HSU

Архипенко Фёдор Фёдорович

Фёдор Архипенко родился 30 Октября 1921 года в деревне Авсимовичи, ныне Бобруйского района Могилевской области, в семье крестьянина. С 4-х лет Фёдор жил у дедушки с бабушкой, не имевших своих детей. В 1938 году окончил среднюю школу в Бобруйске и местный аэроклуб. В том же году был призван в ряды Красной Армии. Окончив Одесскую военную авиационную школу пилотов, осенью 1940 года был направлен для прохождения службы в 17-й истребительный авиаполк ( город Ковель, Западная Белоруссия ).

Летом 1940 года Фёдор Архипенко освоил самолёт И-153 и уже уверенно летал в строю пар, в том числе и на больших высотах с кислородной маской, теоретически был подготовлен и для ночных полётов.

Великую Отечественную войну полк встретил в составе 13-й смешанной авиационной дивизии, имея 4 эскадрильи истребителей И-153 "Чайка". К концу 3-го дня войны в полку осталось лишь 6 машин... Лётный состав был отправлен сначала в Киев, потом в Москву и, наконец, в Ростов. Там шло переучивание на новые истребители ЛаГГ-3.

Боевые действия лётчики полка продолжили в районе города Нежин, под Киевом. В Августе 1941 года, в одном из вылетов на сопровождение бипланов И-15, выполнявших роль штурмовиков, в районе Кременчуга Фёдор Архипенко одержал свою первую победу - сбил истребитель Ме-109, ещё один - подбил. Второй его жертвой стал бомбардировщик Ju-88.

Сражение за Киев закончилось поражением наших войск. Понесла потери и авиация. После очередного переформирования в районе Харькова, 17-й авиаполк начал действовать по прикрытию бомбардировщиков Су-2, летавших в район Полтавы на штурмовку войск противника.

15 Октября 1941 года Фёдор Архипенко в паре с Николаем Савиным вылетел на штурмовку немецких войск. Во время одной из атак самолёт ведомого был подбит и пилот совершил вынужденную посадку. Архипенко, решив вывезти товарища на своей машине, сел рядом с ним, но при посадке поломал стойки шасси. Произошло это на вражеской территории... Трое суток пробирались они к своим. И дошли.

После долгих скитаний, только 30 Октября, лётчики прибыли в свой полк. Вскоре они снова начали летать. До Мая 1942 года 17-й ИАП базировался в Старом Осколе, откуда и вёл боевую работу: прикрывал Су-2 и конницу Генерала Белова, вёл разведку. Затем перелетел в район города Ливны.

В то время как раз началось формирование 2-й Воздушной армии и 17-й ИАП вошел в состав 205-й авиационной дивизии Подполковника Е. Я. Савицкого. Вскоре в полку была сформирована 3-я эскадрилья, вооружённая самолётами Як-1. Возглавил её Фёдор Архипенко. После отлёта личного состава полка в Иваново для переучивания на новую технику - американские Р-39 "Аэрокобра", Архипенко с группой лётчиков был оставлен в 508-м авиаполку, воевать на Як-1.

Ф.Ф.Архипенко
Ф. Архипенко в кабине Як-1

После окружения вражеской группировки под Сталинградом, в начале 1943 года, этот авиаполк располагался на аэродроме у города Калач ( Воронежский фронт ). В начале Февраля за выполнение ответственного задания по поиску юго - западнее Кантемировки частей 3-й танковой армии, Фёдор Архипенко был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. После освобождения нашими войсками Харькова полк перебрался на аэродром Основа. А в Мае 1943 года - перелетел уже на полевой аэродром в районе никому тогда не известной станции Прохоровка, под Белгород...

С первых дней Орловско - Курской битвы лётчики 508-го авиаполка приняли участие в боевых действиях. За время боёв под Прохоровкой Фёдором Архипенко были сбиты 12 самолётов противника ( 2 Не-111, 8 Ju-87, 2 Ме-109 ). Из них на его личный счет были записаны лишь 2 Ме-109, сбитые прямо над своим аэродромом. Остальные 10 - записаны как групповые: другие лётчики, мол, обеспечивали успех в бою, прикрывая от нападения истребителей противника. Как пишет в своих воспоминаниях Фёдор Архипенко: "...фактически сбитые мною тогда 10 самолётов в мой личный счёт не включаются, о чём я сожалею".

Бои на Курской Дуге были очень тяжёлыми. Уже через 2 недели полк получил приказ "передать имеющиеся самолёты прилетевшим на фронт авиаполкам", а 205-я дивизия отправилась в Иваново осваивать "Аэрокобры". Лётчики дивизии не участвовали в последующих боях, когда наши войска перешли в контрнаступление, и вернулись на фронт уже в районе реки Днепр.

В те дни Фёдор Архипенко, в результате досадного случая, попал в опалу, восстановив против себя командира полка и его заместителя. В результате он не был представлен к наградам за боевые действия под Белгородом, где сбил 12 вражеских самолётов. Всего же к тому времени на его счету числилось 23 воздушные победы.

После переучивания на "Аэрокобры", 508-й полк перелетел в район Кременчуга. Однако Архипенко, хоть и имевшего на своем счету уже немало сбитых самолётов, ввиду строптивого характера решили поменять на строптивца из соседнего полка - Капитана Павла Чепиногу, за 22 личные победы ставшего Героем Советского Союза в 1944 году. Так Фёдор Архипенко, неожиданно для всех, принял командование 1-й эскадрильей 129-го Гвардейского истребительного авиаполка. В первом же бою он сбил бомбардировщик Ju-88.

Осенью 1943 года 129-й ГвИАП действовал в составе 205-й истребительной авиадивизии, 6-го истребительного авиакорпуса, 5-й Воздушной армии, 2-го Украинского фронта. Вместе с другими полками дивизии ( 438-м и 508-м ) он базировался на аэродроме Пятихатка, откуда и выполнялись боевые задания. Об одном из вылетов вспоминает сам Фёдор Архипенко:

"15 Ноября мы вылетели звеном на прикрытие наших наземных войск в район Новогрудка, где встретили до 40 бомбардировщиков Ju-88 под сильным прикрытием истребителей Ме-109. Группой в составе 4-х самолётов мы немедленно атаковали "Юнкерсы", которые уже перестроились в боевой порядок для бомбометания по нашим наземным войскам. Захожу в хвост первому, даю длинную очередь - он загорается, проскакиваю ко второму - тоже самое, сблизился с третьим самолётом на расстояние до 20 метров, но... боекомплект исчерпан. Мгновенно приходит мысль таранить вражескую машину. Я начал сзади снизу пристраиваться, чтобы винтом своего истребителя отрубить хвост "Юнкерсу". В это мгновение немецкий лётчик открыл бомболюки, и бомбы начали медленно отделяться от самолёта, и я чуть не столкнулся с ними. Моментально дал рули на вывод и выскочил из - под хвоста немецкого бомбардировщика. Не хватало ещё так глупо погибнуть..."

Зимой 1943 - 1944 годов войска 2-го Украинского фронта вели боевые действия по освобождению правобережной Украины. В канун нового 1944 года наши войска подошли к городу Кировоград, начав одноименную фронтовую операцию. Принял в ней участие и Фёдор Архипенко: 8 Января в воздушном бою он сбил истребитель Ме-109, а 10 Января, в районе Кировограда - пикировщик Ju-87.

Наши войска успешно продвигались на Запад и к середине Марта 1944 года вышли на реку Днестр к границе Молдавии в районе города Ямполь. В те дни лётчикам 129-го ГвИАП приходилось летать на задания с подвесными баками, поскольку они базировались относительно далеко от линии фронта. 19 Марта Фёдор Архипенко в паре с Виктором Королёвым сбил истребитель FW-190, а 23 Марта ( уже лично) - два Ju-87.

Расширив плацдарм на Днестре в районе Ямполя, наши войска при поддержке авиации приступили к освобождению Бессарабии. Эскадрильи полка часто вели воздушные бои: 26 и 30 Марта в районе Бельцов и Флорешти, Фёдор Архипенко сбил по одному Ju-87. Всего же, за Март 1944 года, он провёл 8 воздушных боёв и сбил 6 самолётов противника.

В начале Апреля полки дивизии перебазировались на полевой аэродром Ямполь. Летали тогда много, прикрывая наши наземные войска, которые уже форсировали Прут, перешли на территорию Румынии и успешно продвигались в направлении Яссы. Немецкое и румынское командование, стараясь ненести нашим войскам максимальные потери, использовало даже старые трофейные самолёты PZL-24, PZL-37, IAR-80 и другие древние типы. В одном из вылетов Фёдор Архипенко сбил один из таких бипланов. Всего же, за Апрель 1944 года, он произвёл 21 боевой вылет, провёл 6 воздушных боёв и сбил 3 вражеских самолёта.

В Мае 1944 года 129-й ГвИАП принял участие в Ясской операции, действуя с аэродрома Тодирени. Особенно напряжённые бои развернулись в конце Мая в районе Тыргу - Фрумос. В одном из боёв Фёдор Архипенко сбил новый немецкий двухмоторный штурмовик Hs-129. 30 Мая - уничтожил истребитель Ме-109 и пикировщик Ju-87, на следующий день - ещё Ме-109.

Штурмовик Hs-129

Немецкий двухмоторный штурмовик Хеншель Hs-129В.

В начале Июня немецкое наступление под Яссами было остановлено и в конце месяца полк перебазировался на аэродром Ямполь. В эти дни Фёдор Архипенко совершил свой 400-й боевой вылет. Вскоре полк был передан в распоряжение 1-го Украинского фронта и перебазировался на аэродром Окопы, в район Шепетовки.

В Августе 1944 года лётчики 129-го ГвИАП вели бои над Сандомирском плацдармом. 10 и 17 Августа в воздушных боях Фёдор Архипенко сбивает по одному FW-190. К тому времени общий счет сбитых им вражеских самолётов перевалил за 40. В осенне - зимний период 1944 года летать на боевые задания приходилось мало из - за плохих метеоусловий, притом не было активных боевых действий наших наземных войск.

1945 год ознаменовался переходом в наступление наших войск на Сандомирском плацдарме и переносом боевых действий на территорию Германии. Война подходила к концу...

В первых числах Мая, Фёдор Архипенко убыл на учёбу в Липецк на Высшие офицерские курсы. Там и застал его Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года о присвоении звания Героя Советского Союза. Надо сказать, вышел он с большим опозданием: первый материал был представлен на него ещё 17 Июля 1944 года. Уже к тому времени он довёл число личных побед до 30.

Вообще, Фёдор Архипенко стал одним из тех лётчиков - истребителей, чей официальный счет одержанных побед был в годы войны незаслуженно занижен. По официальным данным, помошник командира 129-го Гвардейского авиаполка ( 22-я Гвардейская авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Майор Ф. Ф. Архипенко к Маю 1945 года совершил 467 боевых вылетов, участвуя в 102 воздушных боях, сбил 30 вражеских самолётов лично, 10 в составе группы и 4 в паре с ведомым. На самом же деле отважный лётчик одержал 42 личные победы ( по архивным данным 205-й ИАД на его счету официально числятся 32 победы, еще 10 лично сбитых им самолётов записаны в разряд групповых ).

За период войны он сражался на Юго - Западном, Западном, Брянском, Сталинградском, Воронежском, 2-м и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в обороне Ковеля, Ровно, Новгород - Волынска, Киева, Харькова, Воронежа, в боях под Сталинградом, на Курской дуге, Днестре, в освобождении Молдавии, Польши, в штурме и освобождении Праги. Освоил следующие типы машин: И-153, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1 и P-39 "Аэрокобра".

После окончания войны Фёдор Фёдорович продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную Академию и был назначен на должность командира истребительного авиаполка в Сталинградское авиационное училище, где помимо наших курсантов ему пришлось обучать венгерских и албанских лётчиков.

Ф.Ф.Архипенко

В начале 50-х годов он получил новое назначение - в 57-й истребительный авиакорпус, базировавшийся в городе Таллине ( Эстония ), а затем в Волковысске ( Белоруссия ). Позднее была служба в Инспекции ВВС, работа по организации обучения египетских, сирийских и афганских лётчиков. С 1959 года Гвардии Полковник Ф. Ф. Архипенко - в запасе.

После списания с лётной работы Фёдор Фёдорович окончил Московский инженерно - экономический институт ( в 1968 году ) и стал работать в народном хозяйстве страны - заместителем директора ГУП "Мособлстройпроресс". Живёт в Москве. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, многими медалями. Автор книги: "Записки лётчика - истребителя".

Сайт управляется системой uCoz



Один день из жизни лётчика - истребителя

Возврат

Н а з а д