Родился 17 Марта 1913 года в городе Каунасе ( Литва ) в семье
рабочего. Окончил сельскую школу в городе Шклове ( Белоруссия ), профтехшколу.
Работал электромонтёром на писчебумажной фабрике "Спартак". В 1930 году вступил
в комсомол. С 25 Июля 1932 года в Красной Армии. Служил красноармейцем в Гомеле.
Через год поступил в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф.
Мясникова. Служил пилотом в 116-м и 47-м истребительных авиационных полках,
инструктором - лётчиком в 163-м резервном авиационном полку, лётчиком 7-го
истребительного авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. В одном из
боёв сбил Me-109, но сам был ранен и потерял сознание. Его неуправляемый самолёт
начал снижаться. В это время на него набросилась пара Ме-109, пытаясь добить.
Вражеская очередь разбила стекло, осколки посекли лицо и грудь. От боли Даргис
очнулся, взял управление, набрал высоту и сбил второй "Мессер". После этого
вернулся на аэродром, где его уже посчитали погибшим.
Нужно признать, 7-й истребительный авиаполк был достаточно сильным
подразделением. Его лётчики успешно боролись даже с очень опытными немецкими
пилотами - асами. Так, 30 Июля 1941 года не вернулся на свой аэродром командир
III-й Группы известной эскадры JG 54 "Grunherz" хауптман Арнольд Лигниц ( имевший
25 побед ), ставший жертвой собственного любопытства и неосмотрительности.
Когда Ленинград оказался в радиусе действий Ме-109, лётчики
"Grunherz", видевшие с воздуха многие города Европы, не могли удержаться от
искушения. В тот день хауптман Лигниц и его ведомый лейтенант Эрвин Лейкауф в
инициативном порядке взлетели и, миновав линию фронта, направились к центру
Ленинграда. Hад Невой ведущий начал разворот и в этот момент пара "МиГов",
незаметных в лучах солнца, обрушилась на "Мессершмитты" сзади. Лейтенант
Лейкауф, прозванный "змеёй" за манеру пилотирования, скольжением уклонился от
трассы и, выполняя переворот через крыло, увидел, что истребитель командира
сбит и падает, вращаясь по спирали. Лигниц покинул подбитый истребитель и
спасся на парашюте, однако, упал на крышу дома, а с неё - на мостовую. Через
два дня он скончался в Военно - Морском госпитале. Групповую победу над Лигницем
одержали летчики 7-го ИАП Капитан Поляков и старший лейтенант Шамин...
13 Августа 1941 года отличился и командир звена 7-го истребительного
авиационного полка ( 5-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 23-й армии, Северный
фронт ) Лейтенант П. Н. Даргис. В тот день он вылетел в составе эскадрильи МиГ-3
на отражение налёта вражеской авиации на железнодорожную станцию Молосковец под
Ленинградом. На подступах к станции наши лётчики обнаружили два десятка немецких
бомбардировщиков. С первой атаки удалось сбить головной "Юнкерс". Остальные
повернули в сторону. Строй бомбардировщиков нарушился. 6 "Юнкерсов", сделав
круг, вновь попытались прорваться к станции. В это время Даргис заметил, как с
другой стороны к станции приближается ещё 4 "Юнкерса". Между двумя крайними
вражескими самолётами было значительное расстояние. Даргис нажал на гашетку,
но пулемёт, выпустив короткую очередь, замолчал. Тогда Даргис решил таранить.
Он направил свой истребитель в просвет между бомбардировщиками и плоскостью
срезал хвост одного их них. Тот, потеряв управление, рухнул на землю. Это была
5-я воздушная победа Даргиса.
Самолёт МиГ-3 из состава 7-го ИАП, Ленинградский фронт, 1941 год.
Затем он воевал на Ленинградском, Московском и Северном фронтах
ПВО. Был заместителем командира эскадрильи 428-го истребительного авиационного
полка, штурманом 565-го истребительного авиационного полка, командиром 28-го
истребительного авиационного полка. Всего совершил 160 успешных боевых вылетов,
в 63 воздушных боях сбил лично лично 13 и в группе 6 самолётов противника ( по
другим источникам: 7 лично и 8 - в группе ), 7 раз летал на штурмовку. Награждён
орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
После войны продолжал служить в ВВС. После увольнения в запас
( в звании Полковника ), жил в городе Сочи.
|