Валериан Яманов родился в 1912 году, в семье рабочего. Жил в Иванове рядом с аэродромом. На его глазах ежедневно проходили тренировочные полёты авиаторов. Именно в то время у юноши и зародилось желание стать лётчиком. В 1932 году по комсомольской путёвке был направлен на учёбу в Ленинградскую военно - теоретическую школу. Позднее окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов. В 1935 году, получив командирское звание и должность младшего лётчика, был направлен в Брянскую истребительную авиабригаду. В составе этого соединения неоднократно участвовал в крупных войсковых учениях и праздничных парадах над Красной площадью в Москве. С 15 Мая 1937 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Боевую деятельность начал под Мадридом. Затем были Уэска, Брунете, Кампореаль. Как и многие другие советские лётчики Валериан Яманов вёл воздушные поединки с вражеской авиацией, штурмовал позиции противника и его аэродромы, летал на разведку. В групповых воздушных боях сбил несколько неприятельских самолётов. Был награждён орденом Красного Знамени. Во время одного из налётов вражеской авиации на аэродром Кампореаль, был тяжело ранен осколком разорвавшейся бомбы. В Мадридском госпитале ему была сделана серьёзная операция, после чего Яманов продолжил лечение в Валенсии, а затем в Москве, в военном госпитале им. Н. Н. Бурденко. После излечения продолжил службу в Брянской истребительной авиационной бригаде. Летом 1939 года принимал участие в сражениях с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол. Сначала воевал в составе 22-го истребительного авиаполка, затем - 56-го ИАП, был командиром звена. В воздушных боях сбил 4 японских самолёта. Об одной из побед вспоминает сам Валериан Александрович: "В середине Июля в полку был получен приказ командования о штурмовке двух японских аэродромов. На рассвете наша эскадрилья на малой высоте пересекла границу с Маньчжурией на южном участке фронта и вместе с эскадрильей И-16 Старшего лейтенанта Я. А. Курбатова обрушилась на аэродром противника в районе Шутэн - Сумэ. Японцы были застигнуты врасплох. Ни один их самолёт не смог подняться в воздух. Мы сделали два захода. 12 истребителей и 1 бомбардировщик, находившиеся на аэродроме, были сожжены. Был взорван склад горючего. От огня зенитной баатареи, прикрывавшей аэродром и посёлок Шутэн - Сумэ, получили незначительные повреждения 8 наших самолётов. На обратном пути над озером Буир - Нур эскадрилья была атакована большой группой японских истребителей И-97. Завязался воздушный бой. Строй эскадрильи нарушился, каждый пилот вёл бой самостоятельно. В лучшем случае действовали парами. Я выбрал объектом атаки ведущего одной из шестёрок. Атаковал его с пикирования. Меня надёжно прикрывал Лейтенант Константик Кочетков. Приблизившись к японской машине на 100 - 150 метров, открыл огонь. Пули прошили фюзеляж И-97, но японец как ни в чём не бывало круто взмыл вверх и, сделав переворот, пытался зайти в хвост моего самолёта. Однако этот приём врага мне был уже знаком. Разгадав уловку японца и, повторив его маневр, я ещё более сократил разделявшее наши машины расстояние. На этот раз короткая очередь пришлась прямо по кабине и моторной части вражеского истребителя. Вспыхнув, он пошёл вниз и вскоре исчез в озере Буир - Нур... Это был первый из 4-х японских самолётов, сбитых мною в воздушных боях на Халкин - Голе". Истребитель И-16. На таких машинах сражались летом 1939 года в небе Монголии лётчики 56-го истребительного авиаполка. После завершения боевых действий, Капитан В. А. Яманов продолжил службу в должности помошника командира 56-го истребительного авиаполка. Принимал участие в параде, состоявшемся по случаю победы над японскими захватчиками, в Улан - Баторе. Участвовал Валериан Якимов и в Великой Отечественной войны. С 1943 года он командовал 160-м истребительным авиаполком, летающий на Ла-5 ( с 26 Мая 1943 года полк входил в состав 3-й Гвардейской истребительной авиадивизии, 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса ). Летом 1943 года лётчики полка приняли участие в боях по прикрытию наступающих войск Брянского фронта. Даже будучи командиром полка, Валериан Александрович часто поднимался в воздух, участвовал в воздушных схватках. Об одном из вылетов он вспоминает так: "Однажды под Орлом мне пришлось вести бой с большой группой самолётов противника. Атаковав со своим ведомым немецкий бомбардировщик, который оторвался от основной группы, я сам неожиданно был атакован четвёркой вражеских истребителей. Отбив ведомого, противник взял меня в клещи. Я уворачивался от пулемётных трасс, бросал машину то в одну, то в другую сторону, но не мог вырваться из цепких "объятий" противника. В эту минуту неожиданно пришла помощь. Откуда - то сверху молниеносно свалилась на врага восьмёрка наших "Лавочкиных". Их смелая атака была удачной: сразу три немецких истребителя пошли к земле. На последних каплях горючего я пришёл на свой аэродром. Здесь позднее узнал, что меня выручила группа Алексея Маресьева". Один из успешных воздушных боёв, с участием Валериана Александрович, произошёл 21 Июля 1943 года. В тот день 11 истребителей Ла-5 под командованием Майора В. А. Яманова над полем боя встретили большую группу бомбардировщиков Ju-88, шедших в сопровождении 6 истребителей FW-190. Яманов смело атаковал неприятеля. Сам командир полка в этом бою сбил 2 вражеских самолёта, ещё 2 машины вогнали в землю его товарищи. 18 Марта 1944 года восьмёрка Ла-5 160-го авиаполка, ведомая командиром полка Майором В. А. Ямановым, вылетела по вызову с выносного пункта управления. При подходе к назначенному району Яманову сообщили, что в воздухе находятся бомбардировщики противника, следующие курсом 120 градусов на высоте 2500 метров. Яманов, набрав высоту 3500 метров, пошёл на сближение с противником. Ещё издали он заметил шесть Ju-87 и решил атаковать их с двух сторон. Майор подал команду и первым устремился в атаку. Противник не выдержал стремительной атаки наших истребителей. Все "Юнкерсы" резко спикировали с разворотом в сторону своей территории и стали поспешно уходить. Но одному уйти не удалось: подожжёный нашими пилотами, он рухнул на землю. Остальные, не сбросив бомб, на бреющем полёте ушли на запад. В Апреле 1944 года за отличное выполнение боевых заданий, высокую дисциплину и организованность, отвагу и героизм личного состава 160-й авиаполк был преобразован в 137-й Гвардейский. В его составе В. А. Яманов прошёл с боями Белоруссию, Прибалтику, Польшу. Особенно ожесточённые бои вели Гвардейцы на 1-м Украинском фронте, в районе города Шауляй. Приведу лишь выдержку из книги "На взлёте" Героя Советского Союза А. Ф. Семёнова, командовавшего тогда 3-й Гвардейской авиационной дивизией: "Здесь мы чуть не потеряли командира 137-го авиаполка Гвардии Подполковника В. А. Яманова. Он повёл на задание восьмёрку Ла-7 и встретился с 18-ю FW-190. Те уже изготовились к штурмовке наших наземных войск. Однако численное превосходство противника не испугало советских лётчиков. Они решительно атаковали противника и двух "Фоккеров" сбили. Тогда немцы, отказавшись от штурмовки, все обрушились на группу Яманова. Только мужество и мастерство позволили нашим лётчикам выдержать натиск противника и возвратиться с задания в полном составе, хотя некоторые самолёты получили опасные повреждения. Например, на Ла-7 В. А. Яманова были разбиты капот и 2 цилиндра, полностью снесена передняя часть фонаря вместе с прицелом. Удивительно, как сам Яманов остался жив и сумел посадить свой изувеченный истребитель..." Боевой путь Гвардии Подполковник В. А. Яманов закончил в небе Берлина. За годы войны лётчиками 137-го Гвардейского Минского истребительного авиационного орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени полка было совершено около 7700 боевых вылетов, проведено 354 воздушных боя, в ходе которых уничтожено 260 самолётов противника. После войны Валериан Александрович продолжил службу в ВВС. С 1959 года Генерал - Майор авиации В. А. Яманов - в отставке. В 1960 - 1984 годах работал старшим инженером в Ленинградском механическом институте. Инвалид 2-й группы. Награждён Орденами Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. |
Н а з а д