HSU HSU

Полбин Иван Семёнович

И.С.Полбин

Родился 27 Января 1905 года в селе Ртищево - Каменка, ныне село Полбино Майнского района Ульяновской области, в семье крестьянина. Окончил начальную школу, был рабочим на железной дороге. С 1927 года в Красной Армии. В 1931 году окончил Оренбургскую военную школу лётчиков. С 1939 года командир эскадрильи бомбардировочного авиационного полка, участвовал в боях на реке Халкин - Гол в 1939 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Командовал 150-м бомбардировочным авиаполком, затем 301-й бомбардировочной авиационной дивизией, 6-м Гвардейским бомбардировочным авиационным корпусом.

К Августу 1942 года командир 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ( Сталинградский фронт ) Подполковник И. С. Полбин совершил 107 боевых вылетов, умело командовал полком. 23 Ноября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К Февралю 1945 года командир 6-го Гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса ( 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Генерал - Майор И. С. Полбин совершил 157 боевых вылетов, успешно командовал частяки корпуса. 11 Февраля 1945 года погиб в воздушном бою под Бреслау ( Вроцлав, Польша ). 6 Апреля 1945 года посмертно удостоен второй медальи "Золотая Звезда". Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Бошдана Хмельницкого 1-й степени, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Имя И. С. Полбина присвоено Оренбургскому высшему авиационному училищу лётчиков. Навечно зачислен в списки воинской части. Село Ртищево - Каменка Ульяновской области, в котором он родился, переименовано в Полбино. Бронзовый бюст дважды Героя установлен на родине.

*   *   *

О Полбине написаны книги, сложены песни. Это был орел, не знавший страха в борьбе. Родился он в бедной крестьянской семье в селе Ртищево - Каменка ( ныне Ульяновской области ). В 1905 году по всей стране прокатилась, как известно, волна забастовок. Волнение охватило и родное село Ивана. Ксения Алексеевна Полбина, мать будущего героя, в кругу односельчан пожаловалась:

- Плохо живется. Муж больной, хлеба нет, как быть дальше - не знаю...

Полицейские расценили горестное причитание крестьянки как агитацию против царизма и посадили её в симбирскую тюрьму. Там - то и родился Иван.

Трудная жизнь выпала на долю Ивана Семёновича. Девятилетним мальчишкой он уже батрачил у кулаков, потом стал пастухом общественного стада, работал на железной дороге. Нужда и бедность не позволили ему получить хорошее образование. Но парень он был хваткий, с практической сметкой. В 1918 году 14-летним подростком ушёл Иван на заработки на станцию Выры. Там он впервые увидел в газете изображение самолёта. С тех пор юношей овладела мечта о полётах.

Окончив в 1926 году 9-й класс Карлинской школы, работал избачем, потом - секретарём волостного комитета комсомола. Иван только и думал о том, как его призовут на военную службу и обязательно пошлют в авиацию. Но медицинская комиссия не разрешила Побину служить в авиации ( на правой руке не сгибался мизинец ). В 1927 году его направили в Богунский полк и зачислили на годичные курсы, готовившие командиров взводов запаса. Но Ивана не покидала мысль об авиации и он добился своего.

В Июле 1929 года он был принят в Вольскую авиационную теоретическую школу, а в Декабре 1930 года направлен в Оренбургскую школу лётчиков для практического лётного обучения. И вот наконец - то, в 1931 году его мечта стала явью: он окончил Оренбургскую военную школу лётчиков. После выпуска полтора года работал там же лётчиком - инструктором, а потом служил в авиационных частях в Забайкалье, был командиром экипажа тяжёлого бомбардировщика ТБ-3, командиром отряда и эскадрильи.

И.С.Полбин

Летом 1939 года на Халкин - Голе в жарких боях с японской авиацией довелось Ивану Полбину пройти боевую проверку с эскадрильей бомбардировщиков, которой он командовал. Капитан Полбин совершил там 19 боевых вылетов, за боевые заслуги был награждён орденом Ленина, а в начале 1940 года назначен командиром полка.

Великая Отечественная война застала Полбина в Чите. 15 Июля 1941 года 150-й скоростной бомбардировочный авиаполк закончил перебазирование из глубокого тыла на один из прифронтовых аэродромов Западного фронта. С этого дня, почти ежедневно, лётчики полка совершали по 2 - 3 боевых вылета в сутки. На самые ответственные задания Майор Полбин сам вылетал во главе полка. Чаще всего это было в тёмные ночи, в непогоду. И мало кто знает, что из 158 боевых вылетов, которые совершил к моменту гибели в Феврале 1945 года Иван Семёнович Полбин, 92 он выполнил на самолёте СБ-2, в основном на дальних и ближних подступах к Москве.

Бомбардировщик СБ-2бис

Бомбардировщик СБ-2бис одного из авиационных полков.

Затем он участвовал в боях на Сталинградском фронте. Там, летая уже на скоростном бомбардировщике Пе-2, он лично разбомбил с пикирования огромный склад горючего, который охранялся противником особенно тщательно. К Августу 1942 года Иван Полбин совершил 107 боевых вылетов. Вскоре ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Самолёт Пе-2 обладал замечательными лётно - тактическими данными, был на редкость выносливым. Иван Семёнович Полбин маневрировал на нём, как на истребителе. Бомбардировщик отличался и удивительной живучестью. Детище талантливого конструктора Петлякова прекрасно выдерживало суровые испытания войны. Не зря лётчики любили эту машину.

Полбин у самолёта СБ
И. С. Полбин у СБ-2

В Ноябре 1942 года Полковник И. С. Полбин был назначен командиром 301-й бомбардировочной авиационной дивизией. Иван Семенович был добрым и заботливым командиром, но промахов, а особенно очковтирательства никому не прощал. Там, где речь шла о боевой деятельности, он был предельно требователен.

Крепкий, широкоплечий, он смотрел на собеседника ясными, проницательными глазами, в которых нельзя было не заметить огромную волю. Иван Семёнович никогда не суетился, в любой обстановке сохранял присутствие духа, и эта черта командира, пожалуй, больше всего импонировала людям, встречавшимся каждый день с опасностью. Подчинённые любили его, видели в нём пример для подражания, и каждое его слово воспринималось беспрекословно.

Но самое примечательное в характере Полбина было то, что он проявлял какую - то неиссякаемую жажду ко всему новому в боевом использовании техники. Он учил экипажи не только хорошо летать, метко бомбить, но воспитывал в них творческое отношение к делу, развивал дух новаторства, горячо поддерживал разумную инициативу. В самолёте он видел не просто машину, наделённую конструктором какими - то определёнными тактико - техническими данными, он стремился выявить в ней другие, скрытые, возможности, о которых сам создатель её порой и не подозревал.

Рассказывали, например, такой случай. На одном из аэродромов, где базировались в начале войны самолёты СБ из полка Полбина, приземлился поврежденный в бою Пе-2. По тому времени "Пешечка", как любовно называли машину лётчики, была новинкой авиационной техники. Экипаж подбитой машины отправили транспортным самолётом в свою часть, а Иван Семёнович с инженером начал дотошно осматривать Пе-2. Он тщательно ознакомился с рабочими местами лётчика и штурмана.

- Уж не лететь ли собираетесь? - спрашивают Полбина.

- А что ? - озорно сверкнул он глазами. - Слышал о ней много хорошего. Думаю, что и нам скоро дадут такие. Потом сказал инженеру:

- Вызывайте ремонтников, пусть сейчас же приступают к работе.

Полбина не на шутку заинтересовала эта машина, и он сам решил её опробовать. А на другой день такая возможность представилась: полк перелетал на новый аэродром. Иван Семёнович с утра приказал штурману ознакомиться с оборудованием кабины. Вскоре они взлетели и благополучно приземлились почти на незнакомой для себя машине...

Полбин был человек редкого военного дарования, исключительной смелости. Спокойный, уравновешенный, с хитринкой в умных голубых глазах, он никогда не бравировал своей храбростью, вёл себя в бою так, будто ходил на полигон бомбить учебные цели.

На все ответственные задания он лично водил группы самолётов и уж непременно собственным глазом изучал район предстоящих боевых действий, чтобы определить наиболее характерные ориентиры, пути подхода к цели, убедиться, как защищён объект огневыми средствами противовоздушной обороны.

В Марте 1943 году Иван Семёнович принял под командование авиационный корпус. Однажды, в период боёв за Львов, вернулся с боевого задания лётчик Панин и давай над КП виражи закладывать, крутить бочки. Этого ещё не хватало, подумали все. Пикирующий бомбардировщик - не истребитель, на нём запрещен высший пилотаж. Лётчику приказали немедленно садиться, арестовали его и посадили на гауптвахту.

Когда об этом случае доложили Полбину, он заинтересовался, распорядился вызвать Панина и расспросил, как тот выполнял на Пе-2 сложные фигуры. Лётчик, конечно, и не подозревал, зачем командиру корпуса понадобились такие подробности о его воздушном хулиганстве. Рассказывал, естественно, сдержанно, чтобы не усугублять вину. Наконец деловая часть разговора закончилась. Полбин сказал: "Возвращайтесь на гауптвахту". А когда за лётчиком закрылась дверь, Генерал сделал вывод: "А Панин - дельный парень !".

Смысл его слов стал понятен несколько позже. Полбин вызвал инженеров и поручил им самым тщательным образом обследовать панинский самолёт: не пострадали ли узлы крепления, и как вообще машина выдержала перегрузку. Спустя некоторое время инженеры приходят с докладом: "Самолёт исправен. Никаких разрушений не замечено".

Пе-2

Скоростной бомбардировщик Пе-2 - знаменитая "Пешка".

Дня через 3 - 4 Полбин полетел в зону. Выполнив тренировочные упражнения, он вернулся и так же, как Панин, начал над аэродромом выполнять на "Пешке" фигуры высшего пилотажа. Все ахнули. То, за что пострадал рядовой лётчик, делал сам командир корпуса. Панин, присутствовавший при этом, просиял: "Здорово крутит !"

Полбин вылез из кабины сияющий. "Вы знаете, это не машина, а чудо. Мы сейчас можем ходить на задания и без истребителей. Вот он, наш истребитель и бомбардировщик", - указал он рукой на Пе-2.

Так с лёгкой руки "воздушного хулигана" пикирующий бомбардировщик стал многоцелевым самолётом. Теперь при встрече с истребителями противника лётчики смело маневрировали, не боясь допускать перегрузок. Боевые возможности Пе-2 расширились, эффективность вылетов повысилась.

Пройдёт совсем немного времени, пока лётчики привыкнут к новым маневренным возможностям своего бомбардировщика. И не один вражеский истребитель удивится проворности Пе-2 в воздушном бою и найдёт свою гибель от его огня. Особенно отважно будет сражаться сам И. С. Полбин. На его счету будут не только сотни тонн уничтоженных грузов, но и несколько сбитых в воздухе немецких самолётов.

Отменно проявили свои новые качества Пе-2 во время жарких воздушных боёв на Курской дуге. Открытые на фронтовом аэродроме маневренные возможности Пе-2 пригодились в боях с вражескими истребителями, которые имели задачу не пропустить к наступающим немецким частям ни одного советского бомбардировщика. И вот в одном бою группой "Петляковых", защищавшихся от нападавших "Мессеров", было сбито сразу 6 немецких самолётов !.

В Октябре 1943 года уже сам Полбин продемонстрировал умение вести наступательный воздушный бой. Правда, на этот раз, с бомбардировщиками противника. Вот что писал об этом Иван Семёнович в своей статье "Комбинированный бой Пе-2":

"Группа из 17 самолётов получила задачу бомбардировать железнодорожные эшелоны противника. На обратном пути на одной с нами высоте были обнаружены 8 пикировщиков Ju-87, идущие в кильватерной колонне. Внизу, с вражеского аэродрома, подруливала к старту ещё одна группа "Юнкерсов".

По коменде: "Внимание, в атаку, за мной !" - резким поворотом в сторону группы противника, наращивая скорость, пошёл на сближение. Расстояние между группами Пе-2 и Ju-87 молниеносно сокращается. Заметив нас, противник, теряя боевой порядок, попытался мелкими группами уйти с разворотом, но было поздно. Я дал первую очередь с бистанции 100 - 80 метров. "Юнкерс" вспыхнул и камнем пошёл вниз. В то же время часть экипажей группы занялась штурмовкой аэродрома и подожгла 2 немецких самолёта на земле. Почти одновременно удачными атаками сбили по одному Ju-87 Гвардии Лейтенант Плотников и стрелок - радист Серебрянский. Группа Ju-87, находившаяся в воздухе, под воздействием наших атак потеряла управление и в панике стала сбрасывать бомбы в районе своего аэродрома. Самолёты противника, продоложающие взлетать, атаковывались нашими самолётами и, бросая бомбы, метались в поисках спасения..."

В результате воздушного боя группа пикировщиков Полбина уничтожила 6 самолётов Ju-87 и сорвала задуманный немцами налёт на бомбометание по нашим войскам. Одновременно истребитель прикрытия ( ведущий Гвардии майор Носов ) сбили 3 Ju-87, 3 Ме-109 и 1 FW-189. В общем итоге немцы потеряли 13 машин, 2 из которых пришлось на долю И. С. Полбина.

И.С.Полбин

Следует рассказать и о другом новшестве, которое подметил Полбин в действиях командира эскадрильи Капитана Белявина и тоже ввёл в боевую практику. Эскадрилье Белявина приказали уничтожить мост через один водный рубеж. До этого экипажи бомбили по ведущему и необходимой точности не получалось. Тогда командир эскадрильи распорядился выполнять бомбометание с пикирования каждому экипажу в отдельности. Выходя из атаки, самолёты становились в круг, затем делали новый заход. Получалась своеобразная вертушка. Наблюдая за этим боем, Полбин отметил:

- Здорово получается. Смотрите, - он вырвал из блокнота листок, начертил круг, пометил на нем самолёты, - вертушка. Вот чего нам не хватало.

Новый тактический прием оказался чрезвычайно простым, но весьма эффективным. Во - первых, он позволял держать противника длительное время под воздействием бомбовых ударов и пулемётного огня, и тот не мог поднять головы. Во - вторых, резко увеличивал оборонительные возможности пикировщиков. Находясь в кругу, самолёты могли сосредоточивать массированный огонь против истребителей, не подпускать их. Позже этот прием получил права гражданства во всей бомбардировочной авиации.

В 1944 году 6-й Гвардейский бомбардировочный авиакорпус участвовал в Кировоградской, Корсунь - Шевченковской и Львовско - Сандомирской операциях. Когда 8-я Воздушная армия вошла в состав 4-го Украинского фронта, корпус Полбина был передан во 2-ю Воздушную армию. Почти до конца войны Иван Семёнович продолжал сражаться с врагами. К Февралю 1945 года он совершил 157 боевых вылетов, за что был представлен к награждению второй медалью "Золотая Звезда". Но не удалось ему встретить день Победы. Висло - Одерская операция была последней, в которой он участвовал.

Накануне своего 40-летия - 11 Февраля 1945 года - Полбин повёл девятку бомбардировщиков Пе-2 для удара по окружённому гарнизону в городе - крепости Бреслау. Из этого вылета он не вернулся. От прямого попадания зенитного снаряда самолёт командира корпуса загорелся и упал в окрестностях города. Лишь один человек из состава экипажа ( стрелок - радист ) сумел выпрыгнуть с парашютом. Звание дважды Героя Советского Союза Ивану Семёновичу Полбину было присвоено уже посмертно.

В настоящее время имя Героя носит его родное село, где открыт памятник в честь прославленного лётчика. Его имя присвоено также Карлинской школе Майнского района,в которой он учился, Оренбургскому высшему военному авиационному училищу. О жизни и борьбе Героя рассказывают экспозиции областного краеведческого музея, зала Великой Отечественной войны Ульяновского филиала Центрального музея, а также музея И. С. Полбина 46-й школы Железнодорожного района города Ульяновска и музея 846-й школы города Москвы, расположенно на улице Полбина.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д