Лётчик - истребитель, Генерал - Майор авиации. Участник гражданской войны в Испании. В воздушных боях сбил несколько самолётов противника, за что был награждён Орденами Ленина и Красного Знамени. Летом 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халкин - Гол. Там Старший лейтенант И. М. Хлусович командовал уже эскадрильей 56-го истребительного авиационного полка. Великую Отечественную войну Капитан И. М. Хлусович встретил в должности заместителя командира 180-го истребительного авиаполка. Хороший лётчик, дисциплинированный командир и остроумный собеседник, Хлусович пользовался всеобщим расположением в любом авиационном коллективе. 180-й ИАП не представлял исключения из этого правила. Примером мужества и находчивости Хлусовича может случить эпизод начального периода войны, когда он приземлился на аэродроме, уже занятом противником. Не растерявшись, Иван Михайлович сумел отбиться от врага и улететь. Известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза А. Ф. Семёнов так описывает этот эпизод в своей книге "На взлёте": "13 Сентября 1941 года самолёты полка перебазировались на новый аэродром, расположенный на окраине Калинина... Командир полка Капитан А. П. Сергеев покинул место прежнего базирования последним, только в середине дня. Ведомыми у него были Капитан Хлусович и Лейтенант Власов. Над Старицей группа встретила немецкие истребители и вступила в бой. Противнику, имевшему большое численное преимущество, удалось сбить самолёт Бориса Власова и повредить машину командира полка. Тем не менее Сергеев и Хлусович оторвались от врага и произвели посадку на окраине Калинина. Сергеев сразу же вылез из кабины, а Хлусович несколько задержался. Осмотревшись, они заметили, что на аэродроме никого нет. Это показалось им странным и они решили улететь. Пока Сергеев проверял колесо своего самолёта, к ним вплотную подкатил грузовик. Из его кузова выпрыгнули... немецкие солдаты. Они мигом набросились на Сергеева, тот даже не успел вытащить пистолет. Хлусович поспешил запустить мотор. Это удалось не сразу. Пока он возился с насосом, подбежал немецкий офицер. Размахивая пистолетом, он на ломаном русском языке несколько раз прокричал - "Вылазь". Хлусович не торопился выполнять команду немца. Тогда тот, ступив одной ногой на плоскость, потянулся к кабине. Но Хлусович выхватил из кобуры свой ТТ и с размаху ударил противника по голове. Немец свалился, уронив свой пистолет в кабину самолёта. В ту же секунду запустился мотор. Истребитель рванулся с места и пошёл на взлёт. Вслед ему прогремели автоматные очереди, однако было поздно - он улетел. А командир полка погиб..." После трагической гибели Капитана А. П. Сергеева, командиром 180-го ИАП был назначен Иван Михайлович Хлусович. Несмотря на новую должность он продолжал много летать. Вспоминает А. Ф. Семёнов: "Однажды в конце 1941 года в полк поступило очередное задание на разведку, а погода стояла совсем нелётная. Сплошная облачность низко нависла над землёй. Временами валил снег. Видимость - меньше дистанции разбега самолёта. Посылать на задание любого лётчика было крайне опасно - он мог разбиться. Но приказ нужно было выполнять и Хлусович решил лететь сам. Едва оторвавшись от земли, самолёт моментально исчез в серой пелене. Каждый понимал, что при таких погодных условиях малейшая обибка в пилотировании грозит катастрофой. Однако Хлусович вернулся назад благополучно, собрав нужные сведения о противнике. Этот тяжёлый боевой вылет ещё более укрепил авторитет нашего командира полка. В авиации, пожалуй, как нигде, важен личный пример командира, его профессиональная выучка..." В Ноябре 1942 года 180-й истребительный авиационный полк был преобразован в 30-й Гвардейский. Большая доля заслуги в этом была и его командира - Ивана Михайловича Хлусовича, сбившего в воздушных боях 12 вражеских самолётов. Позднее Подполковник И. М. Хлусович был назначен командиром 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизией. Войну он закончил командиром 3-й истребительной авиационной дивизией, вошедшей в состав ВВС Войска Польского. Об этой страничке его деятельности стоит остановиться подробнее. 3-я польская истребительная авиационная дивизия, вооружённая самолётами Як-9, начала создаваться в Сентябре 1944 года. Её костяк составили три полка советских ВВС: 248-й ИАП ( стал 9-м польским ), 246-й ИАП ( стал 10-м польским ) и 832-й ИАП ( стал 11-м польским ). Все эти полки уже обладали боевым опытом. Возглавил 3-ю ИАД Полковник И. М. Хлусович. Пополнив полки личным составом и техникой, в Октябре 1944 года её перебросили в Харьковский Военный Округ, где пилоты приступили к выполнению плана учебно - боевой подготовки со средним налётом по 19 часов на пилота. В отличии от большинства советских истребительных полков того времени, перешедших уже на 40-самолётный штат, части 3-й ИАД на момент отправки в состав Войска Польского ( Февраль 1945 года ) имели по 32 - 35 машин. Истребитель Як-9 из состава Войска Польского, весна 1945 года. Позднее они получили ещё по 3 - 6 истребителей Як-3, предназначенных для звена управления и наиболее опытных пилотов. Лётный состав полков был подготовлен к ведению боевых действий днём в простых, а 40 лётчиков - и в сложных метеоусловиях, большая часть лётного состава дивизии ( до 75% ) обладала боевым опытом. 3-я ИАД, вместе с двумя другими "польскими" дивизиями, вошла в состав 1-го смешанного авиационного корпуса. Его возглавил бывший командир 9-й ГвШАД Генерал - Майор авиации Ф. А. Агальцов, ставший впоследствии Маршалом авиации и заместителем Главкома ВВС СССР. К боевым действиям лётчики 3-й польской ИАД приступили с 24 Апреля 1945 года совместно с пилотами истребительного полка "Варшава", уже достаточно хорошо знакомыми с обстановкой на фронте. За полторы недели боёв лётчики дивизии сбили 5 штурмовиков FW-190F-8 и 2 разведчика - Hs-126 и Fi-156. Вскоре после окончания боёв за Берлин дивизия получила почётное наименование "Бранденбургской" и была награждена Польскимм крестом "Грюнвальда" III класса. После окончания войны Генерал - Майор авиации И. М. Хлусович продолжил службу в ВВС. После выхода в отставку, жил в городе Львове. |
Н а з а д