Машковский Степан Филиппович |
Степан Машковский родился 27 Ноября 1914 года на Украине, в селе Темрюк ( ныне село Старченково Володарского района Донецкой области ), в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1930 году и два курса сельхозтехникума в городе Приморск Запорожской области. В 1932 - 1936 годах работал десятником на шахте № 30 в Донбассе. В 1936 году был призван в ряды Красной Армии. Окончил Харьковскую военную школу пилотов в 1937 году. Служил в Московском военном округе. Участник боев с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол в Июле - Сентябре 1939 года. Командовал звеном 56-го истребительного авиационного полка. Совершил 120 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника. Награждён орденом Красного Знамени. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Боевую деятельность начал на Брянском фронте, затем воевал на Западном и Центральном фронтах. Командир эскадрильи 184-го истребительного авиационного полка ( 11-я смешанная авиационная дивизия, Брянский фронт ) Старший лейтенант С. Ф. Машковский за месяц боёв совершил 64 боевых вылета, лично сбил 2 и в паре 3 самолёта противника. 1 Августа 1941 года возвращаясь на И-16 с боевого задания, он встретил 2 бомбардировщика Ju-88. Решил их атаковать, но сам попал под огонь пары "Мессеров". Мгновенно развернувшись, в лобовой атаке таранил одного из них. Свой самолёт с разрушенным стабилизатором и пробитым колесом мастерски посадил на аэродроме. 11 Ноября 1941 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Старшему лейтенанту С. Ф. Машковскому было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за период Великой Отечественной войны совершил 280 успешных боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, в которых сбил 14 самолётов противника лично и 17 - в группе с товарищами ( без учёта побед, одержанных на Халкин - Голе ). С Марта 1943 года работал лётчиком - испытателем в ЛИИ. Провёл ряд ответственных испытаний по доводке и определению лётно - тактических данных боевых машин. Выполнил первый полёт и провёл испытания Ла-156, Ла-150Ф, Ла-200. 10 Апреля 1947 года первым в стране на самолёте Ла-156 выполнил взлёт и полёт с форсажем ТРД. Провёл испытания двигателей: ТВ-2 на Ту-4ЛЛ, АМ-3М на Ту-16, АЛ-7Ф на Ту-4ЛЛ. Участвовал в испытаниях: Пе-2И, Ли-2 с моторами АШ-82ФН, Ла-152, Ла-160, Ла-174ТК, Ту-4, Ту-16. Провёл ряд сложных испытаний, в том числе систем дозаправки самолётов в воздухе, являлся одним из ведущих испытателей тяжелого бомбардировщика Ту-4. Всего освоил 60 типов самолётов, из них - 9 иностранных. Жил в городе Жуковский Московской области. В 1954 окончил курсы лётчиков - испытателей, с 1953 обучался в МАИ. Геpой Советского Союза Полковник С. Ф. Машковский и на лётно - испытательской pаботе оказался далеко не последним. Hо, тонко почувствовав веяние вpемени, он, уже зpелым испытателем, да и в годах далеко не "жениховских", поступил на вечеpнее отделение авиационного института. Жить на пpоценты с pанее заpаботанного капитала Степан Филиппович не захотел. К несчастью, закончить институт он не успел: уже пpиступив к pаботе над дипломным пpоектом, 18 Марта 1958 года лётчик - испытатель 1-го класса Полковник С. Ф. Машковский трагически погиб при проведении испытаний самолёта М-4 с отключенными бустерами. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалью "За боевые заслуги". В селе Старченково установлен бюст Героя. В Жуковском, на доме, где он жил - мемориальная доска. |
Н а з а д