HSU

Бочков Иван Васильевич

И.В.Бочков

Родился 17 Сентября 1915 года в деревне Филькино, ныне Барятинского района Калужской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. 13-летним мальчиком приехал к своему старшему брату в Москву и начал работать землекопом. Позднее, закончив курсы шофёров, Иван поступил на завод "Калибр". В течение двух лет он по вечерам учился и успешно закончил лётную школу аэроклуба. В 1937 году был призван в Красную Армию и направлен на учебу в Борисоглебское военное авиационное училище, которое окончил в 1939 году.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён медалью "За отвагу".

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Февралю 1943 года начальник воздушно - стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 258-я Истребительная авиационныя дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт ), Гвардии Капитан И. В. Бочков совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, лично сбил 7 и в составе группы 32 самолёта противника.

4 Апреля 1943 года погиб в воздушном бою. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Похоронен в братской могиле на станции Шонгуй ( Кольский район Мурманской области ). Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. На месте захоронения и в посёлке Килпъявр Кольского района установлены мемориальные доски. Его именем названы улица на станции Шонгуй, в Москве и Мурманске, головной траулер флота объединения "Мурманрыбпром". В саду завода "Калибр" в 1959 году установлен бюст Героя.

*   *   *

Иван Бочков родился в Сентябре 1916 года в деревне Филипповке Барятинского района Калужской области. 13-летним мальчиком он приехал к своему старшему брату в Москву и начал работать. Закончив курсы шоферов, И. Бочков поступил на завод "Калибр". В течение 2-х лет он по вечерам учился и успешно закончил лётную школу аэроклуба. В 1937 году Бочков был призван в Красную Армию и направлен на учёбу в лётную школу в город Борисоглебск. В 1939 - 1940 годах молодой лётчик храбро сражался в период военного конфликта с Финляндией и был награждён медалью "За отвагу".

Великая Отечественная война застала Бочкова в далёком Заполярье, у северных границ нашей Родины. В воздушных боях при защите Мурманска и Петрозаводска росло мастерство лётчика. За годы войны он прошёл боевой путь от рядового пилота до начальника воздушно - стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиаполка.

Однажды, производя разведку в районе реки, И. В. Бочков вместе с двумя экипажами самолётов обнаружил 3 катера и 8 лодок с войсками и техникой противника, переправлявшихся на наш берег. Четыре раза лётчик заходил на цель. В результате меткого пулемётного и пушечного огня 2 катера и 5 лодок противника были затоплены.

За первый год войны Иван Васильевич Бочков провёл десятки боёв. Сражаться приходилось в меньшинстве: враг тогда господствовал в воздухе. Победы нашим лётчикам давались нелегко. Но счёт их у Бочкова рос быстро. Один из боёв, когда руководимая Бочковым шестёрка истребителей сражалась против 30 вражеских самолётов и победила, вошёл яркой страницей в летопись боевых подвигов защитников Заполярья в годы Великой Отечественной войны.

Это случилось 15 Июня 1942 года. Группа истребителей под командованием Ивана Бочкова вылетели на перехват самолётов противника, шедших на бомбардировку важного объекта. Наши лётчики встретились с 30 вражескими самолётами. Несмотря на большое превосходство сил противника, Бочков смело ринулся в бой. В первой же атаке были сбиты два вражеских самолёта. Искусно маневрируя, отважная шестёрка нарушила строй немецких самолётов, внесла смятение в ряды противника и взяла инициативу боя в свои руки.

"Те, кто в эти минуты наблюдал за сражением в воздухе, - писала газета "Правда, - не могли не восторгаться мастерством Гвардейцев... их умением вести точный прицельный огонь". В результате смелых и решительных действий наши лётчики сбили 7 бомбардировщиков, 2 истребителя противника и без потерь вернулись на свой аэродром.

И.В.Бочков

Иван Бочков в том бою уничтожил один Ме-110 лично и ещё 2 самолёта ( Ме-110 и Ju-88 ) - в группе. Но, пожалуй, больше всего его обрадовали успехи друзей: Фомченков и Кривошеев сбили по 2 самолёта, а Гайдаенко и Ибрагимов - по одному.

П. С. Кутахов ( впоследствии Главный Маршал Авиации ), в эскадрильи которого в то время служил Иван Бочков, вспоминая о том бое, писал: "У каждого в жизни есть минута, когда он достигает своей вершины. Тогда мастер создает лучшую свою вещь, а воин добивается высшей победы. В жестоких сражениях наших лётчиков вдохновляет и ещё не раз вдохновит героический бой шести наших лётчиков с 30 фашистами. Они сражались под командой Гвардейца Бочкова, уничтожили 9 вражеских самолётов и возвратились домой с победой. Схватка эта - незабываемый пример искусства побеждать не числом, а умением. Здесь замечательный русский лётчик Иван Бочков поднялся во весь свой могучий рост".

Эта же шестёрка вскоре одержала ещё одну блестящую победу. Правда, тогда самолётов противника было несколько меньше - только 19. Бочков, верный своему принципу не повторяться в атаках, на этот раз решил зайти со стороны солнца и на встречных курсах огнем с длинной дистанции сначала разбить строй, а затем, подойти поближе, ударить по разрозненным бомбардировщикам. Своих ведомых он настроил перед атакой таким образом, что - бы на один "Юнкерс" были нацелены сразу 2 истребителя. Он решил: лучше ограничить цели, но зато атаковать наверняка. В результате проведённого боя противник недосчитался ещё нескольких самолётов, а отважная шестёрка вернулась домой с очередной победой.

И.В.Бочков перед вылетом

Иван Бочков перед вылетом на боевое задание, 1942 год.

Иван Бочков был одним из тех, кто на основе накопленного боевого опыта и постоянного творческого поиска на практике показал, как следует в меньшинстве сражаться с численно превосходящим противником и побеждать его. Он старался "выжать" из техники, на которой воевал, все на что она способна.

Одним из первых в полку он освоил американский истребитель "Аэрокобра" I, которые поступили в полк из числа первой партии. Эти машины, имевшие неплохое вооружение и радиосвязь, уступали нашим и немецким самолётам в маневренности, а самое главное - очень капризно вели себя в условиях Заполярья. Поэтому наши лётчики поначалу не очень доверяли американским самолётам.

Бочков с головой окунулся в изучение новой машины. Он быстро изучил её сильные и слабые стороны и в беседах с другими пилотами рассказывал о них. Он не восхволял этот истребитель, но убеждённо говорил, что и на нём можно одерживать победы. При этом делал упор на то, что маневр нужно строить так, чтобы начинать атаку с заведомо хорошей позиции и стрелять наверняка, сбивать противника с первой же очереди. Мощное вооружение "Аэрокобры" позволяло это делать. И Бочков доказал правоту своих слов на деле. В первом же воздушном бою, проведённом на американском истребителе, он сбил немецкий многоцелевой самолёт Ме-110.

К Февралю 1943 года Гвардии Капитан И. В. Бочков, ставший уже начальником воздушно - стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 258-я Истребительная авиационныя дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт ), совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, во время которых лично сбил 7 и в составе группы 32 самолёта противника. Газета 7-й Воздушной Армии "Боевая вахта" поместила в своем сатирическом отделе заметку "Затруднительное положение". Вот её полный текст:

-  Ты слышал, Карл, у русских есть такой лётчик Иван Бочков ?
        -  Слышал. Говорят, что для этого Аса нет никаких трудностей ?
        - Пустяки. Это только разговор. Мы поставили его в очень затруднительное положение - ему уже на своем самолёте звезды рисовать негде !

Аэрокобра И.Бочкова

Истребитель "Bell Airacobra Mk I" из состава 19-го ГвИАП, на котором совершал боевые вылеты Капитан И. В. Бочков, весна 1943 года.  Лётчик погиб именно
на этой машине в тяжёлом воздушном бою 4 Апреля 1943 года.

В те годы газета "Боевая вахта" часто писала о подвигах Ивана Бочкова, ставя его в пример другим лётчикам. В номере за 9 Апреля 1943 года она призывала: "Лётчик !  Будь таким же стойким, умелым и храбрым в бою, как Гвардии Капитан Иван Бочков !". Этот номер газеты вышел уже после того, как Иван Бочков провёл свой последний воздушный бой.

Бюст И.В.Бочкова
Бюст И. В. Бочкова.

...Произошло это 4 Апреля 1943 года. Бочков взлетел по тревоге и не вернулся. Свой последний бой он начал в свойственном ему стиле: энергично, расчётливо и мастерски. Действовал, как всегда, вдохновенно, увлекая за собой ведомых. И вот в один из моментов воздушной схватки Бочков увидел, что его товарищ Павел Кутахов оказался в тяжёлом положении. Пара "Мессеров" атаковала его из выгодного положения. Бочков поспешил на выручку. Товарища он спас, но сам попал под пушечно - пулемётные очереди вражеских истребителей...

Всего отважный лётчик - истребитель сбил 8 самолётов врага лично и 32 в группе с товарищами. 1 Мая 1943 года Ивану Васильевичу Бочкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. С большим уважением и теплотой вспоминают о нём однополчане. "Не было у нас в полку бойца отважнее и искусснее Ивана Бочкова, - писал Павел Кутахов. - Мы все любили Ивана Бочкова за отвагу, за то, что он никогда не бросал товарища в беде".

Сайт управляется системой uCoz



Поединок с "Трефовым тузом"

Возврат

Н а з а д