В небе республиканской Испании...

Николай Алексеевич Остряков - один из многих советских лётчиков, принявших участие в национально - освободительной войне Испанского народа 1936 - 1939 годов. Вспоминает Фёдор Зиновьевич Химочко, с Октября 1936 по Февраль 1939 годов бывший комиссаром в авиационных частях республиканцев:

"...На аэродроме Сан - Хавьер я встретился с Николаем Алексеевичем Остряковым - знакомым ещё по Киеву. Остряков был широко известен как мастер парашютного спорта и воспитатель многих парашютистов. В Киеве он произвёл сенсацию, когда в день 15-летия освобождения столицы Украины от белополяков ( 1935 год ) совершил прыжок с рекордно малой высоты и на глазах у многотысячной публики приземлился в самом центре стадиона. Помню, как смелого парашютиста, совершившего этот поистине цирковой трюк, осыпали цветами и на руках понесли к правительственной трибуне.

Прибыв в Испанию, Остряков сразу же попросил зачислить его в бомбардировочную авиацию, хотя ранее никогда не летал на двухмоторных самолётах. Как быть ?  На выручку пришёл командир авиационного отряда, тесно взаимодействующего с военно - морским флотом, И. И. Проскуров. Потренировавшись на двухмоторном самолёте "Драгон", Остряков затем самостоятельно освоил "СБ" и вскоре стал одним из лучших наших лётчиков.

Скромный и застенчивый по натуре, Остряков пользовался всеобщей любовью. Было в застенчивости этого мужественного человека что - то детское.

Сотни боевых вылетов совершил Николай Остряков на Балеарские острова, в частности на остров Мальорку - базу неприятельских крейсеров, постоянно угрожавших нашим транспортам. Вылетая на колёсном самолёте далеко в море, он встречал корабли, доставляющие военные грузы для борющейся Испании, охранял их, бомбил базы врага, а на других фронтах - скопления войск противника, порты и железнодорожные узлы."

Появление в воздухе наших новых скоростных бомбардировщиков "СБ" было настоящим праздником для всех преданных Республике людей. Ведь эти уникальные, по тем временам, самолёты сразу же показали свои отличные качества. К тому же, из большого количества желающих воевать за Испанскую республику были отобраны самые опытные и умелые. Все наши лётчики, штурманы, стрелки - радисты хорошо владели самолётовождением, бомбометанием, стрельбой.

Боевая выучка, приобретённая в мирных условиях, позволила в кратчайшие сроки ознакомиться с обстановкой и весьма трудными задачами, ставившимися перед республиканской авиацией. Рейсы в глубокий тыл противника над морем, островами и высокими горами нередко вынуждали летать на больших высотах. Боевая практика того периода показала, что хорошо натренированным экипажам вполне доступны непродолжительные полёты на высоте 5 - 6 км без кислородных приборов.

Бомбардировщик СБ
Бомбардировщик "СБ" республиканских ВВС.

В условиях испанской войны "СБ" производили бомбардировку при любом противодействии вражеской противовоздушной обороны. А при атаках истребителей противника бомбардировщики в сомкнутом строю, как правило, успешно отражали их пулемётным огнём.

Эскадрилья "СБ" под командованием И. И. Проскурякова, а затем М. Г. Хованского, периодически выполняла боевые задания военно - морского командования Испанской республики. В этот период корабли мятежников, среди которых пиратскими действиями выделялись крейсеры "Канариас", "Балеарес", "Сервера", немецкие линкоры "Шеер", "Дойчланд" и другие, а также итальянские подводные лодки, шныряли во всех направлениях.

Враг делал всё, чтобы блокировать морские порты республиканцев и не допустить туда советские транспорты, везущие грузы для борющейся Испании, даже продовольствием и медикаментами для населения. Людям старшего поколения памятно, какое возмущение во всём мире вызвало разбойничье потопление в Средиземном море советского судна "Комсомол". Вместе с республиканским военно - морским флотом транспорты конвоировали также бомбардировщики, а порой и истребители. Базировалась эскадрилья И. И. Проскурина на аэродромах Сегунто, Сан - Хавьер и других. Вспоминает Николай Герасимович Гуменный, штурман звена и эскадрильи "СБ" а Испании с Октября 1936 по Август 1937 годов:

"Однажды я был назначен в Картахену по вызову главного военно - морского советника Н. Г. Кузнецова ( впоследствии - Адмирала флота СССР ). В большой кабинете командующего ВМФ Буисы я представился.

- Подойдите к карте, - сказал Кузнецов. - По агентурным данным, вот здесь, южнее Малаги, к рассвету завтрашнего дня должен быть крейсер "Канариас". Вам необходимо возгласить звено "СБ", атаковать корабль и потопить его.

Я попросил фотоснимок "Канариаса". Кузнецов обратился к командующему флотом, но тот лишь пожал плечами, затем, улыбаясь, взял лист бумаги и быстро набросал контуры корабля.

- Говорит, что вот так же ему когда - то рисовали корабль, но упустили одну какую - то важную деталь, - усмехнулся Кузнецов.

К тому времени в нашей эскадрильи осталось мало "старичков", а поскольку задание было очень ответственным, командир эскадрильи приказал вести звено Владимиру Шевченко и мне, а два ведомых экипажа будут испанскими.

На следующий день, ещё затемно, мы взлетели с Сан - Хивьера и легли курсом на Малагу. С первыми лучами солнца прямо впереди по курсу показался огромный военный корабль. Беловато - серая громадина неподвижно застыла на спокойной морской глади. По всей видимости, это "Канариас" - наша цель. Мы вышли на боевой курс и открыли бомболюки.

Нажимаю сигнальные кнопки для доворота самолёта к черте курса. Высота - 600 метров, скорость - 300 километров в час. Наш "СБ" летит точно по курсу и так плавно, словно скользя по тихой воде.

Я всматриваюсь то в рисунок, лежащий передо мною, то на корабль. А он уже в центре прицела и приближается к перекрестию сетки. И в тот момент, когда мой палец лежал уже на кнопке сбрасывателя бомб, я заметил на корабле какие - то выступающие части, которых нет на моём рисунке.

Вот она, столь знакомая лётчикам ситуация, когда всё решают десятые доли секунды. Упустить их - и не будет выполнено задание, для которого прилетели эти 9 человек, объединённых одной целью. Ударить всей бомбовой мощью !  А вдруг это не "Канариас" ?  Тем более, что корабль не открывает огня по нашим самолётам...

Нет, надо осмотреть судно ещё раз !  Говорю об этом Володе, закрываю бомболюки, делаем левый разворот. Ведомые следуют за нами. Ещё раз внимательно осматриваем корабль. Это, действительно, не "Канариас" !  Досадно, конечно, но, с другой стороны, хорошо, что не поспешили.

Берём курс на запасную цель и сбрасываем бомбы на позиции мятежников к востоку от Гранады. Вскоре мы возвратились на Сан - Хавьер. Уже после посадки выяснилось, что обнаруженное нами судно действительно было не "Канариасом", а английским линкором !  Кто знает к каким международным осложнениям могла бы привести наша ошибка...

Надо признать, экипажи самолётов "СБ" не были экипированы для полётов над морем. Однако обстановка требовала совершать и невозможное, и советский скоростной бомбардировщик отлично выдержал трудные испытания боевых действий в этих необычных условиях, зачастую на довольно большом расстоянии от берега.

На редкость удачную операцию провёл, в частности, экипаж "СБ" в составе лётчика Н. А. Острякова, штурмана Г. К. Левинского и стрелка - радиста В. А. Лобозова. Во время выполнения задания близ острова Ивиса их самолёт был обстрелян зенитной артиллерией вражеского военного корабля. Считая, что по ним ведёт огонь "Канариас", экипаж принял решение атаковать неприятеля. Из сброшенных с высоты 2000 метров шести 100-кг бомб две попали точно в цель. Как потом выяснилось, на корабле было убито 22 и ранено 83 члена экипажа. Однако оказалось, что это был вовсе не "Канариас", а новейший немецкий карманный линкор "Дойчланд".

- Побольше бы таких ошибок !  Шли на волка, а заполевали медведя ! - шутили потом лётчики".

Сражаясь в одной из Интернациональных бригад, Николай Остряков пробыл в Испании меньше года, но успел заслужить славу одного из самых отважных и умелых воздушных бойцов бомбардировочной авиации, совершив около 250 успешных боевых вылетов.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д