Зосимов Дмитрий Иванович

Д.И.Зосимов

Родился в 1918 году в деревне Башкировке, ныне Малоярославского района Московской области. Лётчик - истребитель. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён орденом Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны сражался в составе 71-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского Флота. 22 Июля 1941 года на подступах к Ленинграду таранил вражеский бомбардировщик. За этот бой был награждён орденом Ленина.

Позднее сражался в составе 21-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ в должности заместителя командира 1-й эскадрильи. Одержал ещё несколько побед. В одном из боёв был тяжело ранен и отправлен для лечения в Москву. На фронт уже не вернулся, служил в управлении ВВС ВМФ.

*   *   *

11 Сентября 1942 года заместитель командира 1-й эскадрильи Капитан Д. И. Зосимов не вернулся из боевого вылета. Что с ним стало, было неизвестно. Но никто не верил в самое худшее: не такой он лётчик, чтобы погибнуть.

Да, всегда при виде Зосимова казалось, что трагический исход не для него. Сам он решительно отвергал для себя такую возможность как нечто нелепое, отвергал легко, с улыбкой, без всякой рисовки. И не потому, конечно, что наивно закрывал глаза на опасности боевого полёта. Отнюдь нет. В игнорировании возможности погибнуть на войне заключалось его личное отношение к психологической проблеме опасности. Барьер опасности лётчики наши преодолевали повседневно и успешно. Преодолевал его и Зосимов, придерживаясь правила: "Успех лётчика - в разумном бесстрашии". Только в этом случае, утверждал Зосимов, лётчик может сполна реализовать свои профессиональные возможности в сложной ситуации и действовать с максимальным шансом на успех.

Именно такому отношению к опасности училась молодёжь у старших, на личных примерах Слепенкова, Павловых, Горбачёва, Зосимова, Ковалева, Ломакина. Никто из них не понимал бесстрашие как безразличие к опасности. Это было бы противоестественно. Только психически больные люди не реагируют на опасность. Бесстрашные - это те, кто умеет отрицательные эмоции страха подавить силой воли, высоким сознанием долга. Таков был Зосимов.

Капитана Зосимова однополчане знали как одного из блестящих мастеров воздушного боя. Ровно через месяц после начала Отечественной войны, 22 Июля 1941 года, он таранил на МиГ-3 вражеский бомбардировщик Ju-88, за что был удостоен ордена Ленина. А ещё раньше за отличие в финской кампании Д. И. Зосимов принял из рук М. И. Калинина орден Красного Знамени. В Августе 1942 года был награждён этим орденом ещё раз. Только за три месяца боёв ( Июнь - Август 1942 года ) Капитан Зосимов имел на своём счету 5 сбитых самолётов врага. Однажды он один вёл поединок с восьмёркой Ме-109. Их длительные атаки окончились безрезультатно, несмотря на многократное превосходство в силах.

В ходе последней схватки самолёт Д. И. Зосимова был подбит, а сам он ранен осколками в правое бедро. Когда, возвращаясь домой, он находился по эту сторону линии фронта, самолёт загорелся. Следовало бы, казалось, выброситься с парашютом. Высота позволяла. Но Зосимов этого не сделал. Он решил попробовать спасти машину.

Резкими эволюциями он стал сбивать пламя. Не получалось. Огонь проник в кабину, обжигая лицо, руки. Загорелись гимнастерка, парашют, брюки. Горячий воздух перехватывал дыхание. Хотя и открыт фонарь, дышать было всё труднее. Он уже понимал, что самолёт не спасти. Попытка сделана, совесть чиста, теперь прыгать !  Но было поздно: высота слишком мала и её уже не набрать для прыжка. Выход один - садиться на горящем самолёте.

Зосимов повёл горящий "Як" на посадку. В момент удара о землю, лётчика с громадной силой рвануло вперед. Противодействовать инерции - вне человеческих возможностей. Искры посыпались из глаз, но сознания он не лишился. Самолёт продолжал брюхом ползти по земле, но уже без Зосимова. Он вовремя вывалился из кабины, угодив в канаву, полную грязи. По канаве, будто специально подвернувшейся для укрытия, лётчик спешил отползти как можно дальше. Вероятно, не прошло и минуты, как с грохотом взметнулось огромное пламя с клубами дыма...

Несмотря на относительно благополучную посадку, лётчик довольно сильно пострадал: получил ожоги лица, рук, задней поверхности правой ноги. В области лба и волосистой части головы - ссадины, ушибы с кровоподтеками. Задняя поверхность обожжённого бедра была поражена множеством мелких металлических осколков, глубоко засевших в толще мягких тканей.

После оказания первой помощи, было решено организовать эвакуацию Зосимова в Москву, где находилась его семья, отец, мать. Основная трудность заключалась в том, что тяжёлое состояние делало раненого пока нетранспортабельным. Однако и эту проблему удалось решить: на санитарном самолёте его доставили в Центральный Военно - Морской госпиталь. После излечения в полк он уже не вернулся, служил в управлении ВВС ВМФ.

( Из книги В. Г. Митрофанова "С крылатыми героями Балтики" )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д