HSU

Федорчук Игорь Александрович

И.А.Федорчук

Родился 26 Декабря 1919 года в городе Славянске, ныне Донецкой области, в семье служащего. Жил в Москве. Окончил 10 классов школы № 10 и 3 курса финансово - экономического института. Учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С Марта 1942 года в действующей армии. В составе 191-го ИАП сражался под Москвой, на Калининском фронте. В Июле 1942 года, уже в составе 436-го ИАП был переброшен на Юго - Западный фронт. Счёт своих побед открыл под Сталинградом. Затем сражался на Северо - Западном фронте, где совершил 43 боевых вылета. В районе Демянска сбил ещё 2 самолёта. Летом 1943 года участвовал в Курском сражении.

К Сентябрю 1943 года командир звена 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт ) Гвардии Лейтенант И. А. Федорчук совершил 136 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил 15 самолётов противника, из них 8 бомбардировщиков. Был тяжело ранен в бою. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1973 года Полковник Федорчук - в отставке. Живёт в Москве, работал ведущим инженером в конструкторском бюро. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

*   *   *

Игорь Федорчук родился 26 Декабря 1919 года в городе Славянске Донецкой области. Отец - Александр Георгиевич ( 1891 - 1945 ), мать - Анфиса Фёдоровна ( 1894 - 1992 ) были служащими. В 1929 году 10-летний Игорь с семьей из Ростова - на - Дону переезжает в столицу. После окончания средней школы по совету родителей подал документы в Московский кредитно - экономический институт. Вступительные экзамены выдержал успешно, но проучился там недолго. Понял, что экономика - не его призвание. Игоря манило небо. Поскольку жил он рядом с Центральным аэродромом, то из окна своей квартиры наблюдал за взмывающими в небо крылатыми машинами и, провожая их взглядом, подолгу любовался полётом.

Вскоре он записался в аэроклуб, где увлёкся авиамоделированием. Мальчишки с Песчаной улицы, считавшие его своим вожаком, нисколько не удивились, когда однажды узнали, что Игорь бросает учёбу в институте и поступает в Чугуевскую военно - авиационную школу пилотов. Сказал - сделал.

Время учёбы пролетело незаметно. Выпуск в школе состоялся в Июле 1941 года, когда уже рядом грохотала война. Федорчук как следует изучил авиационную технику, овладел боевым самолётом и тактикой воздушного боя. Особенно ему удавались фигуры высшего пилотажа. Он ни разу не сорвался в штопор, а во время специальных тренировок легко выходил из него.

Душа рвалась на фронт, но до поры до времени приходилось быть в тылу, в запасном полку под Вологдой и переучиваться с И-16 - "Ишачка", как его называли в школе, на поступивший от союзников английский истребитель "Харрикейн".

В Марте 1942 года, он наконец попал на фронт. Но ему не повезло. Ему достался уже устаревший "Харрикейн", значительно уступавший в скорости новым немецким Ме-109. Да и бои на этом направлении не отличались особой активностью ни на земле, ни в воздухе. Было с десяток боевых вылетов, но не было настоящего боя, в котором можно один на один помериться с врагом силой. Игорю снова пришлось ожидать своего часа. И вскоре он настал.

436-й истребительный авиационный полк, в котором служил Федорчук, в Июле 1942 года перебросили с Калининского на Юго - Западный фронт. Противник, прорвав оборону наших войск, устремился к Волге. Его авиация господствовала в воздухе. В небе над Сталинградом Федорчук впервые встретился лицом к лицу с неприятелем. Увлекшись погоней за бомбардировщиком, он не заметил пару "Мессеров". Свалились они на него внезапно, из - за облаков. Противник имел преимущество в скорости и в высоте.

С земли видели, как "Харрикейн" вдруг круто спикировал. Казалось, вот - вот он врежется в землю. Возможно, немецкие лётчики так и решили, а потому начали отворачивать в сторону. Но когда Игорь у самой земли вывел самолёт из пике и на бреющем стал уходить, "Мессеры" вновь начали преследование. Однако драгоценные секунды были ими потеряны. Федорчук успел быстро развернуться и тут же устремился навстречу преследователям. Те явно не ожидали такого. В то время как они сосредоточили внимание на том, чтобы не врезаться в землю, Федорчук на низкой высоте сумел поймать один из "Мессеров" в перекрестие прицела. И тут же нажал на гашетку.

"Харрикейн" и "Мессеры" чуть ли не впритирку промчались на встречных курсах. Федорчук впервые увидел так близко лицо врага в жёлтом шлемофоне. А когда обернулся, то увидел, что один из "Мессеров", ведомый, охвачен пламенем и клубами чёрного дыма. Это была первая его победа в воздушном бою, первый сбитый им вражеский самолёт. Через несколько дней к ним прибавятся ещё три. А за первый сбитый вражеский истребитель сержант Федорчук получил медаль "За отвагу".

Затем были бои на Северо - Западном фронте. В небе Демянска два боевых вылета завершились встречей с врагом. Две встречи - и два сбитых самолёта. К тому времени полк стал именоваться 67-м Гвардейским, а Гвардии Младший лейтенант Федорчук был назначен командиром звена. Теперь он водил в бой четвёрку истребителей.

В Июле 1943 года 67-й ГвИАП был снова переброшен, на этот раз под Курск, где разворачивалась грандиозная битва. И здесь звено Федорчука показало, на что способно. Как - то, возвращаясь с боевого задания на аэродром, Гвардейцы увидели в небе группу новейших немецких истребителей FW-190. Командир решил атаковать. Набрав высоту, Игорь сверху навалился на "Фоккера". Его надёжно прикрыл ведомый Младший лейтенант Левко. Первым же залпом Федорчук сбил вражеский самолёт. Всего в воздушном бою его четвёрка уничтожила 5 "Фокке - Вульфов". А на другой день командир звена в бою сбил ещё 2 самолёта. На фюзеляже его истребителя появились три новые звездочки. А всего их будет - 15.

...Случилось это 4 Августа 1943 года под Брянском. Вражеские самолёты Федорчук обнаружил, когда те были уже невдалеке от позиций наших войск. Вот от одного из них отделилась первая бомба. Бесстрашно прорвавшись сквозь строй истребителей прикрытия, Федорчук звеном яростно атаковал группу бомбардировщиков. Когда обломки одного из сбитых им Ju-88 догорали на земле, а другой задымился в воздухе, его самолёт неожиданно атаковали вражеские истребители. Ведомый Левко тоже был атакован и связан воздушным боем.

В кабине командира звена вдруг что - то ухнуло, и машина стала терять управление. И тут лётчик почувствовал нестерпимую боль в ноге, потом во всём теле. Но, несмотря на это, он пытался спасти самолёт. Однако машина не слушалась и неудержимо неслась к земле. Не имея сил выбраться из кабины, в отчаянии Игорь дернул за кольцо парашюта, но это ему не помогло. Тогда осенило: покинуть самолёт ему не позволяют привязные ремни. Он раскрыл замок, ремни отстегнулись, и он выбрался на крыло. Парашют змейкой рванулся назад и запутался в хвостовом оперении. До последнего момента пилот, вцепившись руками в крыло, ждал, когда купол парашюта наполнится воздухом. Удача оказалась на его стороне, и он плавно опустился на землю...

Лётчика с перебитой ногой подобрали наши санитары, поместили сначала в полевой госпиталь, где ему сделали операцию, а затем самолётом доставили в Липецк, а позднее в Москву. Здесь Федорчука лечили опытные врачи. Главный военный хирург госпиталя сделал ещё несколько операций на ноге, её положили в гипс. Долго Игорь лежал с поднятой вверх ногой, потом стал учиться ходить на костылях...

4 Февраля 1944 года в газете "Правда" опубликовали Указ о присвоении звания Героя Советского Союза наиболее отличившимся в боях воинам. Среди удостоенных высокого звания Героя был и командир звена истребителей Гвардии Старший лейтенант Игорь Федорчук...

Эта неожиданная радость ошеломила тяжело раненного лётчика. Газета лежала на одеяле, Игорь закрыл глаза и долго не мог унять волнение. С закрытыми глазами он видел свою жизнь, свою судьбу и был счастлив, несмотря на то, что лежал на госпитальной койке, а рядом стояли костыли. И было ему тогда 24 года.

В один прекрасный день ( это было в конце Февраля ) Игорю сказали, что он поедет в Кремль. Лётчик оделся в военную форму и на костылях спустился по лестнице к подъезду, где его ждала санитарная машина. Она привезла лётчика на Красную площадь. Федорчук на костылях пересек её по брусчатке, подошёл к Спасским воротам, предъявил документы, и его пропустили в Кремль.

Так, на госпитальных костылях он и шёл по Кремлю, добрался до Большого Кремлевского Дворца, поднялся по лестнице и вошёл в ярко освещенный Георгиевский зал. Там уже было несколько десятков фронтовиков. В назначенное время в зал пришли работники Президиума Верховного Совета СССР, и началось торжественное вручение наград. Когда очередь дошла до Федорчука, то он на костылях пошёл к вручающим награды. Присутствующие громко аплодировали лётчику. Отто Куусинен вручил ему орден Ленина, Золотую Звезду и Грамоту Президиума Верховного Совета СССР в большой красной папке, пожал руку и тепло поздравил с присвоением звания Героя Советского Союза.

Окрылённым вышел Федорчук из Кремля. На Красной площади его ждала та же "санитарка". Она и доставила Игоря в госпиталь. Там уже знали, куда и зачем ездил раненый лётчик, - его шумно и радостно приветствовали и поздравляли все, кто мог ходить...

Госпитальная жизнь продолжалась. В конце концов Федорчука выписали, но военно - врачебная комиссия признала военного лётчика по состоянию здоровья не пригодным к полетам. Игоря комиссовали, списали с лётной работы. Это был для него тяжёлый приговор. Но настойчивые просьбы Игоря учли: его направили на учёбу в Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Это была ещё одна трудная победа. После длительного перерыва он снова сел за штурвал крылатой машины, вновь оказался в кабине боевого истребителя. За лётную практику Федорчук заслужил отличную оценку.

После окончания академии его направили в Государственный Краснознамённый научно - испытательный институт ВВС. Там он был ведущим инженером, испытывал новые образцы боевых самолётов, правда не в небе, а на специальных стендах.

С 1961 года Полковник Федорчук продолжает службу в Главном штабе Ракетный войск стратегического назначения сначала старшим научным сотрудником, а затем начальником военно - исторической группы. С этой должности он уволился в запас по состоянию здоровья. Дома не усидел. В 1971 году устроился в ОКБ имени А. С. Яковлева несколько лет проработал заместителем начальника отдела надежностей.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д