HSU

Сорокин Захар Артёмович

З.А.Сорокин

Родился в 1917 году на станции Глубокое, ныне Каменского района Свердловской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал помошником машиниста паравоза. С 1937 года в Военно - Морском флоте. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С Июля 1941 года в действующей армии. Войну встретил на Чёрном море, но вскоре был переведён на Северный флот.

К Июлю 1944 года штурман 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного флота ) Гвардии Капитан З. А. Сорокин совершил 103 боевых вылета, в 19 воздушных боях сбил 11 самолётов противника. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 267 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

После войны продолжал служить в авиации ВМФ. С 1955 года Гвардии Капитан З. А. Сорокин - в отставке. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), медалями, иностранным орденом. Умер 19 Марта 1978 года. Бюст Героя установлен на аллее Славы на территории музея ВВС Северного Флота, мемориальная доска - на здании ГПТУ № 12 в городе Тихорецке Краснодарского края. Автор книг: "Крылатые Гвардейцы", "В небе Заполярья", "Звёзды на фюзеляже", "Хозяин синих высот", "Идём в атаку" и других.

*   *   *

Захар Сорокин родился в 1917 году на станции Глубокое ( Новосибирская область ). В 1920-х годах семья Сорокиных переехала в город Тихорецк Краснодарского края. Там юноша окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал помощником машиниста паровоза и одновременно учился в аэроклубе. С 1937 года проходил срочную службу в Военно - Морском флоте. После окончания Ейского авиационного училища морских лётчиков, в 1939 году был направлен в истребительный авиационный полк ВВС Черноморского флота в Севастополь.

С 22 Июня 1941 года Лейтенант З. А. Сорокин принимал участие в Великой Отечественной войне. Вместе с другими пилотами он прикрывал на истребителе МиГ-3 корабли Черноморского флота от возможных налётов вражеской авиации. Однако боевые вылеты мало чем отличались от обычных учебных: в районах патрулирования немецкие самолёты не появлялись. В Июле 1941 года, в числе других сибиряков, Сорокин был переведён на Северный флот. Служил в эскадрильи Капитана Б. Ф. Сафонова, где быстро отличился и был награждён орденом Красного Знамени.

Свою первую победу одержал в Июле 1941 года, сбив на МиГ-3 немецкий истребитель Ме-109. 9 Августа уничтожил бомбардировщик Ju-88, а 15 Сентября - ещё один Ме-109.

Самолёт Ме-110

Немецкий двухмоторный многоцелевой самолёт Messershmitt Me-110G.

25 Октября 1941 года Лейтенант Сорокин ( на счету которого имелось уже 4 сбитых самолёта противника ) вместе с Дмитрием Соколовым вылетел на боевое задание. Во время боя с группой вражеских истребителей с первой же очереди сбил многоцелевой двухмоторный самолёт Me-110. Стал атаковать второй, но израсходовал весь боезапас. Был ранен в правую ногу. В это время Сорокин заметил, что его ведомого атакует другой "Мессершмитт". Устремившись на выручку своему товарищу, он ударил противника винтом своего самолёта по хвосту, и тот пошёл на вынужденную посадку.

Однако и истребитель Сорокина не мог больше лететь. С большим трудом он посадил повреждённый самолёт на замёрзшее озеро. Случилось так, что на это же озеро в 300 метрах от него приземлился и подбитый им Ме-110, из которого выскочил огромный дог и бросился к самолёту Сорокина. Двумя выстрелами из пистолета Сорокин убил собаку. Затем, увидев бежавшего к нему немецкого лётчика, двумя выстрелами убил и его.

З.А.Сорокин, 1941 год
Сорокин у своего МиГ-3.

В это время второй немец стал подбираться к Захару с другой стороны. Расстреляв впустую все патроны, он укрылся за большим валуном. Поняв что противник безоружен, Захар направился к нему. Когда до валуна осталась лишь пара шагов, немец неожиданно бросился на него и ударом ножа в лицо свалил на землю. В завязавшейся борьбе, Сорокину удалось отбросил врага ногой, схватить лежавший на снегу пистолет и выстрелить почти в упор...

С обмороженными ногами, истекая кровью, Сорокин за 6 суток прополз около 70 км по тундре, пока его не подобрали североморцы. В госпитале ему ампутировали ступни обеих ног. В общей сложности он провёл в госпиталях 9 месяцев, где перенёс несколько мучительных операций. Медицинская комиссия решила его комиссовать, но Сорокин добился через наркома ВМФ Адмирала Н. Г. Кузнецова разрешения летать и возвратиться в своё полк, ставший к тому времени 2-м Гвардейским и освоившим новые американские самолёты Р-39 "Аэрокобра".

В начале 1943 года он вернулся в родной полк и был назначен командиром звена 1-й эскадрильи. Вскоре стал летать на боевые задания и продолжил счёт своих побед. В Феврале 1943 года сбил свой 7-й по счёту вражеский самолёт - вновь многоцелевой двухмоторный Me-110.

Р-39 из 2-го ГвИАП ВВС СФ, 1942 год
Р-39 из 2-го ГвИАП СФ, 1943 год.

В один из дней на Северный флот прибыл военный атташе Великобритании, чтобы инспектировать боевые действия союзников в Заполярье. Как - то на командном пункте авиационной дивизии зашла речь о советских лётчиках, отличившихся в боях с врагами. Английскому Генералу рассказали и о Старшем лейтенанте Сорокине, лётчике - истребителе без обеих ног, который совсем недавно сбил 2 самолёта противника.

Англичанин категорически отказался верить услышанному даже тогда, когда через 10 минут перед ним предстал явившийся по вызову Захар Сорокин. Генерал нагнулся, затем присел на корточки и стал оцупывать протезы. Убедившись в сказанном, он поднялся и обнял героя. В тот же день атташе сообщил английской королеве про легендарного советского лётчика, и вскоре Сорокин стал кавалером "Золотого Креста" - одной из высших наград Британской империи.

Затем он участвовал ещё во многих боях. В том числе, в знаменитой воздушной схватке 19 Апреля 1943 года, когда нашими лётчиками в бою с 16 вражескими истребителями было сбито 5 машин, среди них - известный немецкий ас Рудольф Мюллер ( имевший 94 победы ). Одну из побед записал на свой личный счёт Захар Сорокин.

Р-39 из 2-го ГвИАП ВВС СФ

Истребитель Р-39 "Аэрокобра" из 2-го ГвИАП ВВС СФ, зима 1943 года.

В конце Августа 1944 года Гвардии Капитан Сорокин возвращался с очередного боевого задания и вдруг услышал по радио голос с земли, сообщивший ему о присвоении звания Героя Советского Союза...

Глубокой осенью Сорокин получил отпуск и приехал в Тихорецк к родным. Земляки тепло встретили Героя. Захар побывал в своей школе, на своём заводе, встретился с молодёжью. По инициативе комсомольской организации паровозоремонтного завода начался сбор средств на постройку самолёта "Тихорецкий комсомолец". В течение недели молодёжь района собрала 147 000 рублей.

З.А.Сорокин

В Апреле 1945 года Капитан Сорокин был переведён обратно в Крым, штурманом истребительного полка, в котором начинал служить. Войну закончил летая на подаренном ему самолёте "Тихорецкий комсомолец". Его новенький истребитель так и не побывал в бою, не получил ни одной пулевой пробоины, ни одной царапины от осколков. На Чёрном море было уже спокойно, никто больше не стрелял...

Всего за период войны Захар Артёмович Сорокин совершил 267 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 18 самолётов врага   ( по некоторым источникам - 11 лично и 7 в группе с товарищами ).

После окончания войны ещё 10 лет продолжал служить в авиации ВМФ. Лишь в 1955 году, по настоянию врачей, Гвардии Капитан З. А. Сорокин вышел в отставку. Жил в Москве. Работал в Советском комитете ветеранов войны. Был членом Союза журналистов СССР. Публиковал очерки и статьи, написал 15 книг о войне и боевых товарищах. Был почётным гражданином города Карасук Новосибирской области.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д