HSU

Сувиров Виктор Иванович

В.И.Сувиров

Родился 29 Апреля 1919 года в селе Мурмино, ныне Рязанской области, в семье рабочего. Жил в Москве. Окончил 7 классов неполной средней школы № 11. В 1934 году окончил фабрично - заводское училище ( ныне ГПТУ № 6 в Москве ), учился в аэроклубе. Работал токарем на заводе "Красный пролетарий". С 1937 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник боев с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол летом 1939 года. Проявив мужество и высокую боевую выучку, Младший лейтенант Сувиров уничтожил в воздушных боях 3 вражеских самолёта лично и 1 в группе с товарищами. В 1939 - 1943 годах служил на Дальнем Востоке.

На фронтах Великой Отечественной войны с Апреля 1943 года. Сражался на Северо - Кавказском, Южном и 4-м Украинском фронтах.

К Февралю 1944 года командир эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт ) Капитан В. И. Сувиров совершил 122 боевых вылета, провёл 32 воздушных боя и сбил 14 самолётов противника. Особо отличился в боях за освобождение Польши. 13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1958 года Полковник В. И. Сувиров - в запасе. Жил и работал в Краснодаре. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.

*   *   *

Когда началась Великая Отечественная война, Виктор Иванович Сувиров уже имел опыт воздушных сражений: в боях на Халкин - Голе он сбил 3 вражеских самолёта. Затем продолжил свой личный боевой счёт под Новороссийском, где тоже сбил 3 неприятельские машины.

...Весна 1943 года. Враг, отступая с Северного Кавказа, упорно сопротивляясь, цеплялся за каждый рубеж. От города Темрюк по Кубани, через станицу Крымская до Новороссийска немцы построили так называемую "Голубую линию" - крупные инженерные сооружения с бетонированными ходами сообщений, дотами, рвами, минными полями. Каждый участок обороны пристрелян, защищён зенитными средствами ПВО.

В воздухе - сотни самолётов. Небо полосуют пулемётные трассы, от разрывов бомб и снарядов стонет земля. По 6 - 7 раз в день лётчики поднимаются в небо, к вечеру валятся с ног от усталости, от нервного перенапряжения, а на рассвете следующего дня снова уходят в бой...

Вот уже несколько дней на южной окраине Новороссийска идут ожесточённые бои за плацдарм. Клочок земли на Мысхако - в кромешном аду огня и железа. Эскадрилье Старшего лейтенанта В. И. Сувирова была поставлена задача: охранять десант "Малой земли".

12 истребителей Як-7 под командованием Виктора Сувирова находились уже над целью, когда со станции наведения передали, что с запада идут 40 бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Их нужно было перехватить... Сувиров быстро оценил обстановку и принял решение: группе Быкова атаковать бомбардировщиков, а ему - связать боем "Мессеры".

Шестёрка "Яков" Виктора Сувирова полезла на высоту, чтобы выбрать удобный момент для нападения. А шестёрка Владимира Быкова атаковала бомбардировщиков с ходу и сбила сразу 3 "Юнкерса". Это было так неожиданно, что противник даже не успел организовать оборону. Однако при выходе из атаки на группу Быкова набросились 12 Ме-109. Трудно пришлось бы нашим лётчикам, но в этот момент на подмогу им пришёл Сувиров. Его группа свалилась с высоты, как лавина. Враг, не ожидая ловушки, увернуться от огня не успел. Три "Мессера" загорелись с первой атаки. Воспользовавшись замешательством врага, Быков снова ринулся на бомбардировщики. Ещё 3 бомбовоза врезались в землю.

Бой разгорался. Немецкое командование стало наращивать силы. Подходили всё новые группы бомбардировщиков и истребителей...

Виктора Сувирова и Михаила Барабанова атаковали 4 истребителя. Виктор увернулся от пулемётной очереди, но предупредить об опасности своего напарника не смог - отказал радиопередатчик. Самолёт Барабанова загорелся, начал падать... Через несколько секунд от горящего "Яка" отделился лётчик, раскрылся парашют.

- Жив, дружище ! - обрадовался Виктор, но к парашютисту сразу же кинулись немецкие истребители. Сверкнули трассы. Виктор бросился на выручку, отсёк их атаки. Барабанов упал на нейтральной полосе. Сувиров прошёл бреющим над местом приземления, - лётчик лежал рядом с погасшим куполом парашюта...

Набрав высоту, Виктор вышел в район Анапы - там находился аэродром врага, на котором молодые немецкие лётчики проходили фронтовую стажировку. Увидел двух "Мессеров", идущих в плотном строю: очевидно, пилоты отрабатывали слётанность пары. Виктор подошёл сзади и атаковав, по очереди сбил ведомого, затем ведущего.

- Это вам за Мишу !  За моего погибшего друга !

Зенитчики открыли огонь, но было уже поздно: на бреющем полёте Виктор скрылся в складках гор.

А через 3 дня, весь укутанный бинтами, вернулся в полк Михаил Барабанов...

- Самая сильная спайка между людьми - это кровная спайка, - сказал командир полка Подполковник Николай Васильевич Исаков, глядя на обнимающихся друзей.

Михаил Степанович Барабанов скоро приступил к боевой работе, всего сбил 20 вражеских самолётов. После войны проживал в городе Фрунзе. В запас ушёл в звании Полковник.

Осенью 1943 года армейская газета "Красный воин" писала в статье "15 побед Капитана В. И. Сувирова":

"Прикрывая наземные войска в паре с Младшим лейтенантом Калашниковым, Сувиров заметил восьмёрку Ме-109, идущих к линии фронта. Пользуясь превосходством в высоте, Капитан пошёл в атаку. Меткие очереди двух наших истребителей достигли цели. На землю рухнули два "Мессера".

В другой раз, шестёрка наших истребителей, ведомая Капитаном Сувировым, завязала бой с шестью Ме-109. С дистанции 50 метров он сбил одного, второго уничтожил его ведомый Лейтенант Зуев. Затем Капитан В. И. Сувиров сбил ещё один "Мессер". Это была 15-я победа советского сокола".

Вскоре в той же газете сообщалось, что эскадрилья Капитана Сувирова уничтожила столько вражеских самолётов, что их с избытком хватило бы на вооружение целого авиационного полка.

Часто, группой по 2 - 4 машины, лётчики эскадрильи Сувирова вылетали на "свободную охоту": истребляли немецкие самолёты прямо на аэродромах, обстреливали колонны автомашин, эшелоны с живой силой и техникой врага.

Виктор Сувиров был не только замечательным воздушным бойцом, но и вдумчивым командиром. Он отлично организовал вверенную ему эскадрилью на выполнение боевых заданий и технический персонал - на обслуживание материальной части. Воспитывал людей в духе высокой требовательности и дисциплины. Волевой, энергичный командир постоянно передавал свой боевой опыт подчинённым, учил их тактически граммотному ведению воздушного боя. За 8 месяцев боевой работы Капитан В. И. Сувиров произвёл 122 боевых вылета, из них: на прикрытие наземных войск - 72, штурмовку аэродромов и коммуникаций противника - 10, сопровождение штурмовиков - 18, на разведку - 6, "свободную охоту" - 16. Провёл 32 воздушных боя, в которых лично сбил 12 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования по разгрому немецко - фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и отвагу 24 Января 1944 года Капитан В. И. Сувиров был представлен к званию Героя Советского Союза, а в Апреле того же года был удостоен его.

В Марте 1944 года, действуя из засады у Кемгейских хуторов ( с аэродрома подскока ), он сбил 9 самолётов противника, из них 5 транспортных Ju-52, а всего его группа за несколько дней уничтожила 20 самолётов.

Свои последние воздушные победы Виктор Сувиров одержал в победном 1945 году. За период с 22 по 28 Января лётчики 16-й Воздушная армии из - за тяжёлых условий погоды произвели 788 самолёто - вылетов, из них 325 - на прикрытие войск и 352 - на воздушную разведку. В 7 воздушных боях было сбито 7 вражеских самолётов. Победы в эти дни одержали лётчики 15-го ИАП Майор В. И. Сувиров, Старший лейтенант Н. А. Боровский и другие.

12 Февраля 1945 в воздушных боях лётчиками 15-го истребительного авиационного полка было уничтожено 6 самолётов противника. Одну из побед вновь записал на свой боевой счёт Майор В. И. Сувиров.

...Свои последние схватки с врагом, Виктор Сувиров провёл в небе Берлина. Особенно напряжёнными были воздушные бои 18 Апреля - немецкие лётчики предприняли массированную попытку штурмовать наши наступающие войска. В течение дня лётчики истребительного авиационного Оршанского полка имени Ф. Э. Дзержинского совершили 159 боевых вылетов, провели 23 воздушных боя. Здесь под Берлином, господство нашей авиации было безраздельным. Противник не вступал в борьбу, если на его стороне не было численного преимущества. Нашими же лётчиками владел единый боевой порыв, они не считали врага, а искали его и уничтожали. Участник тех боёв, В. И. Сувиров вспоминает:

"Однажды я вылетел в паре с Михаилом Барабановым по боевой тревоге, чтобы отразить налёт авиации противника - немцы намеревались бомбить и штурмовать наши боевые порядки. Погода была неважная. Станция наведения передала:

- "Маленькие" !  Две десятки идут с запада. Отразите налёт !

Я осмотрелся и увидел врага. Немцы начали перестраиваться для бомбометания под самой кромкой облаков. Хитры !  Но нас не обмануть !   Мы бросились в атаку.

- Бъём ведущих групп ! - крикнул я Мише и кинул Як-3 в пике. Догнал ведущего одной из групп противника, ударил по кабине. Барабанов атаковал лидера второй группы. Смотрю, горят два "Фоккера" !  Мы с Мишей ушли вверх. Осмотрелись. Видим: противник сбрасывает бомбы на свои же войска.

- Молодцы, "маленькие" ! - передала станция наведения.

Нам было радостно... Задание выполнено !"

К концу войны Майор В. И. Сувиров совершил около 200 успешных боевых вылетов. Он сражался с врагами на юге Украины и в Белоруссии, освобождал Польшу, добивал неприятеля в небе Германии. Проведя 50 воздушных боёв на Як-1, Як-9Т и Як-3 он сбил 25 вражеских самолётов лично и 7 - в группе с товарищами. Кроме того, он уничтожил на земле 10 бомбардировщиков, вывел из строя 6 паравозов, 20 автомобилей и около 300 неприятельских солдат и офицеров. Всего же, с учётом боёв в Монголии, на его счету 28 личных и 8 групповых воздушных побед.

После войны Виктор Иванович командовал полком, окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию, в 1950 - 1954 годах был депутатом Верховного Совета СССР. Работал оператором в ВНИИ нефтехимии города Краснодара.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д