HSU

Шишкин Василий Иванович

Фото пока не найдено

Родился 13 Февраля 1914 года в деревне Белое, ныне Далматовского района Курганской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов, работал в колхозе. С 1931 года в Красной Армии, год спустя окончил Пермскую военную школу авиационных техников, в 1936 году - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Февралю 1942 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка ( 16-я авиационная дивизия, 21-я армия, Юго - Западный фронт ) Капитан В. И. Шишкин совершил 126 боевых вылетов, в том числе 65 на штурмовку войск противника. Под Сталинградом командовал 291-м истребительным авиационным полком. Воевал на именном Як-1, построенном на средства трудящихся колхоза "Сигнал революции" Саратовской области. 27 Марта 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего выполнил 520 боевых вылетов. Участвуя в 178 воздушных боях, сбил 15 вражеских самолётов лично и 16 - в составе группы. Войну закончил командиром 55-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1956 года Гвардии Полковник В. И. Шишкин - в запасе. Жил в Киеве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( пять ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. В Далматово именем Героя названа улица.

*   *   *

После окончания Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков, Василий Шишкин служил в строевых частях ВВС. В Июне 1941 года был лётчиком 43-го ИАП, базировавшегося в Киевском особом военном округе и вооружённого самолётами И-16. В 1942 году полк получил новые самолёты Як-1 и перебазировался на Южный фронт, а в Августе того же года был переброшен уже на Юго - Западный фронт, где до конца этого и начала 1943 года участвовал в Сталинградской битве.

В начале 1942 года Василий Шишкин был произведён в Капитаны и назначен командиром эскадрильи. К Февралю выполнил 126 боевых вылетов, из них примерно половину - на штурмовку живой силы и техники противника. Летом получил звание Майора, воевал под Сталинградом. Затем был направлен в состав 512-го ИАП, где командовал эскадрильей.

Осенью 1942 года Майор В. И. Шишкин был назначен командиром 291-го ИАП, действовавшего под Сталинградом. Там он получил новый самолёт Як-1 ( заводской № 34104 ), который был подарен ему колхозом "Сигнал революции".

В.И.Шишкин в кабине Як-1
В. И. Шишкин в кабине Як-1, 1942 год.

История появления в небе самолётов Як-1, носящих на борту дарственные надписи, впервые появилась на Сталинградском фронте в Ноябре 1942 года. Это был самолёт командира 291-го ИАП Героя Советского Союза Майора В. И. Шишкина. На левом борту этой машины была надпись: "Сталинскому соколу Майору Шишкину от колхозников колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области", которая говорила сама за себя.

Собрав в фонд обороны около 150 тысяч рублей, колхозники обратились на завод с просьбой продать им самолёт, чтобы от себя сделать подарок защитникам Сталинградского фронта. При решении вопроса, кому именно передать боевую машину, помог директор Саратовского авиационного завода И. С. Левин, который познакомился с лётчиком В. И. Шишкиным во время своей поездки на фронт, а надпись сделали по желанию покупателей. Именной "Як" попал в надёжные руки - на нём В. И. Шишкин уничтожил 12 самолётов противника. Орфография надписи на фотоснимке, приведённом выше, относится к её более позднему варианту.

Летом 1943 года 291-й ИАП участвовал в боях на Курской дуге, в составе Южного фронта, который позже превратился в 4-й Украинский фронт. Впоследствии полк был переведён на 1-й Белорусский фронт.

В Июне 1944 года Василий Шишкин вновь был повышен в звании - стал Подполковником и командиром 55-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

С утра 24 Июня, после ночной авиационной и двухчасовой артиллерийской подготовки, войска правого крыла 1-го Белорусского фронта начали наступление, первый этап которого получил название Бобруйской операции. Несмотря на неблагоприятную в этот день погоду, преобладающее большинство лётчиков показали высокое лётное мастерство и стремление добиться победы иад ненавистным врагом.

28 Июня лётчики 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии тремя группами по 12 самолётов штурмовали автоколонну противника на дороге Березино - Червень. Эту задачу отлично выполнили группы 55-го Гвардейского ИАП под командованием Героя Советского Союза Гвардии Подполковника В. И. Шишкина и Гвардии Капитана А. Д. Кучерявого. Пушечно - пулемётным огнём они разгромили колонну, полностью дезорганизовав отход вражеских войск.

Так же умело В. И. Шишкин руководил действиями полка и в заключительные недели войны. Всего он произвёл 520 успешных боевых вылетов и, проведя 178 воздушных боёв, уничтожил 31 самолёт противника  ( 15 сбил лично и 16 - в группе с товарищами ).

После войны Василий Иванович продолжал служить в ВВС. В 1956 году вышел в отставку в звании Полковника. Затем жил в Киеве.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д