HSU HSU

Смушкевич Яков Владимирович

Я.В.Смушкевич

Жизнь этого человека можно сравнить с легендой. Яков Смушкевич прожил короткую, но яркую жизнь. Его имя по праву записано золотыми буквами в историю советской авиации. Из 39 прожитых им лет Яков Владимирович 23 года крепил военную мощь Страны Советов. Современники назвали его "гордостью Красной Армии".

Яков Смушкевич родился 14 Апреля 1902 года в местечке Ракишки, ныне город Рокишкис в Литве, в семье портного. Окончив всего 3 класса начальной школы, Яков был вынужден пойти работать - семья была большая ( кроме него в ней было еще 7 детей ), и заработков отца явно не хватало. Яков работал грузчиком в порту, а в 1918 году добровольно вступил в ряды Красной Армии.

Многие яркие страницы жизни и деятельности Я. В. Смушкевича связаны с Беларусью и ее столицей - Минском. Именно там сформировался его блестящий военный талант. Яков Владимирович был активным участником гражданской войны на территории Беларусии. С 1919 года он воевал на Западном фронте в качестве командира батальона и полка, был участником боев под Барановичами, взятия Сморгонского укрепленного района. Летом 1921 года комиссар полка Яков Смушкевич был назначен помощником военкома 36-го полка 4-й Смоленской стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в районе Борисова и Минска.

Через месяц дивизия передислоцировалась в Игуменский уезд. 36-й полк расположился в местечке Пуховичи. В это время 20-летний Яков Смушкевич замещал военкома полка. В Июне 1922 года ему с группой бойцов удалось проследить место укрытия крупной банды, терроризировавшей население Пуховичей. Бандиты были окружены и уничтожены. Именно Яков Смушкевич сыграл важную роль в разгроме банды атамана Березы, которая терроризировала население Игуменского уезда.

17 Сентября 1922 года Смушкевича назначают ответственным организатором партийной работы в 4-ю истребительную авиаэскадрилью, базировавшуюся в Минске. Именно с этого дня началась его почти 20-летняя служба в советской авиации. В Августе 1923 года Яков Смушкевич был назначен политруком 2-го отряда 4-й эскадрильи. И хотя политрук неплохо справлялся со своими обязанностями, он ощущал нехватку знаний. В Сентябре 1923 года Яков поступает на первый курс правового отделения факультета общественных наук Белорусского государственного университета. В Феврале 1926 года Смушкевич получает назначение на должность военкома Отдельного корпусного авиационного отряда, который дислоцировался в Бобруйске. В этом же году в Смоленске была сформирована авиационная бригада. Ее военным комиссаром назначили Смушкевича.

В 1936 году, через 5 лет - после окончания Качинской школы военных летчиков, он стал командиром и комиссаром 201-й легкобомбардировочной авиабригады, названной потом "имени Совнаркома БССР". Бригада размещалась в Витебске. Именно здесь, на этом ответственном посту в одном из древнейших городов Беларуси, сформировались замечательные летные и командирские качества Якова Смушкевича. Одной из важнейших заслуг командира и комиссара бригады является обучение воспитанию волевых качеств летчиков, превращение летчиков в профессионалов своего дела, отличных авиаторов Белорусского военного округа. "Школа Якова Смушкевича" дала нашей авиации десятки и сотни первоклассных пилотов, которые прославились в битве на Халкин - Голе, в Советско - Финляндской и Великой Отечественной войнах.

Осенью 1936 года Смушкевич вылетел в Испанию, где под именем "Генерала Дугласа" принял активное участие в боевых действиях в качестве старшего советника при командующем ВВС и командира авиационной группы советских летчиков. Он сыграл решающую роль в разгроме итальянского экспедиционного корпуса в Марте 1937 года под Гвадалахарой. Впервые в боевой авиации он использовал принцип сосредоточения крупных воздушных сил и массированных налетов. Чтобы сократить время, необходимое для перехвата фашистских самолетов, он ввел новый порядок взлета истребителей без предварительного их выруливания на старт. Но Яков Владимирович не ограничивался лишь общим руководством своих подчиненных. Лично участвуя в десятках боевых вылетов, он провел несколько групповых воздушных боев, а по некоторым источникам - даже имел воздушные победы.

Вернувшись на Родину, Я. В. Смушкевич продолжил работу над дальнейшим совершенствованием наших ВВС. 30 Апреля 1938 года, готовясь к Первомайскому параду, где он должен был вести головную машину, Яков Смушкевич потерпел аварию на самолете Р-10 и в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь. Врачам удалось спасти раздробленные ноги, однако одна из них стала значительно короче другой. Тем не менее, к всеобщему удивлению, спустя некоторое время Смушкевич не только стал ходить без посторонней помощи, но и вновь поднялся в небо !

Именной Р-10 Я.В.Смушкевича

Именной самолет Р-10 Я. В. Смушкевича, Апрель 1938 года.

В Июне 1939 года комкор Смушкевич возглавил советскую авиацию в борьбе с японскими самураями в районе реки Халхин - Гол в Монголии. О командирском и летном мастерстве Якова Владимировича как нельзя лучше свидетельствует оценка его действий выдающимся советским полководцем Георгием Жуковым, который во время боев на Халхин - Голе был командующим 1-й армейской группой. В его книге "Воспоминания и размышления" есть такие строки: "Командир этой группы Я. В. Смушкевич был великолепным организатором, отлично знавшим боевую летную технику, в совершенстве владея летным мастерством. Он был исключительно скромным человеком, прекрасным начальником и принципиальным коммунистом. Его искренне любили все летчики..."

17 Ноября 1939 года комкор Смушкевич третьим в стране был награжден второй медалью "Золотая Звезда". А через два дня герой Халхин - Гола был назначен начальником ВВС РККА. В Июне 1940 года Якову Смушкевичу было присвоено воинское звание Генерал - Лейтенант Авиации. В Августе 1940 года он назначается Генерал - Инспектором ВВС Красной Армии, а в Декабре того же года - помощником начальника Генерального штаба по авиации. По воспоминаниям современников, Яков Смушкевич во время докладов Сталину всегда отстаивал свою точку зрения, что позволяли себе только единицы. По свидетельству современников, Смушкевич не скрывал от Сталина своего отрицательного отношения к Советско - Германскому пакту о ненападении 1939 года.

Темные силы, охотившиеся за "Генералом Дугласом" в небе Испании, заинтересованные в том, чтобы СССР вступил в развязанную ими войну без таких мастеров трудного искусства побеждать, каким был бесстрашный летчик и замечательный военачальник Смушкевич, добились своего. Генерал - Лейтенант Авиации Я. В. Смушкевич был арестован прямо в госпитале, в начале Июня 1941 года. Вместе с группой военачальников ( командующим ВВС Красной Армии Рычаговым, командующим ПВО страны Штерном и другими ), осенью 1941 года он был вывезен в Куйбышев и расстрелян там 28 Октября 1941 года. Геринг и Канарис могли торжествовать. То, чего не удалось сделать им, свершили Берия и Сталин...

В начале Великой Отечественной войны журнал "Люфтваффе" - официальный орган Военно - Воздушных сил гитлеровской Германии - писал о том, что во время военных действий в Испании ( 1936 - 1939 гг. ) контрразведка "Третьего рейха" потратила много сил и средств, чтобы убрать "Генерала Дугласа". Рейхсмаршал авиации Герман Геринг посулил тогда награду в миллион марок летчику, который его собьет... "Обстоятельства сложились так благоприятно, - ликовал журнал, - что "Генерал Дуглас" не участвует в нынешней войне, и это равносильно, по крайней мере, разгрому пяти вражеских авиационных дивизий..."

"Авиационный Чапаев" - так называл Я. В. Смушкевича известный полярный летчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Михаил Водопьянов. Он писал: "Советские летчики помнят и любят Смушкевича. Они знают, что в каждой воздушной победе, одержанной в годы Великой Отечественной войны, была доля и его неутомимого труда, его пытливой мысли и страстного сердца". Бывший нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин говорил, что самый большой подвиг Смушкевич совершил в Великую Отечественную войну, хотя в ней и не участвовал. В том, что наша авиация предстала перед гитлеровцами грозной, есть заслуга и "крылатого комиссара", воспитавшего большую плеяду летчиков - героев.

За время своей долгой службы, Яков Владимирович Смушкевич был награжден двумя орденами Ленина, монгольским орденом Красного Знамени. Депутат Верховного Совета СССР. Полностью реабилитирован в Декабре 1954 года. На его родине в гор. Рокишкисе в Литве установлен бронзовый бюст. Его именем назван океанский рефрижератор. О нем снят документальный фильм, написано несколько книг. Его имя носит одна из улиц Витебска.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д