Лётчик - истребитель. Служил в 119 истребительной авиационной
эскадрилье. Участник боёв в Испании с 31 Июля 1937 года. Воевал в составе 1-й истребительной
эскадрильи. Летая на биплане И-15, одержал несколько побед. Дважды Герой Советского
Союза А. Е. Боровых в своей книге "Надёжный щит Родины" пишет:
"Храбро сражались в небе Испании наши лётчики.
С каждым вылетом увеличивался их боевой счёт. Истребителям часто приходилось сопровождать
свои бомбардировщики за линию фронта. В одном из таких полётов завязался бой с
превосходящими по численности силами противника. Первым открыл счёт сбитым в этом
бою самолётов лётчик Л. Г. Рыбкин. Преследуя врага, он так неотступно преследовал
его, что заставил врезаться в землю. Однако и сам вскоре оказался в чрезвычайно
затруднительном положении. Со стороны солнца на него шли 4 итальянских "Фиата",
уклониться от которых было невозможно. И хотя горючее и патроны были у него на
исходе, Рыбкин смело вступил в неравный бой.
Обладая высокой техникой пилотирования, он искусно маневрировал,
вёл меткий прицельный огонь, и противник, боясь напороться на его очереди, попытался
зажать нашего лётчика в клещи и вынудить сесть. Но при очередном маневре два
из "Фиатов" столкнулись в воздухе, и рухнули на землю. Двух оставшихся Рыбкин
обратил в бегство. Лётчики эскадрильи, приземлившись на своём аэродроме, с тревогой
ожидали возвращения товарища. Спустя некоторое время произвёл посадку и Рыбкин.
В баках его самолёта почти не оставалось горючего".
В одном из последующих боёв Леонид Рыбкин был ранен, после лечения
вновь сражается с врагами. Вскоре, от огромного напряжения физических сил, у него
резко ухудшилось зрение. Лётчик опять попал в госпиталь. 18 Октября 1937 года,
после долгого лечения, Леонид Рыбкин вернулся в Советский Союз.
С началом Великой Отечественной войны вновь на фронте. В боях
за Москву, Майор Л. Г. Рыбкин командовал 34-м истребительным авиационным полком
ПВО. Этот полк одним из первых получил новые истребители МиГ-3 и 1 Мая 1941 года
участвовал в воздушном параде над Красной Площадью. Вспоминает известный лётчик -
испытатель, Герой Советского Союза Пётр Михайлович Стефановский:
"34-й авиаполк, оснащённый истребителями МиГ-3,
дислоцировался на южной окраине ныне широко известного Внуковского аэродрома. Полком
командовал Майор Л. Г. Рыбкин. Этот полк являлся, несомненно, одним из передовых
в Западном секторе ПВО столицы и располагал опытным лётно - техническим и руководящим
составом. Многие его лётчики проявили себя неустрашимыми воздушными бойцами. Так,
заместитель командира эскадрильи Лейтенант Сергей Иванович Платов имел к середине
1942 года сбитых лично и групповых боях 12 немецких самолётов. Командир звена Лейтенант
Сергей Дмитриевич Байков уничтожил 9, а командир звена Лейтенант Николай Егорович
Тараканчиков - 10 самолётов противника.
В 34-м полку меня всегда восхищало мастерство лётного состава, отлично
овладевшего новым, сравнительно сложным в пилотировании самолётом. Лётчики уверенно
сажали его ночью на узкую 30-метровую рулёжную бетонированную полосу Внуковского
аэродрома, без освещения прожекторами, без посадочных огней, с одной только
самолётной фарой. А грунт по сторонам от бетонки был мокрым, раскисшым. Это
исключало всякую возможность скатывания на обочину.
И вот что ещё интересно. В целях маскировки аэродрома от немецких
ночных охотников - "Мессершмиттов-110" командир полка установил около места приземления
самолётов подвижную стрелу из крошечных фонариков - для ёлочных украшений. Именно
стрелу, а не принятый в авиации посадочный знак "Т". Услышав гул своего самолёта Майор
Л. Г. Рыбкин выходил из землянки командного пункта и карманным фонариком давал финишеру
сигнал - включить на 30 - 40 секунд стрелу.
Этот слабый и столь оригинальный световой сигнал одновременно служил
пилоту разрешением заходить на посадку, указателем направления ветра и предварительным
ориентиром для выполнения расчёта. Ночные посадки проходили без происшествий. Место
стоянки ни разу не подверглось неприятельской бомбёжке..."
Выполняя задачи по прикрытию войск Западного фронта, железнодорожных
перевозок и отражению налётов вражеской авиации на Москву, лётчикам приходилось
нередко совершать по 5 - 6 боевых вылетов в день.
Зачастую воздушные бои не прекращались в течение всего светлого
времени суток и при плохих метеоусловиях. Так, пилоты 34-го истребительного
авиаполка отличились и в длительном сражении, развернувшемся над Минским шоссе,
22 Октября 1941 года.
Утро в тот день было хмурым и суровым. Тяжёлые свинцовые облака казались
неподвижными. Шёл мелкий осенний дождь. Однако в этот день лётчики полка совершили
59 боевых вылетов, провели 24 воздушных боя и доложили о 12 победах, потеряв
один МиГ-3. Ни один самолёт противника не был допущен к Москве. Три групповые
победы одержал в те дни Старший лейтенант Н. И. Александров - будущий командир
этого полка.
Командир 34-го ИАП Рыбкин и комиссар Недригайлов |
И в последующем 34-й ИАП продолжал активно участвовать в обороне
столицы. За первую половину Ноября он совершил 410 боевых вылетов, провёл 24
воздушных боя, в результате которых повредил и уничтожил 13 самолётов, штурмовыми
ударами рассеял немало пехоты противника.
За умелое руководство личным составом полка в период оборонительных
боёв за Москву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 Октября 1941 года
Майор Л. Г. Рыбкин был награждён орденом Красного Знамени.
В начале Декабря 1942 года из частей ВВС Северо - Кавказского военного
округа началось формирование 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Эта
дивизия, командиром которой был назначен Полковник Л. Г. Рыбкин, находилась в
оперативном подчинении командующего Ростовским ( Грозненским ) дивизионным
районом ПВО. Уже в Феврале 1943 года части дивизии выполняли задачи по прикрытию
железнодорожных узлов и магистралей, а также мостов и переправ через Дон у
Ростова и через Кубань у Краснодара. Руководимая Л. Г. Рыбкиным 105-я ИАД ПВО
отлично зарекомендовала себя, участвуя в гигантской битве в небе Кубани.
За время своего существования лётчиками дивизии было произведено
9345 самолёто - вылетов, сбито в воздушных боях 248 и уничтожено на аэродромах
16 самолётов противника. Кроме того, во время нанесения штурмовых ударов уничтожено
7 танков, 8 бронемашин, 28 автомашин, много другой техники и живой силы врага.
В Июне 1943 года 105-я авиационная дивизия ПВО была преобразована в
10-й Ростовский истребительный авиационный корпус ПВО. Его командующим был назначен
Л. Г. Рыбкин, ставший к тому времени уже Генерал - Майором авиации.
Войну части корпуса закончили в полосе действия 1-го Украинского
фронта, одержав ещё много побед. Так, 18 Сентября 1944 года парой лётчиков 182-го
авиаполка, в районе Броды, был перехвачен и уничтожен высотный самолет - разведчик.
Сведений о послевоенной деятельности Л. Г. Рыбкина, к сожалению,
пока нет. Известно лишь, что службу он закончил в звании Генерал - Лейтенанта авиации.
|