Александр Шварёв родился 26 Декабря 1914 года в городе Кувандык
Оренбургской области. Родители его переехали из Пензенской губернии в Оренбуржье
в начале XX века для постоянного поселения и освоения земель. В Кувандыке А. Е.
Шварев окончил 7 классов и вступил в комсомол.
Трудовую деятельность начал лаборантом на шамотно - динасовом
заводе в 1932 году в Магнитогорске, где предварительно окончил 6-месячные курсы
обучения. Одновременно продолжал учиться в вечерней школе. В 1934 году переехал
в Днепропетровск и стал работать лаборантом на металлургическом заводе имени
Петровского. Одновременно учился на вечерних подготовительных курсах для поступления
в институт. В 1935 году поступил в Днепропетровский государственный университет,
где окончил 1-й курс физико - математического факультета.
В 1936 году по призыву ЦК ВЛКСМ был направлен в Ворошиловградскую
( Луганскую ) школу лётчиков. В 1939 году по окончании школы стал лётчиком истребительного
авиационного полка, который дислоцировался на аэродроме Балбасово ( город Орша )
Западного особого военного округа. Затем полк перебазировался в Западную Белоруссию
- город Лида, в Литву - город Каунас. В предвоенные годы на аэродроме в Каунасе
А. Е. Шварев освоил грозный для того времени истребитель МиГ-3.
Великую Отечественную войну он встретил уже зрелым пилотом, командиром
звена. Воевать начал буквально с первых минут после нападения фашистской Германии.
В раннее утро 22 Июня 1941 года одним из первых вылетел на самолёте МиГ-3 с аэродрома
в Каунасе на отражение налёта авиации противника.
Затем принимал участие в разгроме немецких войск под Москвой.
После Московской битвы 236-й авиационный полк, в котором А. Е. Шварёв был командиром
эскадрильи, перебазировался на Сталинградский фронт, где лётчики с ходу включились
в ожесточённые бои.
За время войны во многих важных боевых вылетах Шварёв возглавлял
группы самолётов. Вот наиболее характерные эпизоды таких боевых вылетов.
14 Июня 1942 года четвёрка Як-1, ведомая Капитаном А. Е. Шварёвым,
поднялась с аэродрома Васильковское для прикрытия кавалерийского корпуса Генерала
П. А. Белова, который вёл упорные бои далеко за линией Брянского фронта. При
подходе к району прикрытия был замечен разведчик Hs-126, которого сбил Капитан
Шварёв. Через некоторое время появились 9 бомбардировщиков Ju-88, собиравшихся
нанести бомбовый удар по конному корпусу. Капитан Шварёв врезался в строй противника
и сбил ведущего, второй самолёт сбил Лейтенант Бугарчев. Не выдержав такого
напора, бомбардировщики бесприцельно сбросили бомбы и скрылись из глаз.
Продолжая патрулирование, группа Капитана Шварёва в этом же
боевом вылете вступила в бой с восьмёркой Ме-109 и, сбив в жестокой воздушной
схватке 2 самолёта противника, не допустила штурмовых действий врага по коннице
Генерала Белова.
И ещё много раз Капитан Шварёв вылетал на прикрытие выхода из
окружения наших конников, ведя при этом воздушные бои, как правило, с превосходящими
силами противника. Генерал Белов высоко оценил действия нашей авиации и объявил
благодарность лётчикам, прикрывавшим его корпус.
На Сталинградском фронте в 1943 году Капитану Шварёву была
поставлена задача произвести разведку аэродрома Сальск, с которого противник
летал в окружённую под Сталинградом группировку. На рассвете 9 Января Шварёв в
паре с Давыдовым вылетели с полевого аэродрома на разведку. На аэродроме было
обнаружено более 100 самолётов различных типов, в основном транспортные Ju-52
и бомбардировщики. По результатам разведки командиром авиакорпуса было принято
решение немедленно нанести удары по аэродрому Сальск двумя штурмовыми полками.
Дивизии, в которой служил А. Е. Шварёв, была поставлена задача прикрывать
действия штурмовиков.
В целях обеспечения внезапности, полёт к аэродрому решили
произвести на малой высоте. Капитану Шварёву было приказано вывести штурмовики
на аэродром для нанесения бомбового удара с запада. Задача была выполнена.
Штурмовики, ведомые Шваревым, вышли точно в заданном направлении и двумя заходами
в условиях сильного зенитного огня отбомбили аэродром. В результате на земле
было уничтожено 30 самолётов, 27 автомашин, 2 склада боеприпасов, более 100
человек лётно - технического состава. И только при отходе от аэродрома наши
самолёты оказались атакованы двумя группами Ме-109 по 8 самолётов в каждой. В
ходе тяжёлого воздушного боя было сбито 7 самолеёов Ме-109, два из которых на
счету Капитана Шварёва. Штурмовики потерь не имели.
После возвращения с боевого задания Капитану Шварёву была
поставлена задача на третий боевой вылет в этот день: срочно по тревоге вылететь
на сопровождение штурмовиков для нанесения удара по эшелону с горючим на станции
Котельниково. При подходе к цели наши самолёты атаковала большая группа немецких
истребителей. Завязался ожесточённый воздушный бой с превосходящими силами противника.
В этом бою Капитан Шварёв сбил немецкий самолёт и при преследовании второго самолёта
оказался один в окружении шести Ме-109. Вдруг на высоте 2000 метров остановился мотор
- кончилось горючее...
На планировании, с остановившимся двигателем, Шварёву удалось
уйти от прицельного огня атакующего сзади истребителя и посадить самолёт на
фюзеляж в заснеженной степи. Пара Ме-109 продолжала атаковать совершивший аварийную
посадку самолёт Капитана Шварёва. Но он, используя опыт предыдущих боёв, укрывался
от огня за мотором своего самолёта. Было сделано два захода с прицельной стрельбой
из 20-мм пушки "Эрликон". В последнем заходе мотор самолёта был пробит. Шварёва
ранило осколком.
За период войны А. Е. Шварёв был ранен дважды. После лечения в
госпиталях возвращался в свой полк.
В процессе ведения боевых действий шло активное становление
лётного мастерства. Полученные знания и опыт Шварёв передавал молодому поколению.
И как результат хорошей выучки и боевого сплочения звено, а затем эскадрилья
А. Е. Шварёва успешно выполняла сложнейшие боевые задания с наименьшими потерями.
Так, под его командованием лётчики эскадрильи с 22 Июня 1941 года
по 10 Февраля 1943 года провели 97 воздушных боёв, в которых сбили 87 самолётов
противника, из них 62 бомбардировщика и 25 истребителей. Свои потери в этих боях
составили 13 самолётов и 9 лётчиков.
201-я истребительная авиационная дивизия, в которой служил А. Е.
Шварёв, была в Резерве Верховного Главнокомандования. Ее перебрасывали на главное
направление фронтов, где развертывались решающие сражения. После битв под Москвой и
Сталинградом дивизию перебазировали на Северный Кавказ, где лётчики участвовали в
воздушных боях над Кубанью.
Шварёва назначили старшим штурманом дивизии. Летом 1943 года
дивизию перебазировали на Курскую дугу, где всё лето шли небывалые по ожесточённости
бои. За успешное выполнение задач и проявленные личным составом мужество и отвагу 201-ю
истребительную дивизию преобразовали в 10-ю Гвардейскую Сталинградскую авиационную
истребительную дивизию, а входящие в её состав полки стали 111-м, 112-м, 113-м
Гвардейскими. Капитану А. Е. Швареву было присвоено звание Майора, он был назначен
командиром 111-го Гвардейского Сталинградского авиационного полка.
Далее начались крупные сражения: Корсунь - Шевченковская, Проскуровско -
Черновицкая операции, освобождение Киева, Львовско - Сандомирская, Висло - Одерская
операции и дальнейшее освобождение Польши. В Январе 1945 года был освобожден
Краков, и далее бои перешли в Германию.
Войну Гвардии Майор А. Е. Шварёв закончил имея на счету 12 личных и 2
групповые победы. Всего выполнил около 450 успешных боевых вылетов, провёл более
70 воздушных боёв.
За боевые отличия во время Великой Отечественной войны и заслуги
в повышении боеготовности ВВС в мирное врем, награждён орденами Красного Знамени
( четырежды ), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ),
Красной Звезды ( трижды ), медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда",
"За оборону Кавказа", "За победу над Германией" и другими. Имеет награды Польской
Народной Республики "Крест Храбрых", золотой "Крест Заслуги".
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими
захватчиками в годы Великой Отечественной войны, 11 Октября 1995 года А. Е. Шварёву
присвоено звание Героя Российской Федерации.
После войны он учился в Краснознамённой Военно - Воздушной академии.
За время учёбы освоил реактивный самолёт Як-17. После окончания академии был
направлен на службу в Группу советских войск в Германии, где первым в своей
части осваивал реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17.
В конце Октября 1952 года дивизия в полном составе перебазировалась
в Одесский военный округ. В Январе 1954 года А. Е. Шварёв был переведён в Центральный
аппарат ВВС, где занимался организацией обучения лётного состава частей и соединений
ВВС на новых реактивных самолётах.
В 1958 списан с лётной работы по состоянию здоровья и 12 лет работал
в Главном управлении кадров Министерства обороны СССР на должности заместителя начальника
управления, а затем - начальника отдела ВВС и ПВО страны. В 1970 году назначен
заместителем начальника управления кадров ВВС. В 1976 году вышел в отставку.
Потом 2 года работал заместителем начальника Центрального Дома авиации и космонавтики
имени М. В. Фрунзе.
Ветераны 10-й Гвардейской Краснознамённой, ордена Суворова
Сталинградской истребительной авиационной дивизии избрали Генерала Шварёва
председателем Совета ветеранов дивизии. Он ведёт организационную работу в
Московском комитете ветеранов Великой Отечественной войны по военно - патриотическому
воспитанию молодёжи. Нередко выступает с воспоминаниями о войне в школах и
воинских частях, оказывает помощь авторам, пишущим книги и материалы о военных
лётчиках, воевавших в Великой Отечественной войне.
Генерал - Майор авиации А. Е. Шварёв - участник трёх парадов
Победы на Красной площади в Москве - в 1945, 1995 и 2000 годах. В настоящее время
живёт в Москве.