Павлов Павел Иванович |
Родился 11 Сентября 1908 года в Москве. Образование неполное среднее. С 1929 года в Военно - Морском флоте. В 1932 году окончил военную школу морских лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 года. С Июня 1941 года в действующей армии. Командуя авиационной истребительной эскадрильей, защищал Ленинград. К Октябрю 1944 года командир 21-го истребительного авиационного полка ( 8-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота ) Подполковник П. И. Павлов совершил 454 боевых вылета на разведку, прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков. В 44 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 5 самолётов противника. 5 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего произвёл около 500 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 12 вражеских самолётов лично и 5 - в группе с товарищами. После войны был на командных должностях в ВВС ВМФ. В 1946 году окончил курсы при Военно - Морской академии, а в 1948 году - Военную академию Генерального штаба. С 1956 года Генерал - Майор авиации П. И. Павлов - в запасе. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( четырежды ), Ушакова 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 2 Февраля 1967 года. Похоронен в Ленинграде. Его именем названа улица в посёлке Лебяжье Выборгского района Ленинградской области. * * *В 21-м истребительном авиационном полку ВВС Краснознамённого Балтийского флота служили в годы войны два Ивана Павлова. Один - Иван Иванович, другой - Иван Ильич. Герой нашего очерка, прошёл в составе этого полка вся войну. Начал её командиром звена, закончил - командиром полка. Много было тяжёлых воздушных схваток за это время, много интересных примеров из боевой деятельности. О некоторых из них хочется упомянуть особо. ...Летом и осенью 1942 года авиация Балтийского флота совместно с лётчиками 13-й Воздушной армии вела напряжённую работу - отражала налёты вражеских бомбардировщиков, штурмовала артиллерийские батареи и пехоту противника. В это же время были нанесены и несколько ударов по вражеским аэродромам. Так, 30 Августа большая группа наших самолётов атаковала аэродром Городец, где было уничтожено 19 вражеских самолётов. 5 Сентября 1942 года полку штурмовиков под прикрытием истребителей было приказано атаковать аэродром противника в Гатчине. Полк "Илов" вёл его командир, Герой Советского Союза А. А. Карасев, а эскадрилью прикрытия - Герой Советского Союза П. И. Павлов. Согласно заранее разработанному плану истребители должны были не только прикрывать своих подопечных, но и уничтожить вражеские самолёты на южной части аэродрома. Истребитель Як-1 из состава 21-го ИАП ВВС КБФ, на котором летом 1942 года летал командир 1-й эскадрильи Старший лейтенант Павел Иванович Павлов. Западнее Ленинграда в районе Лисьего Носа они пересекли береговую черту и, обойдя Кронштадт с севера, свернули на юго - восток, к станции Волосово. Такой маневр обеспечил им скрытое и неожиданное появление с тыла над аэродромом в Гатчине. Вспоминает Павел Иванович: "Впереди показался аэродром. На рулежной дорожке немецкие бомбардировщики и истребители заправлялись бензином, готовясь к очередному вылету. С нашим появлением зенитные батареи открыли ураганный огонь, но мои лётчики смело ринулись в атаку на зенитные точки, поливая их огнём. Удар был ошеломляющим. Разрывы реактивных снарядов наших штурмовиков накрыли стоящие самолёты, сброшенные бомбы поднимали фонтаны земли. Вверх потянулись чёрные столбы дыма. Горел растекающийся бензин из подорванных бензозаправщиков. Сделав заход, штурмовики прямым курсом пошли к линии фронта между Павловским и Красным Селом. Сзади на стоянках пылали подожжёные самолёты. Весь аэродром окутался дымом. Налёт был успешным..." Несколько позже столь же внушительный удар наши штурмовики нанесли и по аэродрому Котлы, в результате которого уничтожили и повредили ещё около 20 самолётов врага. 6 Марта 1944 года Павел Иванович, в то время уже Подполковник, во время налёта на военно - морскую базу противника Котка за каких - нибудь несколько минут спас от гибели наш бомбардировщик, атакованный немецким истребителем, и тут же - своего ведомого, тоже оказавшегося под ударом. В первом случае удалось просто отогнать врага, во втором - сбить его. В тот день группа в составе 20 бомбардировщиков Пе-2 в сопровождении 18 истребителей Як-9 ( ведущий Подполковник П. И. Павлов ) вылетела для удара по кораблям и транспортам противника. Пикировщики образовали три группы: 8, 6 и 6 самолётов. В непосредственном прикрытии было по 4 Як-9 на каждую ударную группу. Истребители держались на 300 метров выше, одна группа слева и две справа от боевого порядка Пе-2. Группа воздушного боя из 6 Як-9, находясь над истребителями непосредственного прикрытия с превышением 700 - 1000 метров, периодически изменяла свое положение. При выходе на боевой курс пикировщики Пе-2 были атакованы шестью Ме-109 и четырьмя FW-190, а над объектом удара оказались под сильным огнём зенитной артиллерии. На первую группу пикировщиков вышли два Ме-109 и два FW-190. Их контратаковали истребители группы воздушного боя ( ведущие Капитаны В. П. Меркулов и П. И. Павлов). Самолёты противника сосредоточили усилия на второй и третьей группах Пе-2, особенно при выходе их из пикирования, но все атаки были успешно отбиты нашими истребителями. Ударные группы Пе-2 нанесли мощный удар по транспортам и береговым объектам базы. В воздушном бою истребителями прикрытия было сбито 6 вражеских машин: 5 Ме-109 и 1 FW-190, наши самолёты: один Пе-2 и три Як-9 лишь получили повреждения. В другой раз командир полка Павел Иванович Павлов поднялся в воздух, чтобы опробовать отремонтированный мотор. Полёт продолжался уже 40 минут. Двигатель работал нормально. Оставалось проверить, как он поведёт себя при максимальных оборотах. И как раз в это время с командного пункта ему передали по рации, что в воздухе обнаружены два самолёта противника. Павлов запросил координаты. Оказалось, что самолёты находятся над Финским заливом и держат курс на Кронштадт. Первая мысль - немедленно атаковать ! И тут же другая - вправе ли он ввязываться в такой бой на самолёте, испытание которого ещё не закончено ? На аэродроме у рации сидели его подчинённые. Не спрашивать же у них командиру полка разрешения на атаку. Попросить связаться с командиром дивизии ? Но ведь всё решают секунды... Командир полка набрал высоту и со стороны солнца, чтобы в его слепящих лучах подольше оставаться незамеченным, пошёл на сближение. Немецкий самолёт был уже в прицеле, а Подполковник не торопился открывать огонь. Очередь он дал с самой короткой дистанции. Самолёт врага задымил и пошёл вниз. Однако в это время второй немецкий истребитель успел зайти машине Павлова в хвост. Пришлось резко уходить вверх. Во тут - то и началось настоящее испытание мотора. Лётчик дал полный газ, полные обороты. Противник сделал то же самоё. Но "Як" оказался быстрее в наборе высоты. Павел Иванович очутился выше врага и затем начал пикировать на него. Удалось ли немцу дотянуть до своего аэродрома, трудно сказать. Скользя над волнами, самолёт противника выскочил к берегу и скрылся за верхушками сосен... А командир полка продолжал испытательный полёт. Налетав положенные полтора часа, вернулся на аэродром. Спустя некоторое время ему сообщили, что матросы с Толбухина маяка не только видели бой одного советского истребителя с двумя вражескими, но и выловили из воды обломки немецкого самолёта, сбитого во время первой атаки. Потом Павлова вызвал к телефону Генерал - командир дивизии. Тон его не предвещал ничего хорошего. Павел Иванович начал было доказывать, что у него раздвоились чувства. Генерал прервал его: - У меня тоже раздвоились чувства. За победу объявляю благодарность, а за то, что Вы, командир полка, при облёте один вступили в бой с парой самолётов противника, получите двое суток домашнего ареста ! Говорят, что, уже повесив трубку, Генерал добавил: - А всё - таки молодец Павлов. Этого Павел Иванович, конечно, не слышал. Это ему уже потом передали другие... |
Павел Иванович Павлов - глазами друзей...
Н а з а д