Прокопий Акуленко родился в 1913 году. В Красной Армии с 1931
года. Окончил Сталинградскую военную школу пилотов в 1933 году, затем служил в
107-й авиационной эскадрильи.
Участник национально - революционной войны в Испании с Октября
1936 по Июнь 1937 года. Командовал звеном истребителей. В бою над Гвадалахарой
самолет Акуленко был подбит и пилот с большим трудом дотянул до аэродрома. Всего
совершил более 250 боевых вылетов, сбил лично 6 самолетов противника и еще 7 в
групповых боях.
Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Командовал
запасным авиационным полком ( в городе Иваново ). За успехи в подготовке летных
кадров полк был награжден Орденом Боевого Красного Знамени.
После войны остался на службе в ВВС. В 1947 году Подполковник
П. С. Акуленко был назначен начальником учебного центра по переучиванию на
новую реактивную технику. В этом центре прошли обучение более 200 пилотов из
различных частей ВВС страны, осваивая МиГ-9 и Як-15 ( в т.ч. и участники многих
воздушных парадов ). Вспоминая о тех днях Дважды Герой Советского Союза Арсений
Ворожейкин писал:
"...Подполковник Прокопий Семенович
Акуленко, небольшого роста, коренастый, с круглым, полным лицом был очень
требовательным офицером. Он умел отругать за ошибки и похвалить за успех.
Обычно при переучивании на новый самолет дело начинается с теории, с классов,
схем и макетов, потом обучаемые переходят к практике, к полетам. Но Акуленко
совместил изучение теории с полетами, чтобы ни единой минуты люди не теряли
даром. Когда погода не позволяла летать - занимались теорией, когда позволяла -
переходили к практике... Характерной чертой Акуленко было то, что в разговорах
с людьми, частенько для убеждения собеседника, кроме логики он применял и резкие,
порой даже излишне "крепкие" словечки. Однако порядок в Центре он навел быстро.
Акуленко был заботливым начальником. Всю организацию летного дня он проверял
лично и, как правило, завтракал первым..."
В то время на самолете Як-15 разрешалось выполнять только
виражи и перевороты через крыло. Петли, бочки, иммельманы и другие фигуры
высшего пилотажа были официально запрещены. Но несмотря на этот запрет Прокопий
Акуленко, одним из первых в ВВС, выполнил ( правда неофициально ) на этой машине
весь комплекс высшего пилотажа.
На Первомайском воздушном параде 1947 года. Подполковник П. С. Акуленко
летел ведущим первой пятерки, фактически руководя всей колонной самолетов. Парад
прошел успешно и 16 Мая 1947 года, за освоение новой реактивной техники, 163
авиатора ( и среди них 110 летчиков ) были награждены правительственными наградами,
в том числе и Акуленко.
С 1971 года Генерал - Лейтенант Авиации П. С. Акуленко - в запасе.
Жил в Москве.
|