не зря ему присвоено звание Героя Советского Союза, не зря его грудь украшена еще двумя орденами Красного Знамени, Александра Невского, Ленина и Отечественной войны. Я согласился с Майором Красновым, но внутренне чувствовал неудовлетворенность таким решением. Если его подобъют, как он будет сажать самолет в поле на одно колесо ?..

Слева под крылом показался Дунай, а вот и Пустасабольч !   Южнее его видны танки и автомашины противника. Наши "Илы" атакуют вражескую технику реактивными снарядами и бомбами. Шестерка истребителей кружится над нами. Краснов держится недалеко от меня. Изредка слышен его спокойный басок:

- Поточнее, ребята !   Танки под деревьями, у дороги !

Наблюдая за атаками. Горят уже несколько танков и автомашин. Наконец все бомбы сброшены. Снарядов осталось не более трети боекомплекта - их нужно приберечь на случай воздушного боя. Наша группа перестраивается, готовясь к возвращению домой. В этот момент в небе появляется шестерка "Фоккеров"...

Вражеские истребители ринулись в атаку на приотставшие "Илы", но Краснов был начеку. Меткой очередью он срезал ведущего вражеской группы. Все штурмовики успели встать в оборонительный круг и начали отбивать атаки немецких истребителей. Вскоре еще два "Фоккера" упали на землю.

- Шмелев, уходи домой !   Мы с ними сами справимся, - передал мне Краснов.

- Понял, ухожу ! - ответил я и приказал штурмовикам перестроиться в "змейку".

Прижимаясь к земле, возвращаемся на свой аэродром. Под крылом уже промелькнула широкая лента Дуная. Но где же наши истребители ?

- Краснов !   Тебя не вижу !   Прием !

- Все в порядке !   Противник скован !   Вы в безопасности !   Сейчас догоним !

Вокруг нас действительно не осталось ни одного "Фоккера". Мы продолжаем полет и вскоре над нами появляются истребители прикрытия. Однако самолета ведущего среди них почему - то нет.

- Краснов !   Ты где ?

- Он подбит, пошел на вынужденную... - ответил мне чей - то взволнованный голос.

В эфире стало тихо. Мы летели над Венгерской равниной. Сели. А Краснов не вернулся... Через некоторое время мы узнали подробности его гибели.

После ухода штурмовиков от цели истребители прикрытия свалили еще двух "Фоккеров" и одного "Мессера" из вновь подошедшей группы. Но и самолет Краснова был подбит - вражеский снаряд угодил ему прямо в мотор. Николаю удалось выпустить вторую "ногу". Но при посадке на рыхлый снег его машина, едва коснувшись колесами земли, перевернулась...

Так погиб прекрасный человек и мужественный воздушный боец Николай Федорович Краснов, сын гороховецкого котельщика из деревни Княжиничи, Владимирской области, Герой Советского Союза. На его боевом счету было 39 уничтоженных самолетов противника".

( Из воспоминаний летчика - штурмовика Н. А. Шмелева )





Версия вторая - гибель при таране "Юнкерса"

"...Тяжело мы переживали гибель талантливого летчика Героя Советского Союза Н. Ф. Краснова. Мы познакомились с ним еще весной 1943 года, когда шли бои в районе Днепропетровска. Тогда он был командиром истребительной эскадрильи. По ряду причин его затем направили к нам, в инженерно - авиационную службу, на должность летчика - испытателя.

Краснов пробыл у нас больше года. А когда под Будапештом разгорелись тяжелые бои, командование разрешило ему вернуться в строевую часть и снова возглавить истребительную эскадрилью.

Николай Краснов воевал храбро и мастерски, в некоторые дни сбивал по два, а то и по четыре вражеских самолета. Погиб он при облете истребителя, на котором заменили мотор. Поскольку полет носил испытательно - технический характер и совершался в районе аэродрома, боекомплекта на машине не было.

Во время выполнения задания летчик заметил на подступах к аэродрому немецкий самолет - разведчик Ju-88. Сердце воздушного бойца не вытерпело, и он погнался за противником. По всей вероятности, Краснов таранил "Юнкерса". Его последнее сообщение по радио было лаконичным: "Срубил фрица !"

Летчик, к сожалению, не вернулся на аэродром. Перетянув через Дунай поврежденную машину, он спланировал на левый берег, угодил на старые окопы, и истребитель скапотировал. Николай оказался зажатым в кабине самолета, повиснув головой вниз на привязных ремнях. Наших солдат поблизости не оказалось. Когда же поисковая группа добралась до машины Краснова, летчик был уже мертв, он умер от кровоизлияния в голову..."

( Из воспоминаний авиационного инженера И. А. Прачика )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д