Николай Соболев родился в 1912 году в станице Николаевской в Северной Осетии. Рано остался сиротой. Воспитывался в детском доме города Орджоникидзе. Там же окончил фабрично - заводское училище. Учился в школе лётчиков Осоавиахима в Ростове - на - Дону, а в 1932 - 1935 годах - в Качинской школе военных пилотов, стал лётчиком - истребителем. Участник национально - революционной войны испанского народа с конца Июня 1936 года. Служил в 1-й истребительной эскадрилье, летал на биплане И-15. За 74 боевых вылета и 6 сбитых самолётов врага удостоен двух орденов Красного Знамени. В конце Января 1938 года вернулся в Советский Союз ( по некоторым источникам имел 10 личных и 6 групповых побед ). Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Был командиром эскадрильи, награждён орденом Ленина. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Командовал 38-м истребительным авиационным полком, побывал в жарких боях. Обычно водил на задания группы самолётов, сопровождая штурмовики и бомбардировщики. Ещё в 1941 году был подбит зениткой над Валдаем. Чудом уцелел. Из госпиталя убежал на второй день. Отличился в боях под Демянском. Тогда противник пытался на самолётах подбрасывать окружённой группировке боеприпасы и продовольствие. Наши лётчики обнаружили воздушные пути вражеских самолётов. Только за 5 дней шестёрка истребителей, ведомых Соболевым, сбила 18 вражеских машин. С Апреля 1943 года, имея на своём счету уже 17 воздушных побед ( 9 личных и 8 групповых ), летал на именном самолёте Р-39N "Аэрокобра" с надписью "Красноярский комсомолец". История появления этого самолёта во фронтовом небе такова. В сибирской деревушке Лопатино под Красноярском ( ныне это Емельяновский район ) трудилась в колхозе "Гудок" комсомолка Кристина Спиридоновна Шумкова. В 1942 году, из газет узнала девушка о благородном поступке колхозника Ф. П. Головатого и решила внести из личных сбережений 100 тысяч рублей для покупки боевого самолёта. - Правильно поступаешь, дочка, - одобрил решение её отец Спиридон Николаевич. - Мне бы самому надо фашистов бить, да какой из меня солдат без руки... Так что пусть твои трудовые рубли воюют. Поддержала дочку и мать Просковья Александровна. В райкоме партии Кристина Шумкова пообещала внести 120 тысяч, хотя в тот момент такой суммы у неё не было. Продали Шумковы картошку, ещё кое - какие продукты, но 120 тысяч не набрали. Тогда Кристина продала корову, некоторые вещи, осталась в рабочей фуфайке. Только пуховую шаль пожалела. В ней - то и приехала в район. Там пересчитали деньги - ровно 120 тысяч. - Вчера, - заметил кто - то из присутствовавших, - один колхозник тоже внёс в Фонд помощи Красной Армии 120 тысяч. - Нет, комсомольский взнос должен быть выше, - заявила Шумкова. Отлучилась Кристна ненадолго, продала шаль, вернулась в беретке. Но теперь уже 121 тысяча получилась. Весной 1943 года прибыли в Красноярск лётчики с фронта. Перед встречей с ними оказалась Шумкова в крайкоме партии. Там только головами покачали: "Как же мы тебя, такую красивую, в такой старой фуфайке представим нашим орлам ?". Раздобыли где - то туфли, плюшевую жакетку. В новом наряде и сфотографировалась тогда Кристина у "своего" самолёта с Подполковником Соболевым. Вспоминает участник тех событий, Герой Советского Союза Генерал - Полковник Авиации Ф. П. Полынин: "Тысячами незримых нитей были связаны наши авиаторы со своим народом, с теми, кто, оставшись в тылу, делал всё необходимое, чтобы приблизить победу. Об их славных делах воины узнавали не только из газет и радиопередач. К нам нескончаемым потоком шли письма и посылки, а иногда авиаторы лично встречались с героическими труженниками тыла. Хорошо помню волнующую картину вручения нашим лётчикам боевого самолёта, построенного на личные сбережения семьи Шумковых, проживающих в далекой Сибири. Это было в Апреле 1943 года. К нам в армию приехала молоденькая девушка - комсомолка Кристина. А чуть раньше на один из аэродромов перегнали новенький истребитель с бортовой надписью "Красноярский комсомолец". Кристина Шумкова была одета в добротный полушубок.
- Вам не жарко ? - с улыбкой спросил замполит Выволокин. - Жар костей не ломит, - бойко ответила девушка. И, помолчав, добавила: - Это у вас здесь весна. А у нас в Сибири, ещё трескучие морозы. На митинге Кристина Шумкова произнесла взволнованную речь. - У нас в деревне, - говорила она, - остались лишь старики, женщины да малые ребята. Все, кто может держать оружие, ушли на фронт. Но и без них мы трудимся не покладая рук, чтобы вы были одеты, обуты и сытно накормлены. Один у нас наказ - крепче бейте фашистов ! До войны семья у нас была большая, а колхоз богатый. Много денег получали мы на трудодни. Вот и решили теперь на семейные сбережения купить самолёт. Этот истребитель я вручаю вам, Николай Григорьевич, - обратилась она к стоявшему рядом Гвардии Подполковнику Соболеву. - Уверена, что он будет в надёжных руках, что вы вгоните в землю ещё не одного фашиста. Бейте их, окаянных, изо всех сил бейте ! По рядам пронеслось громкое "Ура". Кристина Шумкова не ошиблась, вручая свой подарок Н. Г. Соболеву. На его счету в то время было уже 17 сбитых самолётов противника. На груди лётчика красовались орден Ленина и четыре ордена Красного Знамени. В ответной речи Николай Григорьевич поблагодарил гостью и заверил, что не пожалеет сил, чтобы добыть победу над врагом. Затем он обнял её и крепко поцеловал..." - Красноярцы подарили нам тогда 10 самолётов, - вспоминал позднее Соболев. - На трёх были надписи - "Красноярский колхозник", на четырёх - "Красноярский рабочий" и ещё на трёх "Красноярский комсомолец". Когда мы вернулись на фронт, меня назначили заместителем командира дивизии, и я с тех пор больше находился на командных пунктах наземных войск, с радиостанцией, командовал с земли воздушными схватками. На самолёте Шумковой летал лишь время от времени. Однако сбил два вражеских самолёта - один над Днепром, второй под Львовом. Но самолёт - подарок был постоянно в боях. На нем летали другие лётчики. К сожалению, никто не вёл тогда "персональный" учёт сбитых на этой машине вражеских самолётов. Лётчики 21-го ГвИАП В. Н. Якимов ( справа ) и Н. И. Прошенков, 1944 год. К рассказу Николая Григорьевича остается добавить, что с Ноября 1944 года и до конца войны этим самолётом управлял лётчик Носов ( сам Соболев уехал в конце 1944 года на учебу в Академию ). Войну Гвардии Подполковник Н. Г. Соболев закончил в должности заместителя командира 23-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Совершил 196 успешных боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, лично сбил 12 вражеских самолётов и 8 в группе с товарищами. После войны Н. Г. Соболев ещё немало прослужил в авиации, осваивал реактивные самолёты. Закончив службу в звании Полковник, проживал в Воронеже. |
Н а з а д