Рычагов Павел Васильевич |
![]() |
То, что он делал в бою, совершенно не поддавалось объяснению. Павел умел определить единственно верный момент, когда следует нападать, всегда выбирал направление удара в самое уязвимое место противника, и способности ведущего сочетались в нем с высоким мастерством рядового бойца - об этом наглядно свидетельствовали 20 сбитых им самолётов. Павел Васильевич Рычагов в моей памяти навсегда остался одним из лучших лётчиков - истребителей, каких я знал за свою долгую летную жизнь...
Едва Рычагов появлялся в поле зрения людей, его сразу же окружало множество людей. Я могу с уверенностью сказать, что в 1937 году вряд ли нашелся бы еще один такой командир эскадрильи, который пользовался таким авторитетом у своих лётчиков и известностью в стране. Золотая Звезда Героя, два Ордена Ленина, Орден Красного Знамени за боевую работу - в те дни людей с такими наградами у нас было немного."
В Феврале 1937 года Павел Рычагов вернулся на Родину, где ему было присвоено звание Майор. Однако, уже с Декабря 1937 года Генерал - Майор Авиации П. В. Рычагов командовал Советской авиацией в Китае. Там он не летал, поскольку от него требовалось умение другого рода, нежели водить группы в бой. И он проявил себя как командир, способный планировать и осуществлять неожиданные и очень ощутимые для врага удары. Под его руководством был нанесен ряд налетов по аэродромам в Ханьчжоу и Тайване, взбудоражившие весь мир. Разгром базы ВВС на Тайване 23 Февраля 1938 года, где было уничтожено около 50 самолётов и 3-х летний запас топлива, вызвал шоковое состояние у японцев. В течение целого месяца оттуда не взлетали самолёты.
Лето 1938 года. Хасан. Противник всё тот же - японцы. Но на этот раз они совершили агрессию уже против нашей страны, захватив сопки Безымянную и Заозёрную. Павел Рычагов - командующий ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта, проявлял нетерпение. Ему до этого не приходилось командовать такой крупной авиационной группировкой ( 70 истребителей и 180 бомбардировщиков ), и он ещё и ещё раз предлагает нанести массированный удар по врагу.
6 Августа в 16 часов под прикрытием истребителей первые эскадрильи наших бомбардировщиков появились в оборонительной полосе неприятеля. Несмотря на плотный огонь японских зенитных батарей, самолёты, маневрируя, снижались до 300 метров и, что называется, в упор громили вражеские позиции. Район небольшой - поэтому при подготовке к операции лётчики учились бомбометания с предельно малых высот.
В. С. Блюхер, наблюдавший с КП за действиями авиации, сообщил по прямому проводу Наркому обороны, что сопка Заозёрная "производит впечатление не только взрытой, но буквально скальпированной". Массированные удары авиации тогда во многом определили успех наземных войск.
В 1939 году Рычагов был назначен Командующим ВВС 9-й Армии, участвующей в боях Советско - Финляндской войны, награжден Орденом Красного Знамени. Затем возвратился на Дальний Восток.
В Августе 1940 года, он 29-ти летний Генерал - Лейтенант, был назначен Начальником Главного управления ВВС Красной Армии. С Февраля 1941 года он уже Заместитель Наркома обороны СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Очень высокого мнения о П. В. Рычагове, как о руководителе, был и Маршал Г. К. Жуков - человек, как известно, очень скупой на похвалу.
Скуластый, с шевелюрой чёрных волос, в подогнанной по талии гимнастёрке, он в Главном управлении ВВС производил впечатление скорее прибывшего в командировку фронтового лётчика, чем военачальника в генеральском звании. Да, молод был Рычагов, но молодость - это энергия. За дело он взялся круто. Главная задача, стоявшая перед ним - введение в строй нового поколения самолётов.
Он часто выезжал в части, которые первыми начали освоение самолётов МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2. Подсказывал, советовал, торопил. В той суровой, опасной обстановке ( репрессии не прекращались ) резко проявлялся его прямой, взрывной характер. На крупных совещаниях всегда говорил то, что думал. Если был убежден в идее - отстаивал её до конца.
Так, Рычагов остро поставил вопрос о повышении лётного мастерства пилотов. Однажды группу военных вызвали к Сталину. Тот хотел из первых рук узнать, как идет освоение новых самолётов. Рычагов, взявший слово, сначала говорил спокойно. Но потом, когда речь пошла о часах налета, вспылил: "30 часов хватит разве для того, чтобы лётчик разбился. А ему ещё воевать нужно уметь. 120 часов требуется как минимум !"
Сталин, когда стал подводить итоги совещания, заметил: "120 часов налета... Мальчишеские рассуждения. Мы горючее на ветер не собираемся бросать...". Но, видимо, усилия Рычагова не пропали даром: вскоре состоялся приказ об увеличении часов налета для боевых лётчиков.
Между тем, обстановка в Руководстве ВВС была напряжена до предела. Авиационные кадры уничтожались, на должности выдвигались всё новые и новые люди. В частности, за 3 с половиной предвоенных года в ВВС сменилось 5 начальников. Причем сроки их пребывания на этом посту постоянно сокращались. Сменивший Алсниса Локтионов пробыл на этой должности около 2-х лет, Смушкевич - около года, Рычагов - полгода. Не получи он в 1940 году столь высокого назначения, могло сложиться и так, что, мы бы знали ещё одного талантливого авиационного командарма времен Великой Отечественной войны. Ведь за плечами Рычагова были бои в Испании, в Китае, на Хасане, в Финской компании. Да и руководство боевыми операциями - дело ему более знакомое, нежели вопросы строительства ВВС страны.
Сам Павел никогда к власти не рвался, за должности не держался. Уже будучи Начальником ВВС, он сильном волнении не единожды говорил: "Из войск пришел, в войска и уйду..." Руководить ВВС в то время было чрезвычайно сложно, по многим вопросам требовалось выходить лично на Сталина. Дерективные указания следовавшие одно за другим, не были скоорденированы между собой, намечались нереальные задачи и сроки их выполнения.
Однажды заместитель командующего авиацией Московского Военного округа Генерал Н. А. Сбытов доложил Рычагову о катастрофах и авариях в частях. Рассказал, что из 25 новых самолётов осталось лишь 8. Рычагов ему в ответ: когда не останется ни одной машины - доложим куда следует. За качество машин отвечал Маленков и требовались очень высокие аргументы, чтобы произвести впечатление на Сталина.
Такой случай вскоре представился. На одном из военных советов шла речь о большой аварийности в авиации. Рычагов, когда ему дали слово, встал и сказал:
- Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах !
Это было совершенно неожиданно для всех, наступила абсолютная тишина... Все ждали, что скажет Сталин. Он некоторое время молчал, а затем сказал медленно и тихо, не повышая голоса:
- Вы не должны были так сказать ! Заседание закрывается...
12 Апреля 1941 года Павел Васильевич был снят с занимаемой должности и направлен на учебу в Военно - Воздушную академию Генерального штаба. В тиши аудиторий Рычагов уже не ждал ничего плохого, надеясь в будущем получить новое назначение. Он не знал, что Берия уже усиленно готовится "расскрыть новый заговор" в Красной Армии и что жертвы он выберет из числа тех, к кому по какой - либо причине охладел Сталин: Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова, Я. В. Смушкевича, К. А. Мерецкова... Павел находился в этом ряду.
...В Июне в Сочи стояли тёплые дни - благодатная пора для отдыхающих. Павел с женой, совсем беззаботные в этот раз, впервые в последние годы, наслаждались ими. Каждый час отдыха, словно глоток из родника счастья. Встретившемуся товарищу по Испании Емельяну Кондрату, впоследствии Генерал - Майору авиации, Павел сказал:
- Выдался отпуск и махнули, как видишь, на юг вместе. А то ведь моя Мария - как Пенелопа. Вся жизнь её - ожидание. Я же странствую по войнам. А тут перерыв небольшой, как не воспользоваться...
Разговор состоялся в полдень, 21 Июня 1941 года. А уже на другой день, во второй его половине, они спешно брали билеты на вечерний поезд до Москвы, понимая, что их место на фронте. Но на фронт они не попали. В Москве, на вокзале Павла и Марию попросили зайти к военному коменданту. Оттуда Мария вышла уже одна. Находившиеся в комнате люди в штатском попросили Рычагова остаться...
А через сутки, 24 Июня, на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе была арестована и Мария - заместитель командира отдельного авиационного полка особого назначения. Предъявленное обвинение: "...будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа". Для ареста сгодилась и любовь...
![]() |
Их пытали в столице, выбивая признания в измене, совершении диверсий. В Октябре, когда враг был уже на подступах к столице, 20 участников "заговора" переправили в Куйбышев. Туда и полетела с курьером секретная депеша Берии - "...следствие прекратить, суду не предавать, расстрелять немедленно !"
Но следователи ещё не знали содержания "высочайшего решения" и усердно продолжали выбивать показания. Марию допрашивали даже утром 28 Октября, за час до того, как всех арестованных вывезли в крытых машинах на расстрел. Погибли Павел Рычагов и Мария Нестеренко вместе, в поселке Барбыш, что под Куйбышевым.
За время службы Павел Васильевич Рычагов был награжден Орденами Ленина ( дважды ) и Красного Знамени. 23 Июля 1954 году полностью реабилитирован. Его именем названа улица в Москве.
Н а з а д