HSU

Косолапов Филипп Макарович

Ф.М.Косолапов

Родился 9 Января 1919 года в деревне Волково, ныне Уфимского района Республики Башкиркистан, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал на нефтеперегоночном заводе. Окончил аэроклуб в Уфе. С Декабря 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков.

С Сентября 1942 года в действующей армии. К Августу 1943 года командир эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, Западный фронт ) Гвардии Старший лейтенант Ф. М. Косолапов совершил 107 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 6 самолётов противника. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего выполнил более 300 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 18 самолётов лично и 6 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1957 года Полковник Ф. М. Косолапов - в запасе. Жил в городе Чернигове. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Кутузова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Почётный гражданин города Зелена Гура ( Польша ).

*   *   *

Лишь в Сентябре 1942 года Филипп Косолапов получил назначение во 2-й Гвардейский истребительный авиационный полк на Западный фронт. Однако очень скоро он добился значительных успехов. Начав войну рядовым пилотом, спустя всего год, стал командиром эскадрильи. Вот лишь несколько боевых эпизодов из его боевой жизни.

В полдень 22 Января 1943 года пара Ла-5 Ф. М. Косолапова и Н. М. Резникова вылетела в район боевых действий. На подходе к линии фронта их внимание привлекли разрывы снарядов зенитной артиллерии. Значит, где - то рядом противник !   Предположение оказалось точным. Вдали появилась группа Ме-110 под прикрытием двух Ме-109F.

Ведущий пары Лейтенант Косолапов искусным маневром заходит в хвост ведомому вражескому истребителю. Тот панически бросается вниз, но Косолапов не отстает. "Мессер", разогнав скорость, боевым разворотом пытается оторваться от нашего лётчика и уйти вверх. Косолапов не прекращает преследования, а ещё больше сближается с самолётом противника. Немец ещё раз пытается перевести свой самолёт в пикирование... На мгновение "Мессер" завис неподвижно. Этого времени достаточно Косолапову, чтобы точно прицелиться и с короткой дистанции сразить врага.

Тем временем, Старший лейтенант Резников вёл бой со вторым истребителем. Они то круто виражили, то вели бой на вертикалях. Противник оказался опытным. Но Резников, мастерски маневрируя, берёт верх над врагом на вертикальном маневре. Выждав удобный момент, он выпускает одну и другую очередь. Хорошо было видно, как трассирующие снаряды точно идут в цель. "Мессер" свалился беспорядочно на крыло и врезался в землю. Наша пара с победой вернулась на свой аэродром.

27 Января 1943 года 6 лётчиков 2-го Гвардейского полка успешно провели воздушный бой с 21 самолётом противника. Шестёрка Ла-5 под командованием Лейтенанта Ф. М. Косолапова на высоте 2000 метров встретилась с группой бомбардировщиков Ju-88. Лейтенант Косолапов в паре с Kейтенантом В. С. Зубченком смело атаковали и с первой атаки сбили Ju-88, который, неуклюже переворачиваясь с одного крыла на другое, врезался в землю и сгорел. Пара Косолапова, набрав высоту, вновь встретила "Юнкерсы". Двойная атака Гвардейцев увенчалась успехом: ещё один Ju-88 рухнул на землю.

Находившиеся в этом районе истребители противника были скованы "Лавочкиными" Федоренко и Скрыпника. К. В. Федоренко, выбрав момент, поймал в прицел крайний в группе Ju-88. Три длинных очереди - и стервятник, объятый пламенем, падает на землю. Ещё несколько самолётов противника появилось в воздухе. Отважная пара Косолапова, Зубченка схватилась с пятёркой вражеских истребителей. Одновременно И. С. Скрыпник и А. Г. Фонарев атаковали пару Ме-109, наседавших на Косолапова.

Сделав разворот, Скрыпник стал сближаться с врагом на встречных курсах. Ведущий "Мессер" проскочил мимо и боевым разворотом попытался зайти в хвост самолёту Скрыпника, но этот маневр был разгадан. Федоренко бросился наперерез врагу и занял очень выгодную позицию. Последовали две прицельные очереди с малой дистанции. Немецкий самолёт загорелся и, объятый пламенем, упал на землю. В ту же секунду Скрыпник, развернувшись влево, вышел в хвост вражескому ведомому и, проделав вместе с противником ряд хитрых маневров, все же подошёл на дистанцию ведения огня и несколькими пушечными залпами сбил Ме-109. Это был 5-й сбитый группой самолёт противника.

На этом, однако, бой не закончился. Показались ещё два FW-190. Они пытались атаковать наши истребители сзади, но враг был замечен своевременно: Ла-5, набрав высоту, оторвались от противника. Заняв выгодное положение для атаки "Фоккеров", Ла-5 бросились на них, но противник попался опытный, и, резко спикировав, "Фоккеры" удрали в облака. Преследовать их не пришлось, так как появилась ещё одна пара Ме-109, которая бросилась в атаку на Скрыпника. Фонарёв поспешил на помощь другу и отбил атаку "Мессеров". Так закончился славный бой Гвардейцев с численно превосходящим противником.

И.С.Скрыпник ( слева )
И. С. Скрыпник ( слева ) и Н. Д. Никитин.

Один из героев этой схватки, Иван Семёнович Скрыпник к концу войны сбил 7 вражеских самолётов лично и 2 в группе с товарищами. Свою последнюю победу он одержал 23 Апреля 1945 года. В тот день звено истребителей Ла-7 в составе Старшего лейтенанта И. С. Скрыпника, Лейтенантов М. А. Арефьева, Е. А. Шубина и А. М. Шеварёва вылетело на прикрытие наземных войск. На высоте 1200 метров ведущий обнаружил 9 FW-190, изготовившихся для удара по перекрёстку дорог, забитому колоннами наших машин.

Наши лётчики бросились в лобовую атаку. Старший лейтенант Скрыпник первой же очередью сбил ведущего "Фокке - Вульфа" и, не дав опомниться врагу, энергично развернул звено для новой атаки с задней полусферы. На этот раз ещё 3 вражеских самолёта, объятые пламенем, врезались в землю. Остальные бросились врассыпную.

...8 Июня 1943 года полк получил ответственную задачу: произвести разведку и сопровождать крупные силы бомбардировщиков Пе-2 для нанесения удара по вражескому аэродрому Сеща. Командир полка Капитан А. П. Соболев и командиры эскадрилий сделали всё для обеспечения боевого вылета. Аэродром Сеща был хорошо изучен с лётчиками по фотоснимкам, досконально изучены и неоднократно проиграны боевые порядки полёта и возможные варианты ведения воздушного боя. С большим желанием лётчики шли в полёт, чтобы разгромить осиное гнездо врага.

Над Сещей наши лётчики встретили сильное противодействие зенитной артиллерии и вражеских истребителей. Завязался воздушный бой. Командир эскадрильи Старший лейтенант Ф. М. Косолапов со своей группой первым ринулся на врага и длинной очередью прямо над вражеским аэродромом сбил FW-190. Группа истребителей противника пыталась атаковать наши бомбардировщики, но их связали боем Лейтенант А. И. Майоров и лётчик Е. М. Чехонин. "Петляковы" без помех свой многотонный груз сбросили на стоянки самолётов, аэродромные постройки и склады. Далеко на отходе от цели были видны очаги пожаров и столбы дыма на аэродроме базирования вражеской авиации.

Такой боевой успех окрылил молодежь, породил уверенность в своих силах. На стоянках появились лозунги: "Бить врага по - косолаповски !". А 10 Июня 1943 года командующий Воздушной армией наградил командира эскадрильи Старшего лейтенанта Ф. М. Косолапова орденом Красного Знамени.

На рассвете 12 Июля 1943 года в штаб полка поступил боевой приказ командира 322-й истребительной авиадивизии. Полк должен был в течение дня выполнять задачу по прикрытию боевых порядков наших наступавших войск, успешно взламывавших оборону противника. Начался новый этап боевой деятельности полка.

В 6 часов 25 минут 18 самолётов Ла-5 во главе с командиром полка Капитаном А. П. Соболевым вылетели на прикрытие перешедших в наступление частей 11-й Гвардейской армии. Лётчики в районе прикрытия наблюдали большой бой. Командир группы доложил: "На земле наблюдаем сплошной артиллерийский огонь большой силы с нашей стороны. На территории противника в деревне Плошково и в её районе - большие пожары. Наши танки группами по 20 - 30 машин движутся на юг".

С утра самолётов противника в воздухе не было, но уже во второй половине первого боевого дня каждый вылет группы стал сопровождаться воздушными боями. Перед самым закатом солнца был открыт боевой счёт полка на орловском направлении. Произошло это так. Командир эскадрильи Старший лейтенант Ф. М. Косолапов повёл четвёрку Ла-5 на прикрытие наших войск. Патрулируя на высоте 1500 - 1800 метров в районе деревень Ульяново и Старица, Косолапов увидел внизу на высоте 600 - 1000 метров группу из 8 Ме-110, цепочкой пикировавших на деревню Старица, недавно занятую нашими войсками. В стороне и выше Ме-110 ходили две пары FW-190.

Чтобы "Фоккеры" не могли помешать атаке по Ме-110, надо было действовать решительно и внезапно. Подав по радио команду "Атакуем !", Косолапов ринулся на входивший в пикирование Ме-110. За Косолаповым устремился его ведомый И. З. Левченко. Поймав самолёт противника в прицел, "Лавочкин" с короткой дистанции выпустил по нему длинную очередь, которой оказалось вполне достаточно. Вся группа наблюдала, как "Мессер" загорелся, перевалился через крыло и стал беспорядочно падать. Остальные Ме-110 сразу же на большой скорости стали уходить на свою территорию.

18 Июля 1943 года Центральный орган ЦК МНРП и правительства МНР - газета "Унэн" поместила на своих страницах информацию с фронта: "5 советских истребителей обнаружили в воздухе 8 бомбардировщиков и 4 ФВ-190 противника. Когда немецкие бомбардировщики подходили цепочкой к цели, готовясь к пикированию под прикрытием истребителей, ведущий группы командир эскадрильи Гвардии Старший лейтенант Ф. М. Косолапов решительно повёл свою группу в атаку на бомбардировщиков.

Внезапность, скоротечность атаки дали свой результат. Старший лейтенант Ф. М. Косолапов и его ведомый лётчик И. 3. Левченко сбили два бомбардировщика, остальные панически на предельной скорости ушли на запад. Тем временем Лейтенанты А. И. Майоров, Г. И. Бессолицын боевым разворотом набрали большую высоту, чем "Фокке - Вульфы", и из - за тонкого слоя облачности внезапно атаковали четвёрку ФВ-190 и одного из них сбили".

6 Августа 1943 года 8 Ла-5 с ведущим Гвардии Старшим лейтенантом Ф. М. Косолаповым вели бой с 24 Ju-87 и 12 FW-190. В этом бою было сбито 5 Ju-87 и 4 FW-190. Своих потерь наши лётчики не понесли. При этом отличились Ф. М. Косолапов, сбивший 1 Ju-87 и 2 FW-190, В. П. Тараненко, сбивший 1 Ju-87 и 1 FW-190, и Н. М. Резников, уничтоживший 2 Ju-87.

К Августу 1943 года командир эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Старший лейтенант Ф. М. Косолапов совершил 107 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сбил 14 самолётов противника ( 8 лично и 6 - в группе ). Командование полка представило его к званию Героя Советского Союза, которое было пресвоено ему 2 Сентября 1943 года.

В 1944 году Майор Ф. М. Косолапов был назначен командиром 937-го истребительного авиационного полка, лётчики которого особенно отличился в небе Польши. А их командир стал почётным гражданином города Зелена Гура.

Ла-7 Ф.М.Косолапова

Самолёт Ла-7 командира 937-го ИАП Подполковника Ф. М. Косолапова, 1945 год.

В Феврале 1945 года советские войска вели напряжённые бои с гарнизоном окружённой крепости Глогау. В один из тех дней Филипп Косолапов одержал одну из своих последних побед. Вот как описывает этот эпизод в своей книге "На взлёте", известный советский лётчик - истребитель Герой Советского Союза Александр Фёдорович Семёнов, бывший в ту пору командиром 322-й истребительной авиационной дивизии:

"Как - то я стал свидетелем такого эпизода. Наблюдатели обнаружили на подходе к аэродрому двух "Фокке - Вульфов". В тот момент командир 937-го полка Герой Советского Союза Подполковник Ф. М. Косолапов находился возле своего самолёта. Он моментально вскочил в кабину, запустил двигатель и взлетел. Разогнав максимальную скорость, лётчик сблизился с немецкими самолётами и энергичным маневром вышел в хвост ведущему. Последовал залп из всех пушек, и тот, объятый пламенем, врезался в землю на окраине аэродрома.

По уцелевшим документам удалось установить, что сбитый "Фоккер" пилотировался Полковником немецких ВВС, награждённым Рыцарским крестом. Я вместе с начальником политотдела А. В. Нарыжным от души поздравил Косолапова с победой. Поздравляли его и другие, а он только улыбался застенчиво: ничего, мол, особенного не сделал, обычный боевой вылет. Мы, однако, были иного мнения: провести так блестяще воздушный бой с многоопытным противником по плечу лишь виртуозу. Это был 17-й немецкий самолёт, сбитый Косолаповым".

Ф.М.Косолапов

К концу войны Подполковник Ф. М. Косолапов совершил более 300 успешных боевых вылетов. Проведя 50 воздушных боёв, сбил 18 вражеских самолётов лично и 6 - в группе с товарищами  ( по другим источникам - 10 лично и 8 в группе ).

После окончания войны Филипп Макарович продолжал служить в ВВС. В 1955 году успешно окончил Военно - Воздушную академию. В 1957 году вышел в запас в звании Полковника. Жил в городе Чернигове.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д