HSU

Пушкин Анатолий Иванович

А.И.Пушкин

Родился 30 Мая 1915 года в деревне Суконниково, ныне Можайского района Московской области, в семье рабочего. Работал токарем на автобазе в Москве. С 1933 года в Красной Армии. В 1934 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Воевал в Китае, где совершил 20 боевых вылетов.

Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, где совершил 18 боевых вылетов. В 1941 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно - Воздушной академии.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Был помошником командира 135-го ближнебомбардировочного авиаполка, командиром 52-го лёгкобомбардировочного авиаполка, заместителем командира 270-й ( 6-й Гвардейской ) бомбардировочной авиадивизии.

12 Августа 1942 года командиру 52-го ближнебомбардировочного авиационного полка ( 76-я смешанная авиационная дивизия, 37-я Армия, Южный фронт ) Майору А. И. Пушкину за образцовое выполнение боевых заданий и эффективные результаты боевых действий полка было присвоено звание Героя Советского Союза.

Войну закончил в Берлине, будучи командиром 188-й бомбардировочной авиационной дивизии.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. Был командиром 6-й Гвардейской бомбардировочной авиадивизии, заместителем командующего 30-й Воздушной армии. В 1959 - 1967 годах был командующим ВВС Южной группы войск. Затем был заместителем начальника Главного штаба ВВС. В 1971 - 1975 годах был заместителем начальника ВВИА им. Н. Е. Жуковского. С 1975 года работал в научно - экспериментальном центре автоматизированной системы управления воздушным движением МГА СССР.

С 1975 года Генерал - Лейтенант авиации А. И. Пушкин - в запасе. Жил в Москве. Награждён Орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Суворова 2-й и 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями. Заслуженный военный лётчик СССР. Умер 15 Апреля 2002 года.

*   *   *

Анатолий Пушкин родился 30 Мая 1915 года в деревне Суконниково Можайского района Московской области. Отец, Иван Семенович Пушкин ( 1893 года рождения ), занимался крестьянским трудом, позднее стал рабочим одного из предприятий. Мать, Матрена Ивановна Пушкина ( 1893 года рождения ), - домохозяйка. В 1931 году Анатолий, окончив 7-й класс московской школы № 8, что в Сокольниках, поступает на курсы токарей при авторемонтном заводе и там же работает токарем.

В ту пору, как никогда в другое время, многие молодые люди стремились обрести крылья для полёта, стать красным лётчиком. Не был исключением и Анатолий. В Августе 1933 года 18-летний юноша по спецнабору становится курсантом школы морских летчиков в городе Ейске. Проявив себя с положительной стороны, он вскоре направляется в Луганское военное лётное училище и весь 1934-й год осваивает наиболее распространённые в то время летательные аппараты - Р-1 и У-2.

Вскоре военный пилот Анатолий Пушкин освоил ещё один самолет - Р-6. Оказавшись в Смоленской авиабригаде, "оседлал" и более сложную машину - бомбардировщик СБ.

В начале 1938 года командир звена Пушкин получает первое боевое задание. Отдельная эскадрилья под командованием будущего дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина, в которую вошло звено Пушкина, направляется в Китай с интернациональной добровольческой миссией. В течение 6 месяцев опытный лётчик - доброволец участвует в боевых операциях против японских войск, вторгшихся на территорию Китая. В одном из вылетов самолёт Пушкина был подбит и, планируя, упал в горах. Анатолия посчитали погибшим, но крестьяне - китайцы, оказавшиеся неподалеку от упавшего самолёта, вызволили травмированного лётчика из покореженной машины, оказали ему первую помощь.

"Тем крестьянам я обязан своему второму рождению, - скажет позднее Анатолий Иванович. - Они помогли мне в течение нескольких дней добраться до базы нашей эскадрильи в районе города Хами".

Около 20 боевых вылетов было сделано Пушкиным на самолете СБ. Под огнём зенитной артиллерии его звено выходило на военные объекты противника, уничтожая технику и живую силу. Командование высоко оценило мастерство и мужество молодого лётчика, он был награждён орденом Красного Знамени.

А в Январе - Марте 1940 года, когда вспыхнул военный конфликт с Финляндией, Анатолий Пушкин был ведомым у командира бомбардировочного авиаполка. За короткий срок было сделано 18 боевых вылетов, уничтожены сильно укрепленные позиции врага. И вновь мужество и отвага 25-летнего лётчика были отмечены орденом Красного Знамени.

Обретённое в боевой обстановке мастерство Пушкина было востребовано. Он назначается помощником командира 135-го лёгкобомбардировочного авиаполка. Отныне в его обязанности входило обучение молодых пилотов. К этому времени появился новый самолет - Су-2. И лётчики полка осваивали отработанные Пушкиным в боевых условиях его фирменные приёмы ведения воздушного боя.

Между тем на западе сгущались тучи. В Декабре 1940 года Пушкин и большая группа лётчиков, участвовавших в боевых операциях, становятся слушателями Монинского отделения усовершенствования командиров авиаполков при академии Военно - Воздушных Сил. Полгода упорной учёбы, 6 месяцев ежедневных полётов. И в Июне, когда немецкие войска вторглись на территорию Советского Союза, Анатолий Пушкин назначается заместителем командира 135-го лёгкобомбардировочного авиаполка. Знакомые лица. Обученные им на тренировочных полётах молодые лётчики. Такие не подведут !  И приказ - на Западный фронт. Так началась третья война Анатолия Пушкина.

...Напрасно лётчики четвёрки "Мессеров" посчитали звено ближних бомбардировщиков Су-2 лёгкой добычей - бой шёл уже более 20 минут. Потеряв бдительность, один из них проскочил самолёт Капитана А. И. Пушкина и оказался впереди него. Брызнув свинцом, четыре "ШКАСа" разодрали обшивку Ме-109. Резко накреневшись и густо задымив, он ушёл к земле... Это и решило исход схватки. Противник прекратил атаки и наши бомбардировщики без потерь вернулись на свой аэродром. Шёл второй месяц войны.

Су-2 А.И.Пушкина
Су-2 Капитана А. И. Пушкина, 135-й ББАП.

В Сентябре 1941 года командованию стало известно, что в город Ромны выброшен десант немецких войск. Приказ краток: разведать и уничтожить !   А погода нелётная. Низкая облачность. Пушкин на бреющем полете достигает города. То, что он увидел, был явно не десант. На окраине города - скопление вражеских танков и автомашин, артиллерийских орудий. Значит, в городе немцы.

Отбомбившись, Пушкин разворачивается, и вскоре весь полк обрушивает бомбовый удар на скопление техники и войск в районе города Ромны. Немцы понесли тогда большие потери.

В конце Октября 1941 года Анатолий Пушкин принял командование 52-м ближнебомбардировочным полком. Это был период наступательных боёв, когда в Декабре 1941 года войска, оборонявшие столицу, устремились на запад и отшвырнули врага на сотни километров от Москвы. Это было также время, когда противник вплотную приблизился к городу на Волге.

Полк Пушкина практически не выходил из боя, прикрывая отход наших войск на Сталинградском и Юго - Западном фронтах. Командир умело обучал и воспитывал своих подчинённых, брал на себя выполнение наиболее сложных и ответственных заданий. Его боевой почерк отличала не столько дерзость, сколько мудрость. А если полк вылетал всем составом, то во главе его неизменно шла "Сотка" Анатолия Ивановича.

Су-2 А. И. Пушкина

Су-2 М-82 командира 52-го ББАП Майора А. И. Пушкина, Август 1942 года

В Августе 1942 года за эффективные результаты боевых действий и умелое руководство полком Майору А. И. Пушкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" были вручены во фронтовой обстановке. На обороте медали был выбит номер "698". Незадолго до этого его назначили заместителем командира 270-й бомбардировочной авиадивизии. Позднее она стала 6-й Гвардейской Таганрогской.

С Февраля 1944 года по Январь 1950 года Полковник А. И. Пушкин - бессменный командир 188-й бомбардировочной авиадивизии. С тех пор его боевая машина с номером "100" водила в бой уже все полки дивизии. Трижды название этой дивизии и имя командира отмечается в приказах Верховного Главнокомандующего: 13 Октября 1944 года за участие в освобождении Риги; 23 Апреля 1945 года за участие во взятии Франкфурта - на - Одере и 2 Мая 1945 года за участие в битве за Берлин.

Ту-2 А.И.Пушкина

Мудрость комдива сохранила жизнь многим лётчикам. Ни один самолёт дивизии не был сбит зенитным огнём противника. Своим примером Анатолий Иванович вдохновлял личный состав, пилоты готовы были идти за ним, как говорится, в огонь и в воду.

После Великой Победы 188-я дивизия перебазировалась в Тбилиси. С поколением поршневых самолётов А. И. Пушкин расстался в 1954 году, когда освоил новый реактивный бомбардировщик Ил-28. Ещё долго летал он, проходя службу на высоких командных должностях в ВВС. Освоил МиГ-21 и Су-7. Но Ту-2 всегда вспоминал с особой любовью: "Это была машина, которой я безгранично доверял". Именно Ту-2 был последней "Соткой" в лётной биографии заслуженного военного лётчика СССР Генерал - Лейтенанта авиации Анатолия Ивановича Пушкина.

А.И.Пушкин

В конце 1954 года Полковник А. И. Пушкин с золотой медалью завершает обучение в Военной академии Генерального штаба ВС СССР и назначается заместителем командира авиационного корпуса. В 1955 году ему присваивается звание Генерал - Майора авиации. Анатолию Ивановичу приказывают принять знакомую ему 6-ю Гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию, в которой возникли проблемы, и ставят задачу вывести её на первое место. Со столь неожиданным приказом Генерал справился успешно и был назначен заместителем командующего 30-й Воздушной армией. А с Июля 1959 до Ноября 1967 года был командующим Военно - Воздушными Силами Южной группы советских войск.

В течение двух лет Анатолий Иванович занимал пост заместителя начальника Главного штаба Военно - Воздушных Сил. С 1971 по 1975 год он - заместитель начальника Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. В Декабре 1975 года уволен в отставку.

Его богатый опыт востребован в научно - экспериментальном центре автоматизированной системы управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР. Здесь он 14 лет руководил отделом.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д