Жан - Луи Тюлян родился 27 Ноября 1912 года в Нансе. Вырос в
семье авиаторов - отец и два родных дяди воевали ещё в Первую Мировую войну.
Закончил, популярное в ту пору во Франции, училище в Сен - Сире. Затем прошёл
полный курс лётной школы в Версале и вскоре стал, по словам знавших его, лётчиком
божьей милостью. Его отличали превосходная военная выправка, четкость, аккуратность.
Тюлян как бы представлял собой образец строевого офицера.
В 1938 - 1939 годах работал инструктором, затем служил в Северной
Африке, командовал эскадрильей в составе подразделения GC 1 / 7 "Provence".
5 Декабря 1940 года перебрался в Каир. В составе авиагруппы "Alsace" участвовал
в воздушных схватках над Ливией.
В Декабре 1942 года, в составе первой группы французских лётчиков -
добровольцев, прибыл в Россию. Вспоминая о том времени, Герой Советского Союза Б. А. Смирнов,
инспектирующий летчиков "Нормандии", писал позднее: "Жан Луи Тюлян был опытным пилотом,
летал на многих типах самолётов. Среднего роста, стройный, с тонкими, по - мужски
красивыми чертами лица, он держался со всеми просто, но с достоинством. Тюляну было
35 лет, но выглядел он значительно моложе. Когда улыбался, его лицо выражало доброту,
но порой взгляд становился проницательным, и казалось, что он читает мысли собеседника.
В эскадрилье Тюлян пользовался огромным уважением. Худой, жилистый, с вечно блуждающей
улыбкой, он всегда торопил время..."
Очевидно, эти обстоятельства и послужили основанием для его назначения
заместителем командира эскадрильи "Нормандия". Однако уже 22 Февраля 1943 года, после
отъзда Жозефа Пуликена, Майор Жан - Луи Тюлян стал уже новым командиром эскадрильи.
В конце Марта 1943 года Тюлян открыл счёт побед французских лётчиков,
когда в паре с Литольфом атаковал большую группу Ме-109. Опешив от энергичных действий
"Яков", противник растерялся. Один из "Мессеров", пытаясь изменить маневр, подставил
"брюхо" прямо под прицел Тюляна. Длинная очередь - и противник, не выходя из крена,
закувыркался к земле. В это время Литольф, ведя бой с 4 "Мессерами", подбил 2 из них.
Вскоре у французских лётчиков кончились боеприпасы и плохо бы им пришлось, если бы,
откуда ни возьмись, не появились советские "Лавочкины"...
13 Апреля Тюлян одержал свою вторую победу - сбил FW-190. Вскоре,
в одном из боёв, спас от гибели своего ведомого, у которого в критический момент
боя закончились боеприпасы.
В Июне 1943 года Тюлян в паре с Бегеном встретили разведчик - корректировщик
FW-189 под охраной пары "Фоккеров". Командир "Нормандии" вступил в бой с истребителями,
предоставив "раму" Бегену, и, пока тот охотился за FW-189, Тюлян сбил одного FW-190.
Дидье Беген атаковал "раму" несколько раз, но подбитый корректировщик всё - таки сумел
уйти на бреющем полёте.
Как лётчик - истребитель Тюлян был выше всяких похвал. Он привлекал всех
своим обоянием, влюбленностью в авиацию, неукротимым бойцовским духом. Машины и полёты -
это было для него всем. 17 Июля 1943 года он погиб в воздушном бою с большой группой
FW-190.
"Прибыв в Россию, Жан оставался тем же спартанцем, каким был всегда.
Внешне он был сдержан и даже холоден, но умел внушить к себе любовь и уважение. Без
полётов не мыслил жизни. Презирал опасность, превыше всего ценил решительность и
отвагу. Чтобы первым взлетать по тревоге - спал в землянке, находящейся в 20 метрах
от самолёта. С неизменной улыбкой на лице, он находил выход из любых самых сложных
ситуаций. На него ровнялись все лётчики. Когда наступление было в разгаре, он
завидывал тем, кто в нем участвует, и казался несчастным, когда оно затихало.
Он даже просил перевести нас в более напряжённый сектор боёв, чтобы не сидеть
без дела.
Можно ли удивляться тому, что он погиб ? У него была репутация
безрассудно смелого и удачливого лётчика, а это не могло продолжаться вечно. Его
звезда - такая яркая - не могла гореть долго. 17 Июля под Орлом, ангел - хранитель
покинул его. Но он успел испытать удовольствие, увидев, как треснул немецкий фронт",
- так вспоминал о своем друге Пьер Пуйяд.
Як-1 Жана Тюляна, 1943 год |
Гибель Тюляна потрясла всю эскадрилью - Жан был не только её командиром,
но и ее душой. Особенно угнетало лётчиков то, что его нельзя было даже достойно похоронить,
так и не удалось даже примерно установить, в каком месте упал его самолёт...
За период своего недолгого пребывания на Советско - Германском фронте,
Жан Луи Тюлян одержал в воздушных боях 3 победы. За образцовое выполнение заданий
командования и проявленные при этом мужество и героизм, командир эскадрильи "Нормандия"
Майор Тюлян был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, посмертно.
|