Александр Осадчиев родился 25 Апреля 1919 года в городе
Борисоглебск, ныне Воронежской области, в семье рабочего. Окончил 9 классов
средней школы. С 1936 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую
военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС на Дальнем Востоке.
С Апреля 1943 года в действующей армии. К боевой работе на
истребителе Як-7Б в составе 43-го истребительного авиаполка, А. Д. Осадчиев
приступил на Воронежском фронте. Позднее, он воевал на Як-1, Як-9Т, Як-9Д и
Як-3 в составе Северо - Кавказского, Южного, 4-го Украинского, 1-го и 3-го
Белорусских фронтов. Летал ведущим в паре с Ф. М. Костиковым, впоследствии
Героем Советского Союза.
Летом 1944 года лётчики 43-го авиаполка вели напряжённые воздушные
бои над Вильнюсом. Об одном из боевых вылетов, с участием А. Д. Осадчиева, вспоминает
бывший командующий 3-м истребительным авиационным корпусом дважды Герой Советского
Союза Маршал авиации Е. Я. Савицкий:
"В Июне - Июле 1944 года лётчики нашего
корпуса, прикрывая танковые соединения Генерала Обухова и части 5-й армии Генерала
Крылова, вели воздушные бои над подступами к Вильнюсу. В одном из вылетов комэску
43-го ИАП Капитану А. Д. Осадчиеву удалось создать пробку на перегоне железной
дороги, по которой немцы перебрасывали в Вильнюс боеприпасы и горючее для танков.
Спикировав на эшелон, Осадчиев с первого же захода поджёг цистерну с бензином.
Состав быстро охватило пламенем, вагоны с боеприпасами, взрываясь, налетали друг
на друга, и железнодорожный путь надолго вышел из строя.
На другой день группа Осадчиева перехватила 8 вражеских истребителей.
Бой разгорелся над центральными кварталами Вильнюса. Капитан Осадчиев был ранен
осколками снаряда в лицо. Но, зная, что у немцев и без того значительное численное
преимущество, отказался выйти из боя и продолжал участвовать в схватке до самого конца.
Истекая кровью и превозмогая боль, он сумел зайти "Фокке - Вульфу - 190" в хвост
и не отпускал его до тех пор, пока тот, объятый пламенем, не рухнул на крыши городских
зданий. После этого у Осадчиева хватило сил дотянуть до аэродрома, где после посадки
он потерял сознание от большой потери крови. Однако в госпитале Осадчиев пробыл недолго.
Не закончив лечения - ещё в бинтах и наклейках, - он вернулся в полк, чтобы продолжать
бить врага".
Один из истребителей Як-9К, проходивших войсковые испытания в 43-м ИАП.
К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 43-го истребительного
авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный
авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Старший лейтенант
А. Д. Осадчиев совершил 230 боевых вылетов, в 70 воздушных боях лично сбил 18 и
в составе группы 6 самолётов противника.
К концу войны произвёл 250 успешных боевых вылетов, в 76 воздушных
боях сбил лично 24 и в группе с товарищами 6 самолётов противника. Среди лично
сбитых им машин: 2 Не-111, 4 Ju-88, 4 Ju-52, 2 FW-189, 4 Ju-87, 3 Ме-109,
5 FW-190. Сам Осадчиев сбит не был, хотя несколько раз был легко ранен, сажал
самолёт с повреждениями. Однажды механик насчитал в его "Яке" 176 пробоин. 15
Мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами,
ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания войны Александр Дмитриевич продолжал служить в
ВВС. В 1950 году он окончил Военно - Воздушную академию, был начальником штаба
Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков. В 1959 году окончил
Военную академию Генерального штаба, где позднее преподавал. С 1981 года Генерал -
Майор авиации А. Д. Осадчиев - в отставке. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина,
Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени
( трижды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 21 Марта 2001 года. Похоронен
на Троекуровском кладбище.
|