Оганесов Вазген Михайлович |
![]() |
Свои последние победы Вазген Оганесов одержал в небе Германии, в период Берлинской наступательной операции Советских войск.
16 Апреля 1945 года, с началом наступления войск фронта, успешно развернул боевую деятельность и 13-й истребительный авиационный корпус ( возглавляемый Генералом Б. А. Сидневым ). Лётчики корпуса за день провели 48 воздушных боёв и уничтожили 62 вражеских самолётa. Три немецких самолёта сбил Герой Советского Союза Капитан Н. А. Найденов, по 2 самолёта - Майор Чаплинский, Старшие лейтенанты В. М. Оганесов и И. Д. Ткаченко, лейтенант В. Е. Третьяков и Младший лейтенант Г. А. Чирков.
Всего за период войны Старший лейтенант В. М. Оганесов произвёл более 300 успешных боевых вылетов, в 75 воздушных боях сбил 20 самолётов противника лично и 3 - в группе с товарищами.
Свой последний боевой вылет Вазген Оганесов выполнил 28 Апреля 1945 года, во время боёв за Берлин. Если во время разгрома немецких войск под Сталинградом лётчикам ставилась задача не выпустить из окружения Паулюса и его штаб, то в предверии Победы предстояло не допустить вылета из осаждённого Берлина заправил гитлеровского рейха.
27 Апреля к вечеру стало известно, что, потеряв все аэродромы в Берлине и вблизи него, немецкое командование готовиться использовать для взлёта и посадок самолётов главную аллею в парке Тиргартен. Командующий 3-м ИАК Генерал Е. Я. Савицкий подтвердил эту весть. Находясь в полёте над Берлином, он заметил, что от имперской канцелярии взлетел трёхместный связной самолёт Fi-156. Савицкий прекрасно знал кого и что возят эти машины. Упускать такую цель было нельзя, поэтому он быстро атаковал и сбил вражеский самолёт.
![]() |
В тот же день было решено послать на разведку к Тиргартену пару истребителей. Выбор пал на лётчиков Оганесова и Двуреченского. На площадке между Рейхстагом и Бранденбургскими воротами они обнаружили ещё два самолёта типа Fi-156 и несколько танков. Утром следующего дня Оганесов повёл к цели две восьмёрки штурмовиков и пикировщиков. Выйдя к цели, он перевёл самолёт в пикирование и открыл огонь трассирующими снарядами, указывая цель своим боевым друзьям.
Перестроившись в правый пеленг, "Петляковы" вышли на боевой курс и сбросили бомбы на аллею, а по танкам и самолётам врага ударили штурмовики. Для подтверждения результатов бомбово - штурмового удара, Оганесов снизился и сделал круг над целью. Задание было выполнено: взлётная полоса выведена из строя, танки и самолёты - уничтожены. И в этот момент истребитель попал под огонь зенитных батарей. Лётчик, тяжело раненный осколками зенитного снаряда, нашёл в себе силы дотянуть повреждённую машину до аэродрома и посадить её. День Победы он встретил в госпитале.
После окончания войны Вазген Михайлович продолжал служить в авиации. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в период Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1950 году он окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС. С 1956 года Подполковник В. М. Оганесов - в запасе. Жил в Баку, работал главным инженером хлебозавода № 3. Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Его имя носили пионерские дружины средней школы в родном селе и школы № 14 в городе Ленинакан ( Армения ). После обострения армяно - азербайджанского конфликта переехал в город Ереван, где и умер в 1993 году.
Н а з а д