Георгий Захаров родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое
Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина.
Окончив сельскохозяйственный техникум работал в совхозе. С 1930 года в Красной
Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую школу пилотов и курсы при Военной академии
Генерального штаба. Службу начал в 109-й истребительной эскадрильи Киевской
Воздушной Бригады.
В 1936 году, уже Старшим лейтенантом, командиром звена,
добровольцем отбыл для оказания помощи Республиканской Испании. Первый вылет
совершил 4 Ноября 1936 года над Maдридом, на биплане И-15. 9 Ноября 1936 года
сбил первый самолёт противника, который идентифицировал, как лёгкий бомбардировщик
Arado-68 ( это был итальянский разведчик "Ромео" ). В Феврале 1937 года сбил
истребитель Фиат CR-32.
В одном из вылетов, над Мадридом, он был атакован группой из
12-ти истребителей. Проведя бой в одиночку, Захаров сбил 3 машины и вернулся
на свой аэродром. Сам он вспоминал о том поединке так: "Они кинулись на мой
самолёт скопом, мешая друг другу... Я крутился внутри клубка, пытаясь оттянуть
их к Мадриду... я знал: ни секунды по прямой !... Трижды "Хейнкели" попадали
в мой прицел, и трижды я жал на гашетки..." После посадки в его самолёте
насчитали 140 пробоин. Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея
6 личных и 4 групповые победы.
Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай,
где одержал 2 победы ( возможно ещё 1 в группе ), летая на биплане И-152. По
возвращении в Советский Союз ему присвоили звание Полковник, а в 1941 году -
Генерал - Майор авиации. Начало Великой Отечественной войны Г. Н. Захаров
встретил командиром 43-й истребительной авиационной дивизии, базирующейся в
Минске. Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания и
в первый же день войны уничтожил два Ju-88, в 2-х вылетах, летая на истребителе
И-16. Вот как он сам описывает это:
"Низко над Минском ходили большие
двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти,
что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на
отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в
течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, "Юнкерсы"
под вечер чувствовали себя в полной безопасности.
Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88
над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял
в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в
районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил
дымя, но я думаю, что не вытянул - как и у первого, у него слишком мал был запас
высоты"...
Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании.
В начале Октября, на том же И-16, он уничтожил корректировщик Hs-126. В Ноябре
1941 года Захарова назначили командиром Учебной истребительной авиашколы в Улан -
Уде, но в Декабре 1942 года, он возвратился на фронт и принял под командование
303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и
подразделение французских лётчиков - добровольцев "Нормандия - Неман". Он принял
участие в борьбе под Курском, а затем дивизию перебросили на 3-й Украинский Фронт.
Истребитель Як-3 командира 303-й ИАД Г. Н. Захарова, осень 1944 года.
Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить
такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в Эскадрилью "Нормандия" новых
лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт большой сложности. Замедленные
бочки, перевёрнутый полет. И все это было мастерски исполнено у самой земли. Наши
лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он
вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался
к земле в перевёрнутом полете. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа,
приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских
лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа ( необходимо учесть, что
Г. Н. Захарову тогда было уже более 35 лет ).
Як-3 Г. Н. Захарова, 1945 год. |
Летом 1944 года он уничтожил истребитель Ме-109, а в 1945 году
лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.
К Маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии
( 1-я Воздушная ёрмия, 3-й Белорусский фронт ) Генерал - Майор Авиации Г. Н. Захаров
совершил 153 боевых вылета, провёл 48 воздушных боев, в которых одержал 10 побед.
19 Апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Общим итогом боевой деятельности Г. Н. Захарова стали 18 личных и 4 групповые победы,
одержанные им в трёх войнах.
После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС.
В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал ряд
ответственных командных должностей. За период службы награждён орденами Ленина
( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Кутузова 2-й степени, Отечественной
Войны 1-й степени, Aлександра Невского, Красной Звезды ( дважды ), французским
орденом Почётного Легиона, многими медалями. Ушёл в отставку в 1960 году и жил
в Москве. Написал книги: "Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 Января 1996 года.
|