Авария на самолете Р-10

Как известно, при подготовке к Первомайскому параду Яков Владимирович Смушкевич потерпел аварию на самолете Р-10. По тем временам это был новейший разведчик - бомбардировщик, лишь недавно принятый на вооружение. Биография применения самолетов Р-10 в строевых частях Советских ВВС берет свое начало с 43-й авиационной бригады Харьковского Военного округа, которым командовал Герой Советского Союза Н. П. Каманин.

Первыми, в конце 1937 года, освоили новые разведчики летчики 20-й ОРАЭ, ранее летавшие на самолетах Р-5 на аэродроме в Сокольниках. Изучение Р-10 происходило непосредственно на заводе, в цехах, где только приступили к серийному выпуску самолетов. В 1938 году на Р-10 перевооружили еще одну эскадрилью бригады - 24-ю ОРАЭ.

Было принято решение показать новые самолеты и на Первомайском параде в Москве. Для этого в Апреле 1938-го в Москву, на Центральный аэродром перелетела в полном составе ( 18 самолетов ) 20-я ОРАЭ. Парад должен был открывать на Р-10 заместитель начальника ВВС РККА Я. В. Смушкевич. С завода № 135 ему пригнали новенький, окрашенный серебрянкой самолет, на борту которого красной краской сияла надпись: "Командующему Первомайским воздушным парадом Герою Советского Союза комкору Я. В. Смушкевичу". Но буквально за день до парада случилось непредвиденное... Вспоминает техник Г. И. Чепурной:

"Когда я находился на крыле своего самолета, со стороны авиазавода над нами пронесся серебристый Р-10. Затем летчик круто взял горку, развернулся и пошел на второй проход. При вторичной горке мотор самолета заклинило, и он упал за границей аэродрома в небольшой роще. На этой машине должен был возглавлять воздушный парад Я. В. Смушкевич.

А произошло следущее. Когда Смушкевич садился в свой Р-10, его техник отошел к другой машине. Вдруг он услышал, как заработал мотор его самолета. Он подбежал и, увидев, что летчик в кабине, быстро залез на место штурмона без парашюта и полетел вместе с Смушкевичем.

При падении самолета техник успел выпрыгнуть на высоте около 30-ти метров, попал на ветви деревьев и остался жив, отделавшись незначительными ушибами. А Смушкевич получил тяжелые травмы.

Как потом выяснилось, причиной катастрофы явился обыкновенный кран маслопроводки, без открытия которого мотор не должен был запускаться. Из - за несовершенства конструкции крана Смушкевич смог запустить мотор без техника. В свою очередь техник посчитал, что если мотор рабртает, то кран открыт... И нашу эскадрилью не допустили к параду".

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д