Михайличенко Иван Харлампиевич |
Родился 2 Сентября 1920 года на станции Алмазная, ныне город Стахановского горсовета Ворошиловградской области, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. Учился летать в аэроклубе города Донецка. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов в 1943 году и был направлен на фронт. К Январю 1944 года старший лётчик 667-го штурмового авиационного полка ( 292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Лейтенант И. Х. Михайличенко совершил 87 боевых вылетов, в 22 воздушных боях сбил лично 1, в группе 5 и уничтожил на аэродроме 1 самолёт противника. 1 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К Апрелю 1945 года командир эскадрильи 141-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант И. М. Михайличенко совершил ещё 92 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил лично 3, в группе 3 и уничтожил на земле 6 самолётов противника. 27 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда". После войны служил в ВВС и ПВО. С 1962 года Полковник И. М. Михайличенко - в запасе. Работал на одном из предприятий города Москвы слесарем - сборщиком. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Славы 2-й и 3-й степени, медалями. Бронзовый бюст установлен на родине. Умер 2 Июня 1982 года. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище. * * *Свой первый боевой вылет Иван Михайличенко совершил 5 Июля 1943 года, в первый день Курской битвы, в составе 667-го ШАП. В конце этого сражения был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. 18 Августа 1943 года, во время боёв по освобождению Харькова, сбил немецкий истребитель Ме-109. С Января 1944 года Лейтенант Михайличенко воевал на 2-м Украинском фронте. Вскоре полк стал 141-м Гвардейским, а молодой пилот - командиром эскадрильи. 2 Марта 1944 году сбил ещё один вражеский самолёт. Позднее Михайличенко воевал на 1-м Украинском фронте. Последние вылеты совершил во время наступления на Берлин в Апреле 1945 года. К концу войны имел на своём счету 179 успешных штурмовых вылетов и 12 воздушных побед ( 8 в группе ), ещё 7 вражеских самолётов уничтожил на земле. ...Самые разнообразные боевые задания приходилось выполнять Ивану Михайличенко и его воздушному стрелку Александру Левоцкому: водили группы на штурмовку аэродромов и скопление боевой техники врага, летали на разведку в самых сложных условиях погоды, "охотились" в глубоком тылу противника, "утюжили" передний край перед наступлением наших наземных войск... И всегда успех и удача сопутствовали комсомольскому экипажу. Именно в те дни ( через полгода после прибытия на фронт ) в боевой характеристике Ивана Михайличенко командир написал: "Отличный разведчик, в боях решителен, проявляет мужество, отвагу и героизм. Из боя каждый раз выходит победителем". Да, он был не из робкого десятка. Разве не об этом говорит полёт восьмёркой на "свободную охоту", когда на одной из полян в глухом лесу наши лётчики обнаружили группу танков. То ли врагов предупредили, то ли они случайно подняли вверх пушки, но идти в атаку навстречу десятку огнедышащих жерл орудий - на это не каждый решится. - Ноги сами заходили, выполняя маневр, - вспоминал Иван Харлампиевич о том полёте. - Голова втянулась в плечи. Не помню, как рванул рычаг аварийного сброса бомб - и в сторону. Ведомые тоже отбомбились по цели. Несколько танков задымило, но и наша группа понесла потери: один экипаж был сбит прямым попаданием, а второй привёз на аэродром борозду, оставленную на крыле снарядом танковой пушки. Иван Михайличенко любил полёты на малой высоте. Однажды он получил задание во главе шестёрки нанести удар по скоплению конницы. Вот где пригодилось умение лётчика вести грозный штурмовик у самой земли. Разгрому врага способствовали не только точное попадание снарядов, бомб и пуль, а и рёв моторов, сам вид штурмовика, несущегося на бреющем полете. К моменту, когда было получено разрешение на вылет в район Смелы, Иван Михайличенко считался одним из самых опытных лётчиков полка. Ведомым он выбрал Отара Чечелашвили, молодого, надежного лётчика, ставшего впоследствии Героем Советского Союза. Отар уже не раз летал с Михайличенко на "свободную охоту", и они отлично понимали друг друга. Подготовку к вылету начали с прокладки маршрута. Если раньше группы штурмовиков ходили на Смолу через Черкассы, то теперь ведущий проложил линию пути в обход, при этом половина маршрута проходила над лесом. - Здесь иемецких зениток нет, - сказал он Чечелашвили, - и можно подойти к цели скрытно. А в случае неудачи уйдем в лес к партизанам. Ведомый и воздушные стрелки одобрили план. Они знали цену и внезапности выхода на цель, и отсутствия разрывов зенитных снарядов в небе. За плечами каждого - десятки успешных боевых вылетов. Нагрузку взяли полную: по 8 реактивных снарядов, 600 килограммов бомб, весь боекомплект для пушек и пулемётов. Уточнили и порядок нанесения удара. - После сброса бомб - сразу в облака, - заключил Михайличенко. Взлетели около полудня. До линии фронта шли на бреющем. Облака мешали подняться выше и в районе цели. К счастью, дождь прекратился, и видимость заметно улучшилась. Километра за три до подхода к станции заметили паровозные дымы. По ним - то залпом и пустили реактивные снаряды. Клубы белого пара и змейки огня, бегущие по вагонам, свидетельствовали о попадании. Самолёт вошёл в облака. Ни один снаряд зенитки не разорвался в небе Смелы. Противник не думал, что в такую погоду над станцией появятся штурмовики. А погода между тем стала улучшаться. Михайличенко тут же сообщил об этом на аэродром. Через несколько минут штурмовики пара за парой потянулись в сторону железной дороги, где пылали пожары и рвались боеприпасы. После обеда Михайличенко и Чечелашвили снова взяли курс на Смелу. Маршрут решили не менять. И за это жестоко поплатились. Над опушкой леса с земли ударили "эрликоны". Ведущий почувствовал удар снизу и сразу же заметил падение давления масла в двигателе. - Повреждён мотор ! - передал он ведомому, сбросил бомбы и пошёл в сторону линии фронта. Высота 150 метров. Кругом лес. А мотор почти не тянет. При подходе к Днепру мотор встал. И - о счастье ! - прямо по курсу показалась поляна. Но радость оказалась преждевременной. Лётчик принял за поляну старую вырубку, сплошь покрытую невысокими пнями. Однако выбора не было, и Михайличенко начал выравнивание, предварительно до отказа затянув привязные ремни. Сильный удар потряс штурмовик, как только он коснулся земли. Ремни лопнули, и лётчик ударился головой о приборную доску... Солько длилось забытье, не помнит, когда пришёл в себя, заметил человеческие фигуры в маскировочных халатах, ползущие к самолёту. Михайличенко приготовился к бою, но тут же услышал русскую речь. В этот момент около левой плоскости шлепнулась первая мина - немцы открыли огонь из миномётов. Едва Михайличенко и воздушный стрелок выпрыгнули из самолёта, как мины посылались одна за другой, и "Ильюшин" вспыхнул. Оказалось, что Михайличенко приземлился на только что захваченном нашими наземными войсками плацдарме на правом берегу Днепра... Осень и зима прошли в напряжённой боевой работе. Летали на "свободную охоту", на разведку, штурмовали аэродромы и танки врага. В одном из боевых вылетов им был сбит разведчик - корректировщик FW-189. А дело было так. Взлетели звеном на штурмовку танков. Появившись над целью на высоте 400 метров, штурмовики образовали круг и один за другим атаковали вражеские танки, которые расползались по лугу между стогами сена. На одном из заходов Михайличенко заметил ниже себя "раму", так в годы войны называли немецкий разведчик "Фокке - Вульф - 189". Прижимаясь к земле, самолёт шёл на запад. Иван довернул штурмовик на новую цель и открыл огонь. Первая очередь прошла справа, вторая - сзади "рамы", а третья попала в фюзеляж. FW-189 развалился на куски... В полку Михайличенко считали не только мастером штурмовых ударов, но и воздушным следопытом. Однажды, в паре с Чечелашвили, он вылетел на разведку скопления войск. После перелёта линии фронта в одном из перелесков, по краю которого проходила железная дорога, Михайличенко увидел чуть заметную струйку дыма. Что бы это могло быть ? Развернулись и со снижением проскочили над лесом. В нём стоял искусно замаскированный бронепоезд. Не успели немецкие зенитчики развернуть свои установки, как реактивные снаряды, пущенные с "Илов", исковеркали паровоз, повредили несколько бронированных платформ. А ещё через десяток минут лётчики обнаружили и скопление живой силы противника. Остались позади вылеты над Корсунь - Шевченковским котлом, полёты на "свободную охоту" под Кировоградом. Фронт огненным валом катился на запад. В 1944 году Ивану Михайличенко 4 раза вручали боевые награды, в том числе орден Ленина с медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Покрылись сединой виски, а он по - прежнему оставался молодым, горячим, с огнём комсомольским в груди. Рвался в бой, радовался каждому новому трудному заданию. Осенью, теперь уже командир эскадрильи, Старший лейтенант Михайличенко одним из первых в полку начал летать на боевые задания ночью. Это сразу же потребовало поиска новых тактических приёмов боевого применения грозных машин. Сначала летали на 5-минутном временном интервале на высоте 600 - 800 метров. Однако этот боевой порядок оказался уязвимым. Стоило прожектору схватить штурмовик лучом, и зенитки сразу же открывали довольно точный огонь. Старший лейтенант Михайличенко предложил уменьшить временной интервал между самолётами, вылетать только парой. В этом случае как только самолёт ведущего попадал в луч прожектора, ведомый немедленно его "гасил". Боевые потери резко сократились, а эффективность ночных бомбардировок заметно возросла. Последние боевые вылеты Иван Михайличенко совершил в небе Берлина. Пожалуй, это были самые сложные полёты. Летать приходилось на малой высоте, а дым пожарищ поднимался до 300 - 400 метров. В один из Апрельских дней эскадрилье Ивана Михайличенко было приказано нанести удар по скоплению войск противника, сосредоточенном в парке. Объект был сильно прикрыт зенитной артиллерией. Михайличенко выделил специальную группу подавления зенитных средств. Затем организовал встречу экипажей с лётчиками - истребителями прикрытия. Продуманы были порядок и направления захода на цель. В заданное время эскадрилья штурмовиков поднялась в воздух. Вот и район поиска. Техники не видно. Рядом с парком несколько домишек, два больших сарая. Михайличенко развернул самолёт и ударил из пушек по одному из сараев. И как будто он задел осиное гнездо. Зенитки ударили со всех сторон, из сараев выползли танки и мотнулись в сторону парка. Однако штурмовики подавили зенитную артиллерию и нанесли значительный урон танковой группе врага. После этого вылета на груди командира эскадрильи Ивана Михайличенко появился орден Александра Невского... Всего за годы Великой Отечественной войны он совершил 179 успешных боевых вылетов на штурмовку в бомбардировку живой силы и техники врага. В 48 воздушных боях сбил 4 вражеских самолёта лично и 8 - в группе с товарищами, 7 самолётов противника уничтожил на земле. |
Н а з а д