HSU

Кузнецов Анатолий Иванович

А.И.Кузнецов

Родился в 1914 году в селе Караульная горка, ныне Октябрьского района Республики Татарстан, в семье крестьянина. Окончил 7 классов. С 1936 года в ВМФ. Окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков. Служил в истребительной авиации Балтийского флота. Участник Советско - Финляндской войны с Декабря 1939 года по Март 1940 года.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Участвовал в обороне Ханко, защищал небо Ленинграда.

Штурман 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ) Гвардии Капитан А. И. Кузнецов совершил 270 боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях и 57 штурмовых ударах по войскам и боевой технике противника. Сбил 8 самолётов в воздухе и 1 уничтожил на земле. 19 Января 1943 года погиб при выполнении разведывательного полёта. 22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ).

Похоронен в посёлке Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области, где установлена мемориальная доска.

*   *   *

Чтобы ни у кого не возникло сомнения в достоверности случившегося, приведу точную дату. Произошло это 16 Марта 1942 года. Осмотрев только что вернувшийся из боя самолёт, техник сказал:

- Будь моя воля, не стал бы ремонтировать эту машину. Рули поворота и глубины разбиты, элероны повреждены, козырёк кабины еле держится, в масляном баке дыра, винт прострелен, плоскости как решето...

Лётчик Кузнецов с тревогой посмотрел на техника:

- Ниужели ничего не сделать ?  Мне ведь летать не на чем.

- Летать не на чем ?  Да ты, Анатолий Иванович, и на бревне полетишь. Если на такой машине летел, значит, и на обычном бревне сумеешь. А этот истребитель, будь моя воля, я оставил бы для музея.

Рановато ещё о музеях думать, - ответил ему Кузнецов. - Вшестером дрались против двадцати трёх !

Техник промолчал. Действительно рановато. Придётся поставить заплаты на все 30 с лишним пробоин, и пусть машина снова летает.

Бой, из которого Кузнецов "привёз" более 30 пробоин, длился 46 минут. Анатолий и 5 его товарищей дрались против 15 "Юнкерсов" и 8 "Мессеров". Изрешечённая машина Кузнецова сделалась неповоротливой. На таком самолёте не то что воевать, впору только до аэродрома и добраться. Но как бы там ни было, Кузнецов помогал товарищам уже тем, что оттягивал на себя часть вражеских истребителей. Так общими усилиями и удалось сбить в том бою 5 "Юнкерсов" и 4 "Мессера".

И ещё об одном бое. Одном из очень многих. Произошёл он тоже в 1942 году - 29 Мая. Вдвоём со своим ведомым Анатолий Кузнецов прикрывал ладожские пристани Кобону и Леднево.

Возможно, немцы узнали, что в то время там грузят продукты для Ленинграда, или послали бомбардировщиков просто случайно, но факт остаётся фактом - к пристани приближалось 15 пикировщиков Ju-87 под прикрытием нескольких истребителей, летевших выше. Они, видимо, ещё не разглядели пару наших истребителей. Этим и воспользовался Анатолий Кузнецов. Неожиданная атака застала "Юнкерсы" врасплох и помешала "Мессерам" вступить в бой. Попробуй атаковать два советских истребителя, которые, как вьюны, носятся среди пикировщиков...

Два "Юнкерса" загорелись. Один зажёг Кузнецов, второй - его ведомый. В это время 2 немецких истребителя, выскочив из облаков, очутились сзади Кузнецова. Ведомый, занятый "Юнкерсом", не успел прикрыть командира. Кузнецов оказался в прицеле. Его самолёт начал падать. "Мессеры" проскочили вперёд. Потом развернулись, чтобы посмотреть, что стало с русским. Истребитель Кузнецова продолжал отвесно пикировать. Можно было атаковать и его ведомого.

Едва немцы приблизились ко второму советскому самолёту, невесть откуда появился первый. Кузнецов лишь имитировал падение. Над самой землёй он вывел машину из пике и снова вступил в бой. А следом за ним шли в атаку только что взлетевшие с аэродрома другие наши истребители. Теперь противнику нечего было и думать о бомбёжке пристаней...

Он родился 27 ( 9 Февраля ) Января 1914 года в селе Егоркино ( Караульная гора ) Чистопольского уезда Казанской губернии в семье крестьянина - середняка. Отец: Кузнецов Иван Афиногенович 1876 года рождения. Мать: Кузнецова Мария Ефимовна 1878 года рождения. Сестры: Кузнецова Надежда Ивановна 1908 года рождения, Кузнецова Ольга Ивановна 1910 года рождения, Кузнецова Таисия Ивановна 1912 года рождения. После окончания 7 классов в 1933 году поступил в Мукомольно - элеваторный техникум в городе Москве, откуда по комсомольской путёвке после окончания 3 курсов был направлен в Ейское военно - морское авиационное училище. После его окончания, в Ноябре 1938 года, был направлен в ВВС КБФ, на должность младшего лётчика 1-й эскадрильи 13-го ИАП.

Боевое крещение Анатолий Кузнецов получил в период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 года, был награждён орденом Красного Знамени.

Великую Отечественнею войну встретил в должности командира звена 3-й эскадрильи 13-го ИАП ВВС КБФ. В Октябре 1941 года получил контузию при аварийной посадке подбитого самолёта. В Ноябре 1941 года был награждён вторым орденом Красного Знамени.

В Марте 1942 года был назначен на должность заместителя командира эскадрилии 4-го ГвИАП ВВС КБФ. В Апреле 1942 года был награждён третьим орденом Красного Знамени. 3 Июля 1943 года Гвардии Капитан А. И. Кузнецов был назначен штурманом 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ.

Лётчик Краснознамённого Балтийского Флота Анатолий Иванович Кузнецов воевал над сушей, пожалуй, не меньше, чем над морем. Он был одним из тех, кто зимой 1943 года с воздуха помогал прорывать кольцо блокады. И именно после этой победы - 22 Февраля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Но за три дня до этого он совершил свой последний боевой вылет.

А.И.Кузнецов

В тот день Кузнецов вылетел на разведку вражеских позиций. Его самолёт, попав под сильный зенитный огонь, начал падать. Последнее, что Анатолий Кузнецов успел сделать, это послать по радио сведения о противнике. Его самолёт упал в Кировском районе Ленинградской области, севернее посёлка Мга ( деревня Арбузово ).

Окончательные итоги боевой деятельности Анатолия Кузнецова в различных источниках трактуются совершенно по разному. Так, в 2-х томном сборнике "Герои Советского Союза" указывется на 8 побед ( ещё 1 самолёт уничтожен на земле ). Михаил Быков, автор очень интересного сайта "avia-hobby.ru" указывает на 3 личных и 12 групповых побед, зарубежные авторы Томас Полак и Кристофер Шоурс ( в книге "Асы Сталина" ) - на 8 личных и 8 групповых побед, однополчанин А. И. Кузнецова, бывший командир 4-го ГвИАП ВВС КБФ Герой Советского Союза Василий Фёдорович Голубев в своих мемуарах ( отрывок из которых приведён ниже ) - уже на 14 личных и 19 групповых побед...

*    *   *

Последний вылет Анатолия Кузнецова

Тяжёлыми для наземных войск и авиаторов были бои в начале 1943 года. Но вот настал долгожданный день 18 Января. Летая на прикрытие, мы своими глазами видели, как на различных участках соединялись войска Ленинградского и Волховского фронтов, совместно добивая врага в его укреплениях и блиндажах.

К концу дня противник был уничтожен и в окружённом Шлиссельбурге, южное побережье Ладожского озера полностью освобождено, коридор шириной в 11 километров находился в руках наших войск. В этот вечер с нетерпением ждали сообщения московского радио. Лишь около часа ночи, когда все уже крепко спали, раздались близкие сердцу позывные центральной радиостанции и дежурная служба разбудила всех как по тревоге. Звучал сдержанно - ликующий голос Левитана, сообщавшего сводку Совинформбюро... Блокада прорвана !

С рассветом все были готовы лететь в бой на врага, пытавшегося оттеснить наши войска с захваченных позиций. Опять была скверная погода, падал мокрый снег, нижний край облаков опускался до 150 метров, и улучшения не предвиделось. Это было на руку врагам, которые, пользуясь тем, что наша авиация на приколе, предприняли сильное артиллерийское наступление в районе Белявского болота, Невской Дубровки и маленького плацдарма на левом берегу Невы у Московской Дубровки.

Надо было срочно разведать позиции вражеских батарей, чтобы скорректировать по ним огонь нашей артиллерии. Собрав наиболее подготовленных лётчиков - "всепогодников", я сообщил, что от нас требуется. Анатолий Иванович Кузнецов попросил поручить это задание ему. Словно опасаясь отказа, он с горечью стал убеждать меня, что именно ему, штурману полка, хорошо знающему район, много летавшему на разведку не только днём, но и ночью в сложных метеоусловиях, под силу выполнить эту задачу.

- Через 40 минут я готов к вылету, только прошу ведомого мне не давать, он не удержится рядом а такую погоду, да и мне в одиночку будет легче маневрировать на малой высоте, - закончил Анатолий и улыбнулся, будто собирался на приятную прогулку.

А погода всё ухудшалась, и вылет Кузнецову разрешили только во второй половине дня. Хотя Кузнецов и возражал, но я обязал его взять ведомым старшего сержанта Гурьянова - боевого пилота, ранее не раз летавшего вместе с ним.

...Пара И-16 взлетела и тотчас канула в белую мглу. Уже через несколько минут Капитан Кузнецов сообщил по радио:

- Обнаружил артбатареи между деревнями Келколово, Мусталово и южным изгибом реки Мойки. Через три минуты начну выполнять задание.

Под сильным огнем зениток он успешно корректировал стрельбу нашей тяжёлой артиллерии.

Истребителей противника в такую погоду быть не могло, и Кузнецов, боясь потерять ведомого в этой огненной заварухе, приказал ему удалиться к Невской Дубровке и ждать его там. Всё это слышали на командном пункте аэродрома Гражданка комбриг Кондратьев, командиры полков и эскадрилий. С затаенным дыханием ловили они и чёткие, спокойные команды и поправки, посылаемые нашим артиллеристам.

Какие же нужно иметь нервы и выдержку, каким обладать умением, чтобы на высоте 200 метров среди зенитных разрывов всё видеть, управлять самолётом да ещё выверять по планшету корректировку. Но вот очередная команда Кузнецова оборвалась на полуслове - прямое попадание снаряда. Погиб храбрейший, всеми любимый человек, наш боевой друг...

Сержант Гурьянов, всё время слушавший радио, понял, что стряслась беда, и тут же рванулся на поиски своего ведущего. Восточное Мусталова, на левом берегу Мойки, увидел он пылающий самолёт Кузнецова...

А.И.Кузнецов

Гвардейский полковой коллектив тяжело переживал потерю прославленного аса, сбившего за 20 месяцев войны 14 самолётов врага лично и 19 в группе. Особую тяжесть утраты чувствовали лётчики - гангутцы, на долго которых на Ханко выпали самые тяжкие испытания в воздухе и на земле. И вот уже нет Кузнецова, лётчика - истребителя, превосходно воевавшего на самолёте боевого друга Алексея Лазукина. Потери боевых друзей всегда надолго оставляют глубокие душевные раны. У меня и через 40 лет они не зарубцевались.

22 Февраля 1943 года, в канун 25-й годовщины Советской Армии и Военно - Морского флота, Указом Президиума Верховного Совета нашему однополчанину - Гвардии Капитану Анатолию Ивановичу Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Этим подвигом и закончилась для 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка операция "Искра".

( Из воспоминаний Героя Советского Союза В. Ф. Голубева )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д