Великую Отечественную войну Василий Добров
провёл в составе морской авиации двух флотов. Осенью 1943 года он был командиром
3-й эскадрильи 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского
флота ( до Апреля 1942 года - 8-й ИАП ), летал на Як-9.
К Октябрю 1943 года имел на счету 5 воздушных побед. С конца Марта
1944 года Капитан В. Т. Добров выполнял обязанности штурмана полка.
В том же 1944 году он был переведён в 21-й истребительный авиационный
полк ВВС Балтийского флота, где воевал до самого конца войны, командуя 1-й эскадрильей.
Всего выполнил около 400 успешных боевых вылетов, провёл 75 воздушных боёв и
сбил 15 самолётов противника. Награждён орденами Красного Знамени ( дважды ),
Отечественной войны 1-й степени, медалями.
После окончания войны продолжал служить в Военно - Морском флоте.
В отставку вышел в звании Подполковник. Умер 4 Января 1986 года.
* * *
Открыв книгу известного военного лётчика, Генерал - Полковника
авиации Владимира Ивановича Воронова "Морские истребители", можно найти достаточно
много добрых слов, сказанных автором в адрес Василия Трофимовича Доброва, в то
время командира 3-й эскадрильи прославленного 6-го Гвардейского истребительного
авиационного полка ВВС Черноморского флота:
"Доброта и внимание к людям были отличительной
чертой нашего командира. За эти замечательные человеческие качества его любили и
уважали в эскадрилье. Добров прошёл суровую школу войны, за его плечами десятки
освоенных самолётов - истребителей, немало схваток с врагом, в которых раскрылся
его талант воздушного бойца. Не раз ему приходилось смотреть смерти в лицо.
В дни напряжённых воздушных боёв и сражений в небе Кубани летом
1943 года Добров был подбит в одном из боёв и совершил вынужденную посадку в
труднопроходимых кубанских плавнях. Несколько суток блуждал он в зарослях тростника,
пытаясь выбраться к своим, но силы иссякли, и он был обречён на гибель. Случайно
на него наткнулись наши разведчики. В полку его считали погибшим. И каково же было
удивление и радость, когда Добров через 10 дней появился в Геленджике. Через
несколько дней он опять повёл своих орлов в бой".
А вот что пишет в своей книге "С крылатыми героями Балтики", доктор
медицинских наук, профессор Василий Георгиевич Митрофанов. В годы Великой Отечественной
войны он был врачём 21-го истребительного авиационного Кенигсбергского Краснознамённого,
ордена Суворова 3-й степени волка ВВС Краснознамённого Балтийского флота:
"С Октября 1944 года и до самого конца
войны 1-й эскадрильей командовал черноморец Капитан В. Т. Добров, многократно
отличившийся в Крыму, в боях под Одессой. Внушителен его боевой счёт: 15 сбитых
самолётов врага, 75 воздушных боёв и около 400 боевых вылетов.
Во время дружеской встречи однополчан в Ленинграде, в день
30-летия Победы, я спросил Василия Трофимовича, что больше всего запомнилось
из трудностей его боевой жизни военных лет. Добров ответил: "Ожидание. Ждать
боевого вылета в бездействии было труднее, чем драться".
Это действительно так. Многочисленные наблюдения показывали:
пассивное ожидание боевого вылета ухудшало состояние лётчиков. Пульс частил,
давление повышалось. Вывод не вызывал сомнений: нервно - эмоциональная нагрузка
пассивного ожидания однотипна с нагрузкой боевого полёта. От пассивного ожидания
лётчик уставал не меньше, а порой и больше, чем от реальных полётов.
...Последний воздушный бой лётчики нашего полка провели 8 Мая
1945 года. Вылетев на разведку погоды вдоль побережья, Капитан В. Т. Добров и
Старший лейтенант П. С. Стручалин у острова Борнхольм сбили летающую лодку
врага и транспортный Ju-52. Боевой счёт полка был закрыт: 10 220 боевых вылетов,
265 воздушных боёв и 290 сбитых самолётов противника.
В "Правде" от 15 Августа 1970 года в статье "Не ушли" В. Т. Добров
так описывает свой заключительный боевой вылет. Воспроизвожу дословно, чтобы
памятный однополчанам эпизод последнего дня войны не затерялся в подшивках газет:
"Летим вдвоём со Старшим лейтенантом Павлом
Стручалиным. Под нами серая бугристая масса воды. Над головой такая же серая пелена
сплошной облачности. Следим за воздухом и морем. Слева угадывается берег Борнхольма.
Вдруг вижу вражескую летающую лодку. Атакуем её. Даю очередь из пушки, затем из
крупнокалиберного пулемёта. Попал ! Вижу, как от очередей товарища разрушается
обшивка крыла самолёта противника. Ещё атака, и он падает в море.
Истребитель Як-9М из состава 21-го ИАП ВВС КБФ, Октябрь 1944 года.
Делаем третий галс возле острова. Почти на встречном курсе под нами
проносятся два Ju-52. Едва не цепляясь за гребни волн, "Юнкерсы" пытаются уйти под
защиту зенитных батарей. Атакуем ближайшего. Вражеский стрелок бьёт по моей машине.
Делаем ещё два захода - и "Юнкерс" погружается в волны.
- Вода из радиатора твоего самолёта, - слышу ведомого.
- Понял. Идём домой !
До берега 15 - 17 минут полёта. Мотор пока гудит ровно. Но вода уходит
из системы охлаждения, и мотор начинает перегреваться. Когда воды не станет,
двигатель может заклиниться. Эти тревожные мысли прерывает еле слышный ( в наушниках )
голос с земли:
- "Каштан - 13", сообщите координаты, готовлю катера.
Значит, на аэродроме слышали наши переговоры. Отвечаю:
- Иду к вам.
Мучительно долго тянется время. Самолёт трясёт как в лихорадке.
Отстегиваю ремни, сбрасываю фонарь кабины. Все готово к посадке на воду. Но винт
крутится. Ещё немного продержаться в воздухе - и самолёт будет над аэродромом.
Берег. Плавно перевожу самолёт в планирование. Посадка на три точки.
Подбегают друзья.
- Всё рискуешь ?! - с укором говорит командир. - Лезешь на пулемёты.
А в глазах искрится радость: командир по - человечески счастлив за нас,
сбивших два вражеских самолёта".
К этому можно добавить: счастливы были все
в полку. Командир Герой Советского Союза Подполковник Павлов недолго сохранял
видимость "гнева". Подъехав на легковой вслед за медиками, он с ходу сделал
короткое, отмеченное выше, замечание по существу и тут же обнял отважных боевых
друзей.
На санитарной машине, опередив многих, я и медицинская сестра
оказались первыми у самолёта, остановившегося с заглохшим мотором в конце пробега.
Подъезжая, мы видели, как В. Т. Добров незамедлительно выбрался из кабины и
задержался на плоскости. Вероятно, торопился показать: он цел. Лётчик стоял с
высоко поднятым над головою шлемофоном в руке и улыбался навстречу спешившим к
нему однополчанам. Как только наша "санитарка" остановилась у самолёта, Василий
Трофимович спрыгнул с крыла и громко объявил, приближаясь ко мне:
- Работу привез только техсоставу, доктор. Самолёт мой окончательно
выдохся, а я и Павел невредимы !
Мы обнялись. Лётчик, если можно так сказать, пылал жаром:
оказывается, перегреваются не только моторы. На мою попытку посчитать пульс В. Т.
Добров ответил шуткой, желая, видимо, напомнить: он знает, как изменяется у него
пульс под влиянием факторов боевого полёта.
- Запиши на веру, не ошибёшься. Не меньше 120 ударов в минуту.
Я всё же настоял и убедился: лётчик был недалек от истины. Выраженно
частил пульс и у Стручалина.
Да, возможностей повреждённого в воздушном бою самолёта В. Т. Доброва,
по заключению специалистов, хватило только - только. Воля, выдержка и хладнокровный
расчёт, великолепный "личный фактор" помогли опытному боевому лётчику преодолеть
грозную аварийную ситуацию, избежать крайне рискованного приводнения в открытом
штормившем море. Как же тут было не радоваться ?! Вдобавок 2 сбитых самолёта.
Все попытки врага уйти оказались тщетными. Не ушли ! Последняя в полку встреча
с воздушным противником закончилась в духе традиций наших славных лётчиков.
Днём 8 Мая среди однополчан прошёл радостный слух: вечером Московское
радио передаст о капитуляции фашистской Германии. Однако в последних известиях по
этому поводу ничего не было сказано. О капитуляции мы узнали немного позже,
спустя 2 - 3 часа".
Вот и всё что удалось пока найти о лётчике
В. Т. Доброве. Скорее всего, в его 15 воздушных побед входят самолёты, сбитые как
лично, так и в группе с товарищами...
|