Супрун Степан Павлович |
Степан Супрун - человек поистине необычайной судьбы. Родился он 2 Августа 1907 года в селе Речки, ныне Белопольского района Сумской области, в семье крестьянина, став вторым сыном молодой украинской четы Павла Михайловича и Прасковьи Осиповны. Так случилось, что волею судьбы треть своей жизни Степан прожил вдали от Родины - в Канаде. Его отец с малых лет батрачил у местных пемещиков и немецких колонистов. Таких, как он, в те годы на Украине было немало. Некоторые из - за непосильного труда уезжали за океан в поисках лучшей доли. В 1910 году и отец Степана, покинув родные места, отправился в поисках счастья за океан - в далёкий Виннипег. Через три года, когда Степану едва испольнилось 6 лет, в Канаду приехала с детьми, а их было трое, и мать. Тяжёлым оказалось житьё на чужбине - без знания английского языка приходилось туго. Перебивались временными заработками. Но годы шли, дети мужали. С 1915 по 1924 год Степан учился в школах Говардвилля и Виннипега. В 1924 году семья Супруна вернулась в Россию. С 1925 по 1929 год Степан работал учеником кустаря - каретника в Белопольске, затем - столяром и фрезеровщиком на машиностроительном заводе в Сумах. Многие юноши мечтали в те годы об авиации, о подвигах. Не был исключением и Степан. Когда пришло время призыва в Красную Армию, он попросился в авиацию, а в 1929 году поступил в Смоленскую школу военную лётчиков, которую успешно окончил в 1931 году. Уже там проявились его незаурядные лётные способности. Об этом свидетельствует отзыв инструктора Кушакова, который написал в характеристике: "Курсант С. П. Супрун имеет все данные быть не только отличным лётчиком - истребителем, но и вдумчивым исследователем, экспериментатором в лётном деле". Наставник не ошибся. Именно таким и стал впоследствии Степан Павлович Супрун. В Июле 1933 года он был переведён в НИИ ВВС на лётно - испытательскую работу. Участвовал в Первомайских воздушных парадах на Красной площади 1935 - 1937 годов, где летал на самолёте И-16 тип 5 окрашенном в синий цвет. За успешные испытания новой техники и её овладение, награждён золотыми именными часами Наркома Обороны СССР ( 1935 год ), орденом Ленина и легковой автомашиной марки М-1 ( 1936 год ). В Декабре 1937 года избран Депутатом Верховного Совета СССР. В одной из характеристик командования НИИ ВВС на С. П. Супруна написано: "Дисциплинирован на земле и в воздухе... В лётной работе вынослив и неутомим. Летает на всех типах истребителей. Хорошо владеет элементами воздушного боя скоростных самолётов. Идеологически устойчив. Аварий и поломок по своей вине не имеет..." Поразительно быстро Степан Супрун совершил крутой взлёт к мастерству и славе, став одним из лучших лётчиков страны, членом правительства. Но вначале ему пришлось пережить очень неприятный период жизни. Случилось это ещё во время службы в Бобруйской бригаде. Тогда в один из осенних дней, техник Стрижёв, сидевший в самолёте Супруна и проверявший работу мотора, неожиданно вырулил со стоянки на старт и пошёл на взлёт с набором высоты на запад. На аэродроме забили тревогу, в воздух в догонку подняли самолёт. Но было поздно, беглеца догнать уже было невозможно. Стрижёв пересёк государственную границу и совершил посадку в Польше, у города Лида. Некоторое время спустя поляки вернули самолёт, но техника вернуть отказались. Вскоре в Бобруйской авиабригаде объявили приказ Наркома обороны о предании суду Военного трибунала командира эскадрильи, инженера эскадрильи и инженера отряда, подчинённый техник которых оказался изменником Родины. Суду предали и... Степана Супруна, чей самолёт был использован для побега. Все четверо, осуждённые на разные сроки, были заключены в Бобруйскую тюрьму... Вскоре Супрун был освобождён из заключения, однако этот эпизод всё же сыграл свою отрицательную роль в его дальнейшей карьере - он стал единственным среди лётчиков Героев Советского Союза, кто не был удостоен ни одного досрочного присвоения воинских званий. ...В 1936 году началась гражданская война в Испании. Супрун одним из первых пришёл к Ворошилову с рапортом: "Прошу отправить меня добровольцем !". Но рапорт обернулся приказом довольно своеобразным: Испания и не совсем Испания... Город на советском юге, каменистое поле аэродрома с редкими островками сухой травы, парни с обнажёнными по пояс бронзовыми телами, темпераментная скороговорка, в которой нет - нет да и произносят слово отдаленно напоминающее английское: "Камрад"... "Глория !". Это были молодые испанцы, которых пиренейский смерч бросил на советский юг. Резолюция наркома на рапорт Супруна выполнила пожелание лётчика, но лишь отчастию. Здесь в Кировограде, Степан не щадил ни себя, ни своих учеников, отдавая им все знания и умение, накопленные за годы лётной работы. Одним из его лучших учеников был Хосе Мария Браво. И всё же повоевать Супруну вскоре пришлось... В Июне 1939 года 50 советских лётчиков - добровольцев привели свои самолёты во временную столицу Китая - Чунцин. Группа истребителей, которой командовал Майор С. П. Супрун, быстро навела порядок в небе над городом. Теряя свои самолёты при каждом налёте, японцы уже с Июля стали летать преимущественно ночью. Супрун стал поднимать свои эскадрильи в темноте, уничтожая вражеские бомбардировщики, а затем сажая машины при фонарях "летучая - мышь" и свете фар самолётов, стоящих на аэродроме. По его просьбе на нескольких И-16 установили крупнокалиберные пулемёты, что значительно увеличело мощь огня. Уже к концу Июля он лично сбил 2 самолёта противника и ещё несколько в группе. Истребитель И-16 тип 10 - участник воздушных боёв в Китае, 1939 год. Авиационная группа Супруна ( до 50-ти истребителей ) вскоре стала одной из главных "сил сдерживания" японцев. В Декабре 1939 года группу перебросили на юг, где всё ожесточенее становились бои в провинции Юннань. Там лётчики прикрывали от вражеских налётов аэродромы и коммуникации. В Январе 1940 года Супрун, одержавший уже 6 побед, был отозван в Москву. К тому времени лётчики его группы сбили в воздушных боях 34 вражеских самолёта, а на земле уничтожили ещё более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов. Свои потери составили 5 самолётов.
Степан Супрун был популярен не только среди советских лётчиков, но и среди многих пилотов мира. После подписания 23 Августа 1939 года пакта о ненападении между СССР и Германией было заключено и торговое соглашение, по которому Советский Союз обязывался поставлять в Германию некоторые виды сырья и хлеб в обмен на немецкое оборудование и машины, в том числе и на самолёты. Для реализации этого соглашения в Германию в Марте 1940 года выехала торговая делегация , в составе которой был и Степан Супрун. В числе самолётов, закупленных у немцев, был и самый скоростной истребитель того времени "Хейнкель-100". Супрун добился разрешения подняться на нём в воздух и своим изумительным полётом покорил Эрнста Хейнкеля и всех присутствующих в тот момент на аэродроме. В своих мемуарах немецкий авиаконструктор с большой теплотой вспоминает об этом эпизоде. 20 Мая 1940 года Степану Супруну было присвоено звание Героя Советского Союза. По возвращении из Германии, он вёл напряженную работу по испытанию новых истребителей МиГ-3 и ЛаГГ-3. В этот период Степана Супруна дважды рекомендовали на должность командира авиационной дивизии, а также помошника командира истребительной бригады или помошника начальника НИИ ВВС по лётной части. Он обещал подумать о этих предложениях, но война сломала все планы на будущее... С началом Великой Отечественной войны Супрун стал одним из организаторов создания авиационных полков особого назначения, сформированных из лётчиков - испытателей. Командуя 401-м истребительным авиаполком, он учил своих подчинённых мастерству ведения боя, призывал их использовать скоростные возможности "МиГов", заманивая противника вверх. Первым применил истребители для штурмовки переправ, ориентировал полк на борьбу с одиночными низколетящими самолётами, ввёл строгий порядок и дисциплину - лётчики дежурных звеньев каждый момент были готовы к вылету по тревоге. Прибыв на лесной аэродром Зубово в районе Бобруйска, полк, что называется с ходу, включился в боевую работу. Лишь за 4 дня боев ( с 1 по 4 Июля 1941 года ), лётчики уничтожили в воздушных схватках 12 самолётов противника ( из них 4 - лично командир ), много живой силы и техники. Почти все боевые вылеты полка производились под прямым руководством Супруна. Всё это время он постоянно летал на истребителе МиГ-3 с бортовым номером "13". По воспоминаниям командира 1-й эскадрильи полка В. И. Хомякова, за эти 4 дня было два случая, когда Степан Павлович в одиночку вёл бой с 6 и 4 немецкими истребителями. В обоих случаях Супрун был уверен в себе и своей боевой машине. Эта уверенность тогда показалась кое - кому чрезмерной. Но командир полка оказался верен своим принципам до конца. Он лично летал на разведку, каждый раз подымался со своими лётчиками в небо, ведя их на сопровождение бомбардировщиков или схватку с вражескими истребителями. Вот краткая хроника действий полка за эти дни: 30 Июля - в первый же день прибытия на фронт, Супрун лично сбил 2 самолёта - разведчика противника. 1 Июля - нанесение штурмовых ударов по переправам через Березину. В воздушных боях сбито 4 самолёта противника, 1 из них ( Ме-110 ) - лично Супруном. Свои потери - 1 самолёт, лётчик которого погиб. О своей победе над многоцелевым самолётом Ме-110, он рассказывал так: "Немцы не придумали ничего нового ни в тактике, ни в авиационной технике... Что касается моей встречи с Ме-110, не скрою, это был не простой бой. По всему чувствовалось, что имею дело с опытным пилотом. Атаковал я его сзади. Однако в первой атаке промахнулся и проскочил мимо. Он погнался за мной, открыв огонь из пушек. Пришлось уходить вверх. Мне было известно, что Ме-110 за "МиГом" в набор высоты не угонится. А вот противник, по всей вероятности, этого не знал и полез очертя голову вверх. Не снижаясь, я немного отвернул вправо. Увлечённый атакой, он тоже начал в наборе кренить машину в ту же сторону. А потом, потеряв скорость, свалился на крыло, что мне и нужно было. Переворотом я зашёл к нему снизу и нанес смертельный удар". 2 Июля - полеты на разведку и сопровождение бомбардировщиков. Уничтожено 4 самолёта. 3 Июля - уничтожение 2-х переправ через Березину, железнодорожного моста и много вражеской техники и живой силы. При штурмовке вражеского аэродрома - сожжено на земле 17 самолётов, склады с ГСМ и боеприпасами. В воздушных боях сбито 4 самолёта. 4 Июля - утром в паре с Лейтенантом Остаповым Супрун летал на разведку, затем 2 раза - на сопровождение бомбардировщиков. После полудня - 4-й вылет в район Борисова, опять на сопровождение. Возвращаясь на аэродром, в паре с Остаповым произвёл разведку боевой обстановки. Остапов, заметив одиночный FW-200, погнался за ним и был сбит. Супрун встретив другой "Кондор", атаковал его, но был ранен в грудь пулей стрелка. Тут же подоспела четвёрка истребителей прикрытия. В завязавшемся бою, Супрун зажёг один Ме-109, но и сам был подбит. Он сумел посадить горящий самолёт на поляне у кромки леса. Сопровождавшие горящий самолёт три "Мессера", убедившись в его падении, взмыли вверх. Но один из них всё же дал очередь по лежащему на земле "МиГу". Бронеспинка, найденная на месте посадки Супруна, ныне хранится в музее города Сумы. Следы пулевых вмятин говорят, что этой очередью немцу не удалось прошить тело Степана Павловича. Однако покинуть кабину горящего самолёта раненый Супрун уже не смог - в этот момент взорвались баки с остатками топлива, стали рваться боеприпасы... 22 Июля 1941 года Степану Павловичу повторно было присвоено звание Героя Советского Союза ( посмертно ). Личный пример командира полка всегда помогал лётчикам 401-го ИАП успешно громить врага. Его гибель болью отдалась в сердцах всех однополчан и вскоре на отдельных самолётах появились надписи: "За Супруна !". Уже без него они продолжали успешно решать все боевые задачи командования. За три месяца боев лётчиками полка было уничтожено 54 вражеских самолёта. Образцы мужества и отваги показывали Константин Коккинаки, Валентин Хомяков, Леонид Кувшинов, Владимир Голофастов и многие другие воздушные бойцы. Долгое время о судьбе Степана Супруна было известно очень мало. Официальные документы о его гибели, подготовленные командиром 23-й СмАД Полковником Нестерцовым начальнику штаба Западного фронта, затерялись. Немецкое командование даже распустило слухи о том, что Подполковник Супрун сдался в плен... Летом 1960 года брат героя, Полковник Фёдор Супрун возобновил поиск места гибели Степана Павловича. Они оказались успешными, его могила была обнаружена на поляне возле деревни Монастыри. В Июле 1960 года останки Супруна были перезахоронены в Москве на Новодевичьем кладбище. Его именем названы улицы в Москве, Севастополе, Сумах и селе Ручки, школа № 9 и школа - интернат в Сумах. Памятники открыты в Сумах и Монастырях. * * *В заключении хочется сказать несколько слов о других авиаторах, носящих славную фамилию Супрун - братьях Степана Павловича. В одном из интервью, Степан Супрун сказал: "Отец воспитал нас, детей, коммунистами, а я братьев - лётчиками". И это было правдой. Братья Фёдор и Александр по примеру Степана стали военными лётчиками. Фёдор Павлович, окончив Качинскую военную авиашколу имени А. Ф. Мясникова, летал на самолётах 23 типов. Начало Великой Отечественной войны застало Фёдора Супруна слушателем инженерного факультета Военно - Воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Узнав о том, что его брат Степан погиб в бою, Фёдор Павлович тут же написал рапорт, в котором просил разрешения отправиться на фронт. Но командование академии не удовлетворило его просьбу. Окончив в 1942 году академию, Фёдор Павлович получил назначение на должность ведущего инженера - лётчика - испытателя в НИИ ВВС, то есть туда, где до войны служил Степан. Там он занимался в основном испытаниями боевых самолётов наших союзников, поставляемых в СССР по ленд - лизу. В Декабре 1943 года фирма "Белл" сообщила о создании, с учётом всем замечаний НИИ ВВС по "Аэрокобре", новой боевой машины. Одновременно американцы просили прислать к ним лётчика и инженера для проведения контрольных испытаний истребителя Р-63 "Кингкобра". Эта работа была поручена ведущему лётчику - испытателю Андрею Григорьевичу Кочеткову и ведущему инженеру Фёдору Павловичу Супруну. 17 Февраля 1944 года самолёт Ли-2 стартовал с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе и отправился в США. Там, в Буффало, на берегу Ниагары, Кочетков, как пилот и Супрун, как инженер, начали испытания новой машины. Однажды случилось то, что часто бывало в боях на советско - германском фронте - самолёт не вышел из штопора, Кочетков вынужден был покинуть его с парашютом. Истребители Р-63А "Кингкобра" Советских ВВС, 1945 год. Задание по испытанию новой машины было выполнено блестяще и в том же 1944 году на вооружение Советских ВВС стали поступать новые истребители Р-63 "Кингкобра". Несмотря на все доработки, эти машины сохранили многие недостатки своего предшественника - истребителя Р-39 "Аэрокобра", поэтому участия в боевых действиях эти машины не принимали. Их поставляли только в тыловые полки ПВО. После службы в НИИ ВВС Фёдор Павлович занимал должность начальника факультета в Киевском высшем инженерном авиационном училище. Младший брат, Александр также стал лётчиком - истребителем. Окончив перед самой войной военное авиационное училище, он уже вскоре проявил себя отличным воздушным бойцом. Защищая небо Москвы, сбил 6 вражеских самолётов, был ранен. В известной книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на страницах 151 и 163 есть упомянания и о нём: "26 Сентября 1942 года лётчики 16-го ИАП ( 6-й ИАК ПВО ) Старший лейтенант А. П. Супрун и старшина Кравченко, вылетев на перехват вражеского самолёта Ju-88 в районе станции Верея, вступили с ним в бой. Самолёт Кравченко был подбит и ему пришлось воспользоваться парашютом. Оставшись один, А. П. Супрун всё же уничтожил "Юнкерс"... 7 Ноября 1942 года большая группа воинов Московской ПВО удостоена правительственных наград. Гвардии младший лейтенант В. М. Помогалов награждён орденом Ленина, Капитан Г. С. Богомолов,.. Старший лейтенант А. П. Супрун... - орденом Красного Знамени". После войны Александр Павлович продолжил дело своего брата Степана, работая лётчиком - испытателем в этом же самом НИИ ВВС. Но в семье Супрунов не только мужчины связали свою жизнь с небом, но, так же, и женщины. Анна Павловна, младшая сестра Степана Супруна, стала известной парашютисткой. В 1930 - 1940 годах она работала инструктором в одном из аэроклубов. Подготовила десятки парашютистов. Затем стала кандидатом химических наук и занялась наукой. Такие вот славные авиационные традиции были в этой большой семье... |
Н а з а д