"Протасов Анатолий Сергеевич - Капитан, командир эскадрильи 16-го бомбардировочного авиационного полка. Родился в 1909 году в посёлке Княжевка Саратовской области. Русский. Член КПСС. 22 Июня 1941 года в 7 часов в районе своего аэродрома Черленс на западной границе СССР в воздушном бою на глазах однополчан сбил два вражеских самолёта: один - огнём из пулемётов, другой - таранным ударом. Сам погиб смертью героя". Короткие, скупые фразы хроники периода Великой Отечественной войны. В первые же часы войны лётчик бомбардировочного полка совершил воздушный таран ! Кто же он отважный воздушный боец ? Поиски истины привели в посёлок Княжевка, что под Саратовом. Здесь Анатолий Протасов родился, здесь же в 1924 году 15-летним юношей поступил в ФЗУ при железнодорожных мастерских, где и работал после их окончания. В 19 лет он стал членом Коммунистической партии. Затем в числе двадцатипятитысячников Анатолий направляется в один из первых колхозов - "Пролетарский" под Пугачёвом. Становится его председателем. Коммунисты избирают его своим вожаком. И вот новый призыв: комсомол берёт шефство над Военно - Воздушным Флотом страны. Молодого коммуниста Анатолия Протасова принимают в Оренбургскую военную авиационную школу пилотов. Напряжённый труд, настойчивость и неутомимость в полётах быстро выдвигают Протасова в число лучших лётчиков части. Вскоре всё это было продемонстрировано им на деле. За мужество и отвагу, проявленные в боях с белофинами зимой 1939 - 1940 годов, он награждается орденом Красной Звезды. Великая Отечественная война застала Капитана А. С. Протасова на западной границе, где он возглавлял эскадрилью пикирующих бомбардировщиков, первой в полку освоившую новейшие самолёты Пе-2.
22 Июня 1941 года полк был поднят по тревоге перед рассветом. Привели быстро в готовность самолёты. Вскоре услышали разрывы: это немецкая авиация бомбила железнодорожный мост. Затем появился вражеский самолёт - разведчик. Он был сбит. Командование полка приняло решение: поднять самолёты в воздух для отражения возможного налёта и нанесения удара по наземным войскам противника. Капитан Протасов взлетел первым, за ним - другие лётчики эскадрильи. Не успели ещё после сбора лечь на боевой курс, как из - за леса появились подходящие на небольшой высоте вражеские самолёты, их было более 50. Наши лётчики, во главе с Протасовым, атаковали врага недалеко от своего аэродрома. Особенно активно действовало звено, возглавляемое Протасовым. На его долю выпало драться с группой в составе 30 самолётов врага. Протасов бросается в атаку. Шквальная очередь поражает один из самолётов противника. Немцы заволновались, не ожидая столь стремительных действий от советских пикировщиков, которые действовали как настоящие лётчики - истребители. На Протасова стали наседать "Мессеры". Он не обращает на них внимания, его главная цель - добраться до ведущего группы бомбардировщиков, разрушить боевой порядок и тем самым уменьшить урон, который они пытаются нанести нашему аэродрому, на котором ещё находится много боевых машин. После очередной меткой очереди комэска вражеский самолёт рухнул на землю. Другие бомбардировщики шарахнулись, как перепуганная стая овец. Но силы были неравные. Трассы вражеских снарядов подбирались всё ближе к пикировщику. То в одном , то в другом месте возникало пламя. Мгновенно оценив обстановку, Капитан Протасов поворачивает свой самолёт и таранным лобовым ударом сбивает ещё одного врага. Все члены экипажа командирской "Пешки" нашли славную смерть над своим аэродромом в эти первые часы Великой Отечественной войны... |
Н а з а д