"42-м истребительным авиационным полком командовал Герой Советского
Союза Подполковник Фёдор Шинкаренко. После войны он станет Генерал - Полковником
авиации, но тогда он для нас был просто Федя. Невысокого роста, худощавый,
темпераментный, он был весь воплощением энергии и бойцовской лихости.
- Шинкаренко дай только подраться, - с уважением говорили о
нём товарищи и командиры. - Тогда у него сразу настроение поднимется.
Фёдор Шинкаренко действительно любил и умел драться в воздухе.
Когда предстоял бой с большой группой вражеских самолётов, он непременно сам
возглавлял истребителей, показывая пример бойцовской удали. Собственно, ничего
плохого мы в этом не видели. Командир авиаполка таким именно и должен быть,
иначе его не признают лётчики. Для них он станет попросту надзирателем и
распорядителем. А такому человеку грош цена. В авиации любят людей отчаянных,
лихих в бою, веселых, не унывающих. Именно таким и был Фёдор Шинкаренко.
О его боевой доблести слышал я ещё в начале войны на Брянском
фронте и не раз напоминал командиру дивизии: да урезоньте же вы командира 42-го.
Для чего он рискует без надобности ? Комдив каждый раз обещал поговорить
с Шинкаренко, но, как только доходило до серьёзных баталий, махал рукой и делал
вид, что знать не знает, что там творит подчинённый ему командир полка.
Признаться и я все эти разговоры вёл больше для виду, а в душе
искренне одобрял мужество командира, поскольку отчётливо понимал: ничто так не
воодушевляет воздушных бойцов, как пример старшего. Своей отвагой командир
сплачивает коллектив, делая его во сто раз сильнее. В ведь речь - то идет о
трудном для нас времени, 1942-м годе. Гитлеровцы тогда имели в воздухе известное
преимущество. В этих условиях личный пример старшего оказывал решающее влияние
на исход борьбы с противником. Ну разве могли лётчики не восхищаться поведением
своего командира в бою, который он провел 3 Декабря 1942 года.
Шестёрка Як-7Б во главе с Ф. И. Шинкаренко прикрывала тогда
поле боя. Чтобы расчистить путь своим бомбардировщикам, сюда приблизилась
шестёрка немецких Ме-109F. Завязалась схватка. Наши дрались двумя группами:
одна производила атаку, другая в это время прикрывала сверху. Одному из
вражеских истребителей в азарте боя удалось зайти в хвост машине Шинкаренко.
Быть бы беде, если бы командир полка проморгал, вовремя не принял мер. Он
энергично сделал горку, немец проскочил вперед и оказался в прицеле нашего
лётчика. Тут - то его и уложил Шинкаренко.
На 10-й минуте боя Старший лейтенант Н. В. Тихонов, выждав,
когда вражеский лётчик с виража начал нобор высоты и потерял скорость,
приблизился к нему и выпустил добрую порцию снарядов. Вражеский самолёт
загорелся. На 20-й минуте Шинкаренко сбивает третий самолёт, а на 25-й
Лейтенант Чкаусели тремя очередями из пулемёта отправляет на землю четвёртый
Ме-109. 4 : 0 - неплохой счёт для 25-ти минутного воздушного боя и лучшая
аттестация для командира полка".