HSU

Орлов Павел Иванович

П.И.Орлов

Родился в 1914 году в деревне Солнцево, ныне Уваровского района Тамбовской области, в семье крестьянина. С 1930 года жил в Москве. После окончания средней школы работал в Бауманском райкоме ВЛКСМ, окончил аэроклуб. По комсомольской путёвке в 1933 году был направлен в Ейскую военную школу морских лётчиков. После её окончания служил инструктором. В Октябре 1941 года получил назначение в 72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота.

К Марту 1943 года заместитель командира эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 6-я истребительная авиационная бригада, ВВС Северного флота ) Гвардии Капитан П. И. Орлов совершил 276 боевых вылетов на штурмовку войск противника, прикрытие баз и кораблей, сопровождение бомбардировщиков, разведку и перехват самолётов противника. В 24 воздушных боях сбил 11 вражеских самолётов. 15 Марта 1943 года погиб при выполнении боевого задания.

Всего произвёл 342 боевых вылета. Участвуя в 32 воздушных боях, сбил 12 самолётов противника. 24 Июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Навечно зачислен в списки воинской части. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ). Бюст Героя установлен на территории Музея ВВС Северного флота. Его имя присвоено перехватчику МиГ-31 из 174-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

*   *   *

Союзному конвою под кодовым названием PQ-16 оставалось пройти всего сотню миль по хмурому Баренцову морю. Приближавшийся Мурманск сулил отдых. Все страхи, казалось, остались за кормой, и поэтому особенно неожиданно прозвучала воздушная тревога на кораблях охранения, на транспортах...

30 Мая 1942 года большая группа бомбардировщиков Ju-88 из KG.30 атаковала конвой PQ-16. На прикрытие судов должна была вылететь четвёрка Гвардейцев во главе с командиром полка Подполковником Б. Ф. Сафоновым. Вместе с ним боевую задачу должны были выполнять: Майор А. H. Кухаренко, Капитан П. И. Орлов, Старший лейтенант В. П. Покровский. Задачей лётчиков было сменить отряд дальних истребителей Пе-3 из 95-го ИАП, до этого времени прикрывавший конвой.

Вскоре после вылета ведомый Сафонова - А. H. Кухаренко - повернул назад, поскольку у его "Киттихока" забарахлил двигатель. Остальные три Р-40Е завязали бой с "Юнкерсами". В этой схватке советские пилоты показали всё, на что были способны: Сафонов записал на свой счёт 3 победы, а остальные пилоты - по одной. Однако этот бой стал последним и для прославленного советского аса Б. Ф. Сафонова: в 10 часов 35 минут его "Киттихок" ударился о поверхность воды и затонул. Причиной гибели пилота, по - видимому, стала авария двигателя.

Только накануне Военный совет Северного флота представил Сафонова к награждению второй медалью "Золотая Звезда". Дважды Героем он стал уже посмертно. Но жизнь командира продолжалась в боевых делах его воспитанников - Орлова, Климова, Покровского, Диденко, Бокия, Курзенкова и других асов Заполярья.

Часто в ожидании вылета лётчики вспоминали, как начался их путь в авиацию. Складывался он по - разному, но почти у всех была одна объединяющая черта: обучение в аэроклубе. Павел Орлов писал письма с рассказами о фронтовой жизни не только домой, но и в свой аэроклуб.

После окончания 4 классов сельской школы, Павел работал в сельском хозяйстве. В 1930 году семья переехала в Москву, где юноша стал работать на обувной фабрике "Заря Свободы" и одновременно учиться в рабочей технической школе. По спецнабору ВЛКСМ, в 1933 году, Павла Орлова направили в Ейскую школу морских лётчиков, после окончания которой оставили в ней же лётчиком - инструктором. С Января 1939 года П. И. Орлов занимался подготовкой лётных кадров в военно - морском авиационном училище имени С. А. Леваневского в городе Николаеве.

С первых дней Великой Отечественной войны он стал проситься на фронт, но каждый раз получал отказ: нужно было готовить воздушных бойцов для строевых полков. И всё - таи Орлов добился своего. С 18 Октябре 1941 года он начал воевать в составе 72-го смешанного авиационного полка ВВС Северного флота, летая на самолёте И-16. В воздушных боях проявил бесстрашие, мужество и выдержку. В Январе 1942 года полк стал 2-м Гвардейским ИАП и был перевооружён английскими истребителями "Харрикейн". В это время Павел Орлов был уже Капитаном, заместителем командира одной из эскадрилий.

Харрикейн из 2-го ГвИАП ВВС СФ

"Харрикейн" из состава 2-го ГвИАП ВВС Северного флота, 1942 год.

15 Апреля 1942 года в районе реки Западная Лица посты воздушного наблюдения и оповещения обнаружили 18 бомбардировщиков Ju-87, следовавших в сторону Мурманска под прикрытием 8 истребителей Ме-110 и 9 Ме-109. На перехват вражеских самолётов были подняты три группы истребителей: 4 "Харрикейна" ( ведущий Капитан А. А. Коваленко ), 6 "Харрикейнов" ( ведущий Капитан П. И. Орлов ) и 3 МиГ-3 ( ведущий Старший лейтенант Д. Г. Соколов ).

Когда наши самолёты обнаружили противника, "Юнкерсы" были уже вблизи города. Они шли попарно на высоте 3500 метров. Выше бомбардировщиков держались Ме-110, за ними на дистанции до 1000 метров с небольшим превышением следовали Ме-109. Наши экипажи видели, как бомбардировщики, зайдя со стороны солнца, с разворотом на 80 - 90° пикировали на цель. Истребители Ме-110 не отставали от "Юнкерсов", но на высоте 2000 метров покидали строй и прикрывали выход Ju-87 в горизонтальный полёт. Истребители Ме-109 на высоте 4000 метров обеспечивали прикрытие "Юнкерсов" в момент входа в пикирование.

Первая группа наших истребителей подошла к району удара на высоте 2500 метров, но атаковать бомбардировщики с ходу не стала, так как была ниже их на 1000 метров и мешало солнце. Командир группы Капитан Коваленко решил ударить по противнику в момент, когда он наиболее уязвим на выходе из пикирования. Истребители вышли на солнце, а затем неожиданно для бомбардировщиков с дистанции 1500 - 1000 метров применили по ним реактивные снаряды. В первой атаке Коваленко сбил ведущий "Юнкерс", во второй обстрелял ведомый самолёт. Орлов с короткой дистанции пулемётными очередями поджёг ещё один Ju-87. Бомбардировщики, нарушив боевой порядок, рассыпались по одному и ушли на запад. В воздушном бою враг потерял 8 "Юнкерсов" и 5 "Мессершмиттов".

В. Покровский и П. Орлов
В. П. Покровский ( слева ) и П. И. Орлов.

Напряжённый воздушный бой с превосходящими силами закончился успешно. Противнику не удалось выполнить до конца задуманный удар. Наши лётчики действовали организованно, проявили высокое мастерство и взаимную выручку в бою.

10 Мая 1942 года 9 советских истребителей под командованием Капитана Павла Орлова, сопровождая бомбардировщики, вступили в бой с 40 вражескими самолётами. Наши лётчики в напряжённом воздушном поединке сбили 4 самолёта противника.

На "Харрикейнах" полк воевал недолго, уже весной 1943 года лётчики получили американские истребители Р-40Е "Киттихок".

В Марте 1943 года заместитель командира эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан П. И. Орлов был представлен к званию Героя Советского Союза. Но повесить "Золотую Звезду" на грудь ему было не суждено. 15 Марта 1943 года он погиб в тяжёлом воздушном бою с истребителями противника в районе Урд - озера. К тому времени совершил 342 боевых вылета, провёл 32 воздушных боя, в которых сбил 12 самолётов противника. Командир полка Пётр Сгибнев вслед за ранее направленным представлением Павла Ивановича Орлова к званию Героя послал рапорт, в котором писал:

П.И.Орлов

"Высоким мастерством воздушного боя, чёткостью в выполнении поставленных задач, бесстрашием, мужеством, отвагой товарищ Орлов заслужил огромный авторитет среди личного состава своео полка и далеко за его пределами. В полку с полным основанием сложилась уверенность в том, что там, где Орлов со своими подчинёнными ведёт бой, там обеспечена победа над врагом".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Июля 1943 года Гвардии Капитану Павлу Ивановичу Орлову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом министра обороны СССР его имя навечно занесено с списки Гвардейского истребительного авиационного полка.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д