Лётчик - истребитель, участник национально - освободительной войны испанского народа 1936 - 1939 годов. Добровольцем участвуя в боях на стороне республиканцев, уничтожил лично и в группе с товарищами 10 самолётов франкистов. 23 Февраля 1939 года в центральных газетах был опубликован следующий Указ: "За образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за выдающиеся успехи в боевой; политической и технической подготовке соединений, частей и подразделений Рабоче - Крестьянской Красной Армии, наградить командиров, политработников, инженеров, врачей, техников, младших командиров, красноармейцев, рабочих и служащих:" Среди прочих других людей, награждённых орденом Ленина, был и "Капитан Глушенков Никифор Эммануилович". А спустя всего 15 месяцев, Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 7 Мая 1940 года, Глушенкову было присвоено воинское звание уже Генерала - Майора авиации ! В годы Великой Отечественной войны он командовал различными авиационными соединениями. Иногда и сам поднимался в небо, чтобы вновь, как и несколько лет назад, сразиться с врагом. Об одном из таких поединков, происходившем в Марте 1943 года, рассказывала газета "Советская Кубань": "Командующему ВВС Закавказского фронта Генерал - Лейтенанту авиации Н. Глушенкову как - то доложили о том, что над аэродромом под Туапсе немецкий лётчик сбросил вымпел с запиской. Из её текста, написанного по - русски, стало ясно, немец вызывает любого нашего пилота сразиться один на один в воздушной схватке. Указывалось в ней время и место встречи - утро следующего дня над Туапсе. - Наверняка провокация, - сделал вывод начальник штаба ВВС фронта Генерал - Майор С. Лаврик. - Уверен, как только наш истребитель появится в назначенном районе, на него сразу накинется десяток "Мессеров"... Командующий на минуту задумался и, как бы рассуждая, произнёс: - На такой случай мы тоже можем держать наготове свои истребители. А вот отказаться от поединка - значит дать немецкой пропаганде лишний повод для злословия. - И то верно, - согласился начальник штаба. - Но кто полетит ? - Думаю, желающих сразиться с врагом будет предостаточно. Один кандидат уже есть. Вы, Семён Андреевич, надеюсь не забыли, что в 1936 году я окончил школу высшего пилотажа. - Вы хотите лететь сами ?! Но это невозможно, - возразил Лаврик. - Как командующий, Вы не имеете права рисковать собой. И потом, вдруг - поражение ? - А вот на это я действительно не имею права, - сказал в ответ Никифор Иммануилович. - Немцы уверены в том, что мы не примем брошенный вызов. Их лётчик наверняка будет преспокойно кувыркаться в небе, как бы демонстрируя своё превосходство вот, мол, я здесь, как и обещал, а где же ваш ас ? - Прикажите готовить самолёт, товарищ командующий ? - Готовьте... "Мессер" появился в небе над Туапсе точно в назначенное время. Не заставил себя долго ждать и его противник. Стремительная атака Глушенкова со стороны солнца явилась для немца полной неожиданностью: он не успел произвести в ответ ни одного выстрела. Ме-109 задымил. Пытаясь уйти от преследования и одновременно сбить пламя, немецкий пилот отчаянно бросал машину то вверх, то вниз, выделывая каскад фигур высшего пилотажа. Но наш истребитель всё это время "сидел" у него на хвосте. В конце концов немец, осознав бесперспективность своих попыток, выбросился из горящего самолёта с парашютом. Пленного лётчика, на мундире которого красовался Железный Крест, доставили в землянку командующего, куда вскоре прибыл и сам Глушенков. Немецкий ас вытянулся в струнку и через переводчика спросил: - Господин Генерал, я хотел бы увидеть лётчика, сбившего мой самолёт ! - Он перед вами, - произнёс переводчик. - Как ?! Генерал ?! Но откуда такая практика ведения воздушного боя ? Я не смог сбросить вас с хвоста, как не старался ! - Испания, - коротко ответил командующий". Как выяснилось в ходе допроса, проведением поединка один на один с нашим лётчиком немцами предусматривалось поднять моральный дух своих пилотов: враг нисколько не сомневался в успехе спланированной акции. Но вышло всё наоборот... После окончания войны Никифор Эммануилович ещё долго продолжал служить в ВВС. В 1946 - 1952 годах Генерал - Лейтенант авиации Н. Э. Глушенков занимал пост Командующего ВВС Сибирского Военного округа. |
Н а з а д