Губенко Антон Алексеевич |
![]() |
29 Апреля 1938 года в воздушном бою Губенко заметил, как японский истребитель преследует подбитый самолёт Старшего лейтенанта Григория Кравченко. Несмотря на то, что боеприпасы к этому времени у него кончились, Губенко пошёл в атаку и отогнал японца. После этого он сопровождал самолёт Кравченко до места вынужденной посадки.
31 Мая 1938 года Старший лейтенант Губенко вылетел на И-16 в составе группы на перехват японских самолётов из 18 бомбардировщиков и 36 истребителей, приближающихся к городу Ханькоу. На подступах к городу завязался воздушный бой. В конце боя, когда Губенко уже израсходовал все боеприпасы, он заметил отставший истребитель A5M2 и решил привести его на свой аэродром. Подойдя к противнику вплотную, он знаками предложил ему садиться. Японец попытался оторваться переворотом через левое крыло.
Губенко догнал его и повторил своё требование. Видимо японец догадался, что у советского лётчика нет патронов, и спокойно повернул в свою сторону. Тогда Губенко решил сбить его таранным ударом. Он подошёл к самолёту противника вплотную и винтом ударил снизу по элерону левого крыла. A5M2 потерял управление и упал на землю, что вскоре было подтверждено китайским командованием. Губенко благополучно приземлился на своём аэродроме. За этот бой он был награждён Золотым орденом Китайской республики.
![]() |
Справедливости ради необходимо отметить, что по некоторым источникам сбитый, якобы, Антоном Губенко японец уцелел - летчик Касимура сумел привести свой А5М на аэродром, хотя треть его левой консоли и была отрублена ( смотрите "Авиация Японии во Второй мировой войне" М., 1996, часть 2, стр. 50 ).
26 Июня 1938 года, отражая налёт японской авиации на Ханькоу, Губенко вступил в бой с истребителями сопровождения и был сбит. Приземлился на парашюте возле своего аэродрома. В Китае он воевал до Августа 1938 года и всего, в 7 воздушных боях, уничтожил 7 японских самолётов.
По возвращении из Китаю Капитану Губенко было присвоено внеочередное воинское звание, сразу - Полковник. Он начал готовиться к поступлению в Военно - Воздушную академию, но перед самыми экзаменами, 8 Августа 1938 года, в управлении ВВС ему сообщили о назначении заместителем командующего авиацией Белорусского особого военного округа. В начале Сентября 1938 года Антон Алексеевич выехал в Смоленск - на новое место службы, где всецело отдался новой работе, обучая пилотов использовать технику в любых условиях: днем и ночью, в любую погоду...
Уже в Октябре авиационные части округа подверглись всесторонней проверке начальником ВВС РККА командармом второго ранга Локтионовым. Инспектирующие сделали всесторонний разбор достижений и недостатков авиации округа. А через несколько дней после отъезда Москва запросила характеристику на Антона Губенко. Отвечая на этот запрос, командующий ВВС РККА написал в Президиум Верховного Совета СССР:
"Товарищ Губенко является одним из выдающихся лётчиков - истребителей, находившихся в "Зет" ( примечание - условное наименование операции по оказанию военной помощи Китаю ). За время боевой работы на фронте проявил себя как исключительно смелый, отважный и храбрый лётчик.
В бою 31 Мая 1938 года при отказе пулемётов винтом таранил самолёт противника, сбил его и благополучно произвёл посадку на свой аэродром. 26 Июня сбил японский истребитель, а во втором неравном бою в тот же день был сбит и сам, но спасся на парашюте. 18 Июля, выручая товарищей, один дрался с 6 истребителями противника. Сбив одного из них, невредимым вышел из боя. 29 Июля в воздушном бою один дрался с 3 японскими истребителями и этим спас от гибели нашего бомбардировщика, атакованного самолётами противника при бомбометанию по кораблям.
Несмотря на болезненное сосстояние после прыжка с парашютом, товарищ Губенко смело дрался во всех последующих боях до вызова его на Родину. Никогда не теряясь в боевой обстановке, находя тот тактический приём, который был неожиданным и наиболее выгодным в сложившейся ситуации, он лично сбил 7 японских истребителей. По своим деловым, боевым и политическим качествам достоин присвоения звания Героя Советского Союза".
Через несколько дней Полковника А. А. Губенко вызвали в Москву. За военное искусство и отвагу, проявленные в боях при выполнении интернационального долга, он был награждён... орденом Красного Знамени. И лишь 22 Февраля 1939 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с врагами, Полковнику Губенко было присвоено звание Героя Советского Союза. В Марте 1939 года Антон Алексеевич в составе делегации ВВС приветствует XVIII съезд партии и вскоре возвращается в Смоленск. Больше в Москве ему быть не пришлось...
31 Марта 1939 года Полковник А. А. Губенко планировал сделать несколько учебных полётов со стрельбой и встретить мать, которая ехала к нему в гости. Вспоминает механик по вооружению Степан Киреев:
"Дул сильный северо - западный ветер. Вдруг потемнело, и пошёл снег. Полёты, запланированные на день, были временно отменены. Мы закрыли моторы чехлами, чтобы они не остыли. Однако, точно в назначенный час, Губенко прибыл на аэродром и приказал готовить к вылету его машину - он решил испробовать себя и в такую погоду. Но вскоре снегопад прекратился, и небо снова стало ясным. Губенко взлетел. Стал выполнять фигуры высшего пилотажа, затем сделал заход по мишени, но не стрелял, а лишь предупреждающе покачал крыльями, давая сигнал, чтобы все покинули опасную зону. Затем пошёл на второй заход и дал короткую очередь по мишени...
При третьем заходе самолёт вышел из пике лишь у самой земли и тут же плашмя ударился о грунт, два раза перевернулся и загорелся. Я и ещё три моториста бросились к самолёту и вытащили из него Антона Губенко. Он был мертв".
Герой Советского Союза Полковник А. А. Губенко похоронен в городе Смоленске. Его имя носят школа № 3 в Мариуполе и одна из школ в Смоленске. На здании ПТУ № 3 в городе Мариуполе, где он учился, сейчас установлена мемориальная доска. За период службы награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, китайским Золотым орденом.
Н а з а д