Степанов Евгений Николаевич |
| Дата | Тип сбитого самолёта | Место победы | Примечания: |
| ? Августа 1937 г. | Fiat CR-32 | Уэска | На И-15 |
| ? Августа 1937 г. | Do-17 ( в группе ) | Сарагоса | В паре с Н. Сюсукаловым |
| 24 Августа 1937 г. | Ме-109В | Сарагоса | На И-15 |
| 1 Сентября 1937 г. | Fiat CR-32 | Белчите | - " - |
| ? Октября 1937 г. | Fiat CR-32 | - " - | |
| 12 Октября 1937 г. | Ju-86 ( в группе ) | Совместно с И. Финном и А. Серовым | |
| 27 / 28 Октября 1937 | SM-81 ( ночью ) | Барселона | - " - |
Самый большой успех имел 15 Октября 1937 года когда эскадрилья И-15 атаковала вражеский аэродром в Гараниллос, около Сарагоссы. Согласно последующим сообщениям разведки там было уничтожено 6 Fiat CR-32, 3 Ju-52 / 3m и 3 He-45, повреждено около 20 других итальянских и немецких самолётов. В ночь с 27 на 28 Ноября 1937 года, сбил бомбардировщик SM-81 около Барселоны. Во время этой атаки ему пришлось таранить вражескую машину левой стойкой шасси своей "Чайки".
![]() |
Согласно официальной версии, взлетевший на своём И-15 командир 1-й эскадрильи "Чатос" Старший лейтенант Е. Н. Степанов ( его напарником был в этом вылете Илья Финн ), увидел вражеский бомбардировщик, освещённый луной, и пошёл в атаку. В ходе боя сначала был убит стрелок верхней турели. Тем временем, "Савойя" развернулась в сторону Барселоны, огни которой были уже хорошо видны, после чего Степанов пошёл на таран. Стараясь по возможности сохранить пропеллер и двигатель, он нанёс удар колёсами, который пришёлся по хвостовому оперению "Савойи". Потерявший стабилизатор бомбардировщик тут же рухнул вниз всего в нескольких километрах от города.
Хотя И-15 получил повреждения, Степанов проверив управление и работу мотора, решил продолжать патрулирование и вскоре обнаружил ещё одну "Савойю". Несколько раз обстреляв бомбардировщик, он заставил его экипаж повернуть в сторону открытого моря, над волнами которого и окончательно добил бомбовоз, который взорвался. Только после этого наш пилот вернулся на аэродром Сабаделл, где благополучно посадил свой повреждённый истребитель.

По отечественным документам Евгению Степанову была записана победа над протараненным бомбардировщиком, а Илье Финну - над вторым, который, загоревшись, упал в воду. Однако по зарубежным источникам второй бомбардировщик сумел вернуться на свой аэродром, хотя и получил повреждения. За этот бой Евгений Степанов был награждён орденом Красного Знамени и повышен в звании до Капитана.
Последний вылет совершил 17 Января 1938 года, когда был сбит огнём зенитной артиллерии. Следующие 6 месяцев провёл в различных тюрьмах. Был приговорен к расстрелу, но Республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на немецкого пилота ( якобы, Капитана Мюллера, сбитого А. И. Гусевым ). Уехал из Испании в Июле 1938 года на судне, шедшем через Францию и Бельгию в Ленинград.
В конце Мая 1939 года, вместе с другими Советскими асами воевавшими в Испании и Китае, прибыл в Монголию. Летал на И-16 и немного ( всего 5 вылетов ) на И-153. Инспектор по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка ( 1-я Армейская группа ) Капитан Е. Н. Степанов в ходе боёв над Халкин - Голом участвовал в 5 воздушных боях. Его задача состояла в том, чтобы передавать боевой опыт пилотам, которые ещё не встречали противника в воздухе, организовывать схватки когда звучит тревога, и принимать участие в воздушных боях. Однажды, во главе группы из 12 самолётов Степанов вступил в схватку с 30 японскими истребителями и лично сбил 1 самолёт.
За победы одержанные в небе Испании и Монголии, 25 Августа 1939 года, Евгению Николаевичу Степанову было присвоено Звание Героя Советского Союза. К тому времени, согласно архивным записям, он сбил 13 самолётов противника лично и, кроме того, в групповых боях, а также при штурмовках вражеских аэродромов, уничтожил ещё около 60 самолётов. Принял участие в 36 воздушных боях и имел 326 часов боевого налёта.
После Монголии был назначен советником в части ВВС, которые участвовали в освобождении западной Белоруссии ( и оккупации восточной Польши ) в Сентябре 1939 года, и в "Зимней войне" с Финляндией 1939 - 1940 годов. В годы Великой Отечественной войны работал в Управлении ВВС Московского Военного Округа.
С 1948 года работал в ЦК ДОСААФ - возглавлял спортивный отдел Центрального аэроклуба имени Чкалова, руководил советскими делегациями на международных соревнованиях по парашютному спорту в Праге и Париже, участвовал на конференциях Международной Авиационной Федерации ( FAI ) в Париже и Стамбуле. В течение нескольких лет был вице - президентом FAI. Затем, Полковник в отставке Е. Н. Степанов, работал в Центральном Доме Авиации и Космонавтики в Москве.
Награждён орденом Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями и иностранными орденами. Умер 5 Сентября 1996 года.
Н а з а д