Марсель Альбер родился 25 Ноября 1917 года в Париже, в семье
рабочего. Он рано познал тяготы жизни, работая металлистом на заводе "Рено".
Закончил платные курсы пилотов. Лётному делу учился за свой счёт, выкраивая
необходимые суммы из небольшого заработка. В 19 лет ему, как и многим другим
французским лётчикам, дала путевку в небо единственная в то время во Франции
женщина - инструктор Ивон Журжон.
В Феврале 1940 года был направлен в истребительную группу
GC I / 3, где летал на самолёте "Моран 406". Весной 1940 года стал летать на
"Девуатине 520" ( по другим источникам - CR-714 ). Во время битвы за Францию
сбил один самолёт Do-17 в группе, ещё одна победа ( He-111 ) не была подтверждена.
После капитуляции Франции его часть была переброшена в Оран
( Северная Африка ). 14 Октября 1941 года, будучи несогласным с политикой
правительства Виши, вместе с Марселем Лефевром и Альбером Дюраном, на самолётах
D-520 бежал в Гибралтар, откуда был направлен в Англию. Сражался в рядах
деголлевских сил "Освобождения Франции", служил в 340-й эскадрильи "Иль - де - Франс".
В Декабре 1942 года вступил в ряды "Свободных сражающихся сил
Франции" и, в составе первой группы французских добровольцев, прибыл в Россию.
Свой боевой путь в составе "Нормандии" начал весной 1943 года.
Все тяготы фронтовой жизни он делил наравне с другими лётчиками. Каждый день на
волоске от гибели - каждый вылет мог оказаться последним.
Марсель Альбер сразу же привлекал внимание красивой и аккуратно
подстриженной головой, строгими чертами лица и проницательными умными глазами.
Стеснительный, без причин краснеющий, он обладал незаурядной волей, завидным
упорством и большой настойчивостью. Когда весной развезло полевой аэродром, он
первый стал взлетать и садиться, используя покрытую щебенкой дорогу. И ни разу
ни малейшим образом не повредил свой самолёт.
13 Июня 1943 года, в воздушном бою, вражеский снаряд повредил
систему топливопитания его машины. Но с помощью ручного подкачивающего насоса
- альвейера - можно было лететь. 200 км Альбер вручную питал мотор бензином, но
долетел. Потом неделю не мог летать - чертовски болела рука и плечо.
16 Июля 1943 года Альбер и Прециози, баражируя в районе Думиничи,
получили сигнал со станции наведения о появлении разведчика противника. Они устремились
к нему. "Рама" тоже заметила их и с резким снижением на максимальной скорости
попыталась уйти. Атака, ещё одна. Кабина стрелка разбита, левый мотор начал дымить.
Ещё очередь и FW-189 перевернувшись в воздухе вошёл в свое последнее пике. А через
несколько часов спустя друзья снова поднялись в воздух и вновь вступили в бой с
противником...
Трудным летом 1943 года "Нормандия" прошла суровую школу боёв.
Вспоминая о том времени, Марсель Альбер впоследствии заметил: "Если бы мы воевали
тогда организованно, как впоследствии, мы бы успешнее боролись с Люфтваффе. Но мы
делали лишь один боевой вылет в день, а надо было - пять..." В Феврале 1944 года,
за победы в летней компании 1943 года, Марсель Альбер был награждён орденом
Красного Знамени.
В Мае 1944 года, когда эскадрилья "Нормандия" была преобразована в
полк, Альбер был произведён в Лейтенанты и назначен командиром 1-й эскадрильи "Руан".
Истребитель Як-3 Лейтенанта Марселя Альбера, Октябрь 1944 года.
В Октябре 1944 года восьмёрка "Яков" под командой Альбера Марселя
провела удачный бой с 30 пикировщиками Ju-87 прикрываемыми 12 истребителями
FW-190 из эскадры "Мельдерс". В этом бою Альбер одержал сразу 2 победы, а его
товарищи - ещё 5. В итоге противник, потеряв 7 машин, был вынужден оставить
поле боя. Восьмёрка Альбера вернулась на свой аэродром без потерь.
Отличный бой провели французские лётчики под его командованием и
18 Октября 1944 года. В тот день эскадрилья встретила около 20 бомбардировщиков
противника, шедших под прикрытием 6 истребителей. Французы, стремительно атаковав
врага, сбили 6 бомбардировщиков и 3 истребителя. Сам Марсель уничтожил в этом бою
ещё 2 машины противника.
26 Октября 1944 года во главе 8 "Яков" Альбер вылетел для прикрытия
наступающих советских войск. В районе барражирования увидел ниже вражеские самолёты,
бомбившие наши позиции. Заметив "Яки", немцы повернули на запад. Восьмёрка Альбера,
пользуясь высотой, легко догнала противника и обрушила на них мощь своего оружия.
Стремительный удар разметал строй противника, они пытались уйти на бреющем полёте.
По команде Альбера, французы бросились преследовать отступающего противника. А он
вместе с Амарже, догнав самолёт врага, двумя длинными очередями уничтожил его. Это
была 23-я победа отважного Аса и 200-й самолёт на счету лётчиков "Нормандии - Неман".
Як-3 Старшего лейтенанта Марселя Альбера, Декабрь 1944 года.
За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками,
27 Ноября 1944 года командиру 1-й эскадрильи полка "Нормандия - Неман" Старшему
лейтенанту Марселю Альберу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
К тому времени он совершил 193 боевых вылета и имел на счету 23 сбитых самолёта
противника официально ( из них - 16 в группе ) и 2 неподтверждённых ( 1 в группе ).
При этом, 21 победа ( при одной неподтверждённой ) была одержана в России.
В середине Декабря 1944 года Марсель Альбер был награждён Крестом
освобождения и отправлен во Францию, в отпуск. В "Нормандию" он больше не вернулся
- вскоре его назначили на новую должность в сводной авиадивизии "Франция",
создаваемой в Туле ( которая так и не была сформирована ).
После войны - долгое время оставался на службе в ВВС. С 1947 года
Майор М. Альбер - в запасе. Был французским военно - воздушным атташе в Праге.
По окончании службы переехал в США, где и проживал до конца своих дней во Флориде.
|