Лётчик - истребитель Капитан В. К. Мочалов в годы Великой Отечественной войны защищал Лениград, летая на дарственном истребителе Як-1. История появления в небе самолётов Як-1, носящих на борту дарственные надписи, впервые появилась на Сталинградском фронте в Ноябре 1942 года. Это был самолёт командира 291-го ИАП Героя Советского Союза Майора В. И. Шишкина. На левом борту этой машины была надпись: "Сталинскому соколу Майору Шишкину от колхозников колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области", которая говорила сама за себя. Собрав в фонд обороны 150 тысяч рублей, колхозники обратились на завод с просьбой продать им самолёт, чтобы от себя сделать подарок защитникам Сталинградского фронта. Их просьба была исполнена. Именной "Як" попал в надёжные руки - за войну В. И. Шишкин уничтожил более 30 самолётов противника. Почин был сделан и, стремясь не отстать, в других колхозах области начали собирать средства на постройку эскадрильи "Саратовский колхозник" в подарок фронтовым лётчикам. 11 Декабря 1942 года в фонд обороны для этой цели колхозники внесли 33 миллиона 500 тысяч рублей. На заводе для этих самолётов даже изготовили трафарет, по которому наносили дарственные надписи: "Защитникам Сталинградского фронта от колхозников . . . . . района Саратовской области". На подарке колхозников Жерновского района защищал небо Ленинграда В. К. Мочалов, Дурасовского района - ведомый Катрича - лётчик Крюков, Балашовского района - А. И. Севрюков, Красноярского района - пилот эскадрильи французских лётчиков - добровольцев "Нормандия", Ив Бизьен. Самолёты, построенные на средства колхозников Саратовской области. Один из боевых эпизодов с участием Капитана В. К. Мочалова удалось обнаружить в книге известного военного историка, кандидата исторических наук, Ивана Григорьевича Иноземцева "Под крылом - Ленинград": "19 Марта 1943 года войска 55-й армии возобновили Красноборскую наступательную операцию. В те дни основные усилия авиации 13-й Воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Немецкие войска оказывали яростное сопротивление. Стремясь не допустить развития наступления в районе Красного Бора, авиация противника в конце Марта произвела 7 крупных налётов по войскам 55-й армии. В них участвовало более 550 самолётов. Особые усилия немецкая авиация прилагала к тому, чтобы нарушить работу наших железнодорожных коммуникаций, не допустить подхода резервов. Прикрывая группу штурмовиков, пятёрка "Яков" из 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка во главе с заместителем командира полка по политической части Капитаном И. Д. Одинцовым в районе Ульяновки вступила в бой с 15 вражескими истребителями Ме-109 и FW-190. Противник стремился пробиться к "Илам", но Капитан Одинцов в паре с Капитаном В. К. Мочаловым отбили атаку ближайшего "Фокке - Вульфа", а затем напали на второго FW-190 и сбили его. В это время Старший лейтенант А. В. Слипченко вёл бой с тремя вражескими истребителями. Даже когда кончились боеприпасы, он не вышел из боя, а продолжал атаковать врага. И так сражался, пока его самолёт горящим врезался в землю. А штурмовики тем временем благополучно вернулись на свой аэродром". Лётчик ВВС Ленинградского фронта Гвардии Капитан В. К. Мочалов летал на самолёте - подарке колхозников Жерновского района Саратовской области. Точных данных о количестве побед, одержанных Капитаном Мочаловым, к сожалению, установить пока не удалось. Однако, судя по приведённой фотографии, видно, что их было не менее 11, поскольку на борту его Як-1 отчётливо видны 11 нарисованных звёздочек. В годы войны звёздочки за сбитые вражеские самолёты в каждом полку рисовали по - разному и в различных местах. При этом звёздочки за победы одержанные в группе имели обычно другой цвет или обводились кружком ( как на самолёте Мочалова ). Таким образом можно утверждать, что Капитан В. К. Мочалов имел на своём счету не менее 4 личных и 7 групповых побед. Награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды. |
Н а з а д