В конце Ноября 1941 года в районе Ряжска закончилось формирование ударной авиационной группы, ядром которой стала 11-я смешанная авиационная дивизия Генерал - Майора Г. П. Кравченко. Бывший командир этой дивизии, известнейший советский лётчик, Дважды Герой Советского Союза, Григорий Пантелеевич Кравченко был назначен Командующим ВВС 3-й Армии, в оперативное подчинение которой и вошла эта авиагруппа. Вскоре лётчики ударной авиагруппы Кравченко перебазировались в район Ступино и Новомосковска, начав боевые действия против наступающих немецких войск в районе Тулы и Малоярославца. Доброй славой, добытой боевыми делами, пользовалась среди войск Брянского фронта авиационная группа Генерала Г. П. Кравченко. Немало героев взрастила боевая семья крылатых богатырей. Одним из них был Младший лейтенант Н. Л. Кобзев. Им гордились не только лётчики, но и многие бойцы - пехотинцы. К Декабрю 1941 года он совершил уже 140 боевых вылетов. Отважный пилот усиленно штурмовал войска противника, летал на разведку, сопровождал наши штурмовики и бомбардировщики. Однажды, когда группа советских самолётов, выполнив задание, повернула назад, Кобзев заметил вражеский бомбардировщик, идущий к нашему переднему краю. Николай с ходу пошёл на врага. Немецкий лётчик в спешке сбросил бомбы куда попало и попытался уйти. Преследуя врага, Младший лейтенант поливал его огнём, заходил то в хвост, то снизу. Наконец, мотор неприятельской машины задымился. Ещё одна длинная очередь, и вражеский самолёт врезался в землю. Покончив с врагом, Кобзев как ни в чём не бывало взял курс на свой аэродром. В другой раз Николай в составе звена летел на разведку. Перед вылетом командир предупредил лётчиков: "Попадётся цель, не зевайте. Дайте врагу почувствовать огневую мощь советских истребителей !" И они встретили такую цель - по дороге двигалась большая вражеская автоколонна. Лётчики атаковали её и подожгли несколько машин. В это время над колонной появились 5 немецких истребителей Ме-109. Наше звено вступило в бой. Один их "Мессеров" зашёл в хвост самолёта Кобзева. Младший лейтенант пошёл на крутой вираж и мгновенно очутился у хвоста Ме-109. Короткая пулемётная очередь и вражеская машина штопором врезалась в землю. Едва Кобзев успел повернуть на обратный курс, как увидел, что навстречу ему идут 4 "Мессера". Стремительно набрав высоту, он снова принял бой, теперь уже один против четырёх. Дал газу на всю мощь мотора и бросился в лобовую атаку, чего боялись и на что всегда неохотно шли немецкие пилоты. Нервы врага не выдержали, и его строй рассыпался... Вот какие отважные соколы, непревзойдённые мастера пилотирования и воздушных боёв, создавали честь и славу звеньев, эскадрилий, полков авиагруппы, возглавляемой Григорием Кравченко на Брянском фронте. ...22 Февраля 1943 года командир 522-го истребительного авиационного полка Майор Крупенин пригласил Генерал - Лейтенанта Г. П. Кравченко, ставшего к тому времени командиром 215-й истребительной авиационной дивизии, к себе на аэродром Колосарь, на торжественное собрание, посвящённое годовшине Красной Армии. Кравченко, вместе с другими офицерами штаба дивизии, прибыл в полк. Там, в землянке, на командном пункте, он неожиданно встретился с Николаем Кобзевым, которого хорошо знал ещё по боям на Халкин - Голе. Кравченко всегда был рад встречам с халкингольцами, ценил их, как искусных лётчиков с большим боевым опытом. В свои 24 года Николай Леонтьевич Кобзев уже был инспектором по технике пилотирования 14-й Воздушной армии. В те дни он проводил инструкторские полёты с лётчиками 522-го авиаполка, передавал им свой лётный и боевой опыт. Примером для Кобзева всегда был его бывший командир. "Если Кравченко в небе - пристраивайся к нему, работа будет," - так говорил о комдиве Николай. А во время боёв он действовал так, как учил его Кравченко: "Главное - стремительная атака !". Однажды Григория Кравченко спросили, о чём он думает во время воздушного боя. Тогда, он кратно ответил так: "Я не думаю, я - действую ! В бою, когда каждая секунда на учёте, некогда размышлять, надо мгновенно оценивать обстановку, точно применять на деле свои знания и умение". Так же действовал и Николай Кобзев. Все мысли вытеснялись во время боя одним желанием - взять врага в прицел и уничтожить. На его счету уже было около 400 боевых вылетов и 11 сбитых самолётов противника. Уроженец Рязанской области, Кобзев 19-летним юношей сражался с японскими захватчиками летом 1939 года в 22-м истребительном авиационном полку под командованием Г. П. Кравченко. Мужество и отвага молодого пилота были отмечены орденом Красного Знамени. То было незабываемое время !.. В тот вечер они долго сидели, вспоминая однополчан, обмениваясь своими впечатлениями о событиях на фронте, сравнивая воздушные схватки в небе Халкин - Гола и Великой Отечественной войны. Они не знали тогда, что эта встреча будет для них последней... На следующий день, 23 Февраля 1943 года, командир 215-й истребительной авиационной дивизии Дважды Герой Советского Союза Григорий Пантелеевич Кравченко геройски погиб в воздушном бою, уничтожив 4 вражеских самолёта... Николая Кобзев успешно прошёл всю войну. Затем ещё долго служил в Вооружённых Силах страны. 23 Февраля 1983 года, в день 40-й годовщины гибели Г. П. Кравченко, на его бывшей квартире на Ленинском проспекте собрались люди долгое время близко знавшие отважного воздушного аса: школьные товарищи, боевые соратники. Был среди них и Николай Леонтьевич Кобзев. |
Н а з а д