Верников Яков Ильич |
Яков Верников родился 31 Октября 1920 года в городе Спас - Деменск Калужской области, в семье служащего. С 1921 года жил в Смоленске. Окончил 10 классов. С 1936 года занимался авиамодельным и планерным спортом в Смоленском аэроклубе. В 1937 году окончил самолётное отделение Смоленского аэроклуба и был оставлен в нём лётчиком - инструктором. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. До Августа 1941 года был лётчиком 124-го истребительного авиационного полка ( Западный фронт ), до Апреля 1944 годов - лётчиком, командиром звена и эскадрильи 234-го истребительного авиационного полка ( Западный и Юго - Западный фронты ПВО ). В боях показал образцы мужества и стойкости. Так, 25 Марта 1943 года, при отражении налёта 150 вражеских самолётов на Батайск, лётчики 234-го истребительного авиационного полка ПВО Капитаны Я. И. Верников и Н. К. Дураков смело вступили в бой с 5 истребителями противника и сбили 4 из них. В Апреле 1944 - Мае 1945 годов был помошником командира 147-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе ( 106-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО Страны, Прибалтийский фронт ). К Июлю 1944 года Гвардии Капитан Я. И. Верников совершил 302 боевых вылета, провёл 64 воздушных боя, в которых сбил лично 14 вражеских самолётов и 1 в паре с ведомым. 18 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего произвёл 424 успешных боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 самолётов противника и 1 в паре. После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С Февраля 1946 по Июль 1966 годов был на лётно - испытательной работе в ЛИИ. Выполнил первый полёт и провёл испытания самолётов: И-320 ( "Р-1" ), "150", Ан-8, Ан-10, Ан-12. Провёл испытания на штопор МиГ-9 и Ла-11; испытания МиГ-15 на прямой и перевёрнутый штопор; Ан-10 и Ан-12 на критических режимах; Ту-95 на больших углах; испытания двигателя ТВ-2Т на Ту-4ЛЛ. В 1949 - 1950 годах участвовал в полётах по отработке системы дозаправки самолёта Ту-4, первым провёл заправку ночью. Принимал участие в испытаниях Як-15, "СЕ", Ту-126. В 1956 окончил Военно - Воздушную академию. В 1966 - 1976 годах был старшим лётчиком - испытателем ОКБ С. В. Ильюшина. Выполнил первый полёт и провёл испытания Ил-62М. Участвовал в испытаниях Ил-18, Ил-38, Ил-62, Ил-76. В 1975 установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на Ил-76. С 1975 года - в запасе. В Январе - Мае 1976 годов вновь был на лётно - испытательной работе в ЛИИ. С 1976 года работал в ОКБ А. С. Яковлева: заместителем начальника ЛИК, начальником ЛИК, ведущим инженером полётным испытаниям. Заслуженный лётчик - испытатель СССР ( 1960 год ), мастер спорта СССР ( 1975 год ), Генерал - Майор авиации ( 1971 год ). Награждён орденами Ленина ( дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды ( трижды ), медалями. Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы - в Москве. Умер 30 Сентября 1993 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище. Имя Героя носила пионерская дружина школы № 7 в городе Смоленске. |
Н а з а д