Остряков Николай Алексеевич |
Родился 17 Мая в Москве, в семье рабочего. Образование среднее. В 1932 году окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в Москве. С 1934 года в Военно - Морском Флоте. Участник национально - революционной войны испанского народа 1936 - 1939 годов. В 1941 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно - Морской академии. С Октября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Под командованием Генерал - Майора авиации Н. А. Острякова лётчики ВВС Черноморского флота в воздушных боях с Декабря 1941 года по Апрель 1942 года сбили 354 вражеских самолёта. Сам Остряков принимал участие в обороне Одессы и Севастополя, в Керченско - Феодосийской десантной операции, в битве за Кавказ. Произвел лично более 100 боевых вылетов, в воздушных боях лично и в составе группы сбил 6 самолётов противника. 24 Апреля 1942 года погиб во время налёта вражеской авиации. 14 Июня 1942 года за умелое руководство авиацией флота и проявленные при этом мужество и отвагу, Николаю Алексеевичу Острякову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды. Похоронен в Севастополе. Избирался Депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. Навечно зачислен в списки управления авиации Черноморского флота. В Севастополе и Керчи ему поставлены памятники. Имя Героя носят улицы в Москве, во Владивостоке и ряде других населённых пунктов, а также судно Морского Речного Хозяйства. * * *"...Если бы меня попросили назвать самого лучшего командира и человека среди лётного состава ВМФ, я назвал бы Генерал - Майора Острякова. Героизм, скромность, умение, хладнокровие и беззаветная преданность Родине - всё это Остряков !" Эти слова принаждежат Адмиралу Н. Г. Кузнецову, в годы войны - Народному комиссару Военно - Морского Флота. Николай Остряков - один из пионеров советского парашютизма, признанный мастер авиационного спорта, вырос на окраине Москвы, в районе где теперь станция метро "Сокол". Сегодня здесь есть улица Острякова и мемориальный музей в средней школе № 704, которая носит его имя. Сам Николай проучился лишь 7 классов, затем, чтобы помочь семье, поступил учеником на завод "Красный металлист". А когда ему не было ещё 17 лет, в Марте 1928 года, по призыву комсомола уехал на строительство Турксиба. В родную Москву Николай вернулся под новый, 1930 год. Вскоре переквалифицировался на автослесаря, затем стал водить автобус. После странствий и увлечения техникой Острякова потянуло в небо. В 1932 году он зачислен курсантом в Центральную лётную школу в Тушине. По окончании школы остаётся там же лётчиком - инструктором, затем переходит в Высшую парашютную школу Осоавиахима, где не только тренируется, но и испытывает парашюты новой конструкции. В 1934 году в числе первых Острякову присвоили звание "Мастер парашютного спорта СССР". В 1935 году за выдающиеся заслуги и мастерство 24-летний парашютист был награждён орденом Красной Звезды. А в 1936 году его избирают делегатом IX съезда комсомола Украины, делегатом юбилейного, X съезда ВЛКСМ. Но вот грянули события в Испании. Остряков в числе первых добровольцев отправился туда и доблестно сражался с франкистами. На скоростном бомбардировщике "СБ" он выполнил более 250 успешных боевых вылетов ( пожалуй, больше всех из числа пилотов бомбардировочной авиации ). Экипаж его самолёта в одном из боёв сбил вражеский истребитель. Лётчиком он был великолепным. Весь мир облетело сообщение французского агенства Гавас: "28 Мая 1937 года в Средиземном море, на траверзе Малаги, самолёт республиканской Испании атаковал германский карманный линкор "Дойчланд" и попал в него двумя бомбами. Линкор получил серьёзные повреждения: сбита передняя башня главного калибра, взорвался один из котлов. К вечеру "Дойчланд" с трудом дошёл до Гибралтара". Факт, уже сам по себе, впечатляющий. Но самое интересное, что удар этот нанёс, несмотря на мощный зенитный огонь, именно Остряков... В Испании Николай Алексеевич прошёл последовательно все должности от рядового лётчика до командира эскадрильи. Вернулся оттуда с двумя орденамим Красного Знамени и уже в Декабре 1937 года был назначен командиром бомбардировочного полка ВВС Черноморского флота. В 26 лет Остряков стал депутатом Верховного Совета СССР, был избран делегатом XVIII съезда партии... При назначении на Чёрное море Остряков откровенно признавался друзьям, что побаивается масштабов новой работы. И это было не рисовкой, а чувством ответственности за порученное ему дело. Полк, куда назначили Острякова, считался отстающим. Бомбардировщики летали только днём, с них даже сняли вооружение. Пришлось новому командиру резко ломать такой "порядок". ...Остряков вызвал к себе начальника штаба: "Будем учить людей летать ночью...". На что тот, зная уровень подготовки пилотов, "веско" возразил: "Куда уж нам ночью, мы и днём ещё толком летать не научились !" Остряков посмотрел на него и с чуть заметной улыбкой, но очень твёрдо, заметил: "Будем летать ! Ночные полёты полк освоит успешно !" В ту же ночь командир сам поочерёдно вывез командиров эскадрилий. Спустя 3 месяца в сложных условиях стали летать и молодые лётчики, лишь недавно прибывшие в полк. Майор Остряков знал своих людей, жил их делами. Одной улыбкой мог успокоить и ободрить пилотов, совершивших какой - либо промах. Но если замечал небрежное отношение к обязанностям, нарушения дисциплины или неуважительное отношение к боевой технике, то становился строгим и суровым. В Апреле 1939 года Н. А. Остряков получил очередное повышение - его назначили командиром авиационной бригады на Дальний Восток, а через 4 месяца он стал Командующим ВВС Тихоокеанского флота. 9 Июня 1940 года ему было присвоено звание Генерал - Майор авиации. Было Острякову тогда лишь 29 лет... С началом Великой Отечественной войны Николай Остряков подаёт один рапорт за другим о переводе его в действующую армию. И в конце Октября 1941 года его вновь направляют на Черноморский флот. По времени это назначение совпало с подготовкой противника к первому штурму Севастополя. В распоряжении крылатых защитников города в то время оставалось лишь два аэродрома, да и те непрерывно обстреливались вражеской авиацией. Вот тогда то в полной мере и развернулся организаторский талант Острякова. С утра и до поздней ночи его можно было встретить на аэродромах, командных пунктах, стоянках гидросамолётов. Черноморской авиацией Остряков командовал всего 6 месяцев. Но удивительно много событий вместилось в этот период. Учитывая опыт войны в Испании, Остряков сразу отметил все характерные ошибки, разрозненность действий в использовании авиации. Часто сам вылетал на разведку, или, как он говорил, на "командирскую рекогносцировку", и потому хорошо знал результаты всех боевых действий в районе Севастополя. Острякова не боялись, как боятся порой "грозного" начальника. Но, в то время, не было ни одного случая невыполнения даже просьбы Командующего. Уважение к нему как к командиру и как к человеку было всеобщим. С его приездом в Севастополь как - то неожиданно все словно выросли на новую тактическую и оперативную ступень. Именно благодаря Острякову потери личного состава заметно сократились, а у противника они столь же ощутимо возросли. Осенью 1941 года наши основные истребительные части в Крыму были оснащены новым истребителем Як-1. На этой машине Командующий ещё не летал, а переучиться в условиях осаждённого Севастополя было невозможно. Поэтому, с первых же дней пребывания на фронте, Командующий стал летать на истребителе И-16. Позже, уже в Декабре, Военный Совет разрешил Острякову пройти переподготовку на одном из Кавказских аэродромов. За два дня Николай Алексеевич освоил новый истребитель Як-1. Сразу же по возвращении в Севастополь начались тяжёлые оборонительные бои. В эти дни Остряков летал особенно много. Однажды командир бомбардировочного авиаполка Майор М. Ефимов, выходя из атаки, попал под зенитный огонь. У самолёта из - за повреждения не закрылись створки бомболюка, снизилась скорость, и он отстал от группы. Решил идти домой напрямую, благо немецкие истребители армейских частей побаивались летать над водой. Уже над морем заметил, что у него на хвосте сидит истребитель и держит дистанцию, как привязанный. Догадался, что свой. Но лишь после посадки узнал, что его прикрывал сам Командующий ВВС Черноморского флота !
Иногда Н. А. Острякову приходилось совершать полёты из осаждённого Севастополя на Большую Землю. Бывало в подобных случаях и такое... Одинокий Як-1, окрашенный под цвет морской волны, летел над морем. Вдруг впереди истребителя на фоне облака появились три длинные чёрточки. "Мессеры" ! Можно было проскочить мимо них, прижавшись к самой воде: камуфляж скроет. Но "Як" Острякова свечой устремляется в небо. Сделав стремительный маневр, он атакует ближайший Ме-109. Точная очередь и... "Мессер" камнем падает в море. Под самым нижним ярусом многочисленных облаков завязался ожесточённый воздушный бой. Пара "Мессеров" яростно наседала на одинокий "Як". Один зашёл ему в хвост, другой - снизу. Остряков круто спикировал, разогнав до предела свой истребитель, взял ручку резко на себя. На полных оборотах самолёт пошёл вверх, чтобы боевым разворотом выйти в атаку. Но противник попался опытный. Один из Ме-109 вцепился в хвост "Яка", другой зашёл со стороны. В самый напряжённый момент Остряков неожиданным маневром спутал все расчёты врага и послал меткую очередь. Немцы не выдержали: вошли в облака и скрылись... В те суровые дни Остряков много летая в паре с начальником лётной инспекции ВВС Черноморского флота Подполковником Н. А. Наумовым. Часто к ним присоединялся Полковник Юмашев - старый, опытный лётчик, отличный командир истребительного полка. Это были продуманные и хорошо подготовленные полёты для разведки воздушной и наземной обстановки, а также контроля за действиями своих частей. Во время таких вылетов Н. А. Остряков сбил 2 вражеских самолёта лично и 1 - в группе с ведомыми. В дни оборонительных боёв, лётчики Севастополя испытывали колоссальную нервную нагрузку. Постоянные воздушные схватки и непрекращающиеся бомбардировки города изматывали личный состав. Это снижало боевые возможности лётчиков. И тогда Командующий предложил оригинальное решение: организовать дом отдыха. Да, самый настоящий, только на передовой. В одной из бухт, где не было военных объектов, его и соорудили. Недолгие сроки пребывания в этом "санатории" очень ценились лётчиками. Собираясь принять то или иное решение, Остряков не стеснялся спросить у подчинённых: "А можно ли это сделать лучше ?". Командующий всемерно поощрял даже малейшую инициативу, если от неё была польза делу. Он постоянно напоминал лётчикам: "Шаблон - самый большой враг инициативы и военной хитрости !" Высшим экзаменатором лётной выучки и мастерства Н. А. Остряков считал воздушный бой. Он часто говорил: "Боевая выучка лётчика на полигоне, в тире, воздушной зоне - лишь первая ступень совершенства. Вторая, и самая главная - само сражение". Военный Совет Черноморского флота очень скоро запретил Командующему ВВС вылетать без специального разрешения. И можно было понять беспокойство командования флотом за жизнь Генерала Острякова. Оба наших аэродрома в оборонявшемся Севастополе подвергались не только беспощадной бомбёжке, но и артобстрелу. Ведь линия фронта проходила рядом, всего в 7 - 12 километрах. Лётное поле было сплошь усеяно воронками. К тому же в небе постоянно "висели" вражеские истребители. В таких условиях каждый боевой вылет требовал от лётчика высокого мастерства и выдержки. Но несмотря на этот запрет, Генерал Остряков продолжал летать... Только на Як-1 Николай Алексеевич 20 раз поднимался в воздух с мыса Херсонес. А всего на его счету более 100 "севастопольских" вылетов. Командующий был замечательным лётчиком, талантливым командиром, интересным человеком Он хорошо пел, играл на гитаре, отлично рисовал, был разносторонним спортсменом, увлекался книгами. В минуту опасности умел концентрировать волю, упорство и мужество. Знания свои, самообладание, выдержку сосредотачивал на одной мысли - победить ! ...Погиб Генерал Н. А. Остряков не в небе, не в воздушной схватке, а на земле от вражеской бомбы. 24 Апреля 1942 года Остряков собирался, как обычно, в паре с Наумовым проверить с воздуха работу наших штурмовиков на переднем крае противника. Но вылет не состоялся из - за приезда в Севастополь заместителя командующего авиацией ВМФ Генерала Ф. Г. Коробкова, с которым Остряков вместе воевал ещё в Испании. Вскоре группа выехала осматривать авиационные мастерские в Круглой бухте. Примерно через полчаса, после их приезда на объект, со стороны моря со снижением прошла группа "Юнкерсов" и отбомбилась прямо по мастерским. Прямым попаданием тяжёлой авиабомбы в один из ангаров, были убиты оба Генерала и часть сопровождавших их офицеров... Проститься с погибшими вечером 26 Апреля пришли не только лётчики, но и многие командиры армии и флота, рядовые защитники непокорённого города. Погода была ненастной. Холодные тучи, казалось, придавили небо к земле. Непривично тихо было вокруг. Внезапно мощный орудийный залп заставил содрогнуться землю. Разом ударила вся наша береговая и корабельная артиллерия. Это был последний салют Генералу Н. А. Острякову и его погибшим товарищам. Салют - боевыми снарядами по врагу. А полтора месяца спустя, 14 Июня 1942 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Алексеевичу Острякову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. |
В небе республиканской Испании...
Н а з а д