Uy CTYPuМ`ml pc "-C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN"> Soviet Fighter Aces of 1936 - 1953 years
HSU

Кирток Николай Наумович

Н.Н.Кирток

Родился 6 Декабря 1920 года в селе Мариновка, ныне Доманевского района Николаевской области, в семье крестьянина. С детства жил в Одессе. Окончил 9 классов. Работал слесарем на заводе имени Октябрьской революции. С 1939 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов.

С Июля 1943 года в действующей армии. К концу войны командир эскадрильи 143-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 8-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант Н. Н. Кирток совершил 210 боевых вылетов на штурмовку скоплений военной техники и живой силы противника, в групповых воздушных боях уничтожил 5 вражеских самолётов, в том числе 1 - лично. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1976 года Полковник Н. Н. Кирток - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, 29-ю медалями, в том числе иностранных государств.

*   *   *

Николай Кирток родился 6 Декабря 1920 года в селе Мариновка Доманевского района ныне Николаевской области ( Украина ), в семье крестьянина - бедняка. Отец, Наум Филонович ( 1880 - 1969 ), и мать, Александра Кирилловна ( 1885 - 1967 ), всю жизнь занимались сельским хозяйством. Окончив в 1936 году семилетку в селе Мариновка, Николай уехал в Одессу. Там поступил в ФЗУ и после его окончания работал стропальщиком на заводе имени Октябрьской революции. Одновременно учился на вечернем отделении рабфака педагогического института.

В 1938 году он поступил в Одесский аэроклуб в группу пилотов. В течение года освоил самолёт У-2 и был направлен в Тамбовскую школу пилотов. К началу Великой Отечественной войны овладел самолётами УТ-2, Р-5 и приступил к полетам на СБ ( скоростной бомбардировщик ).

С Июля 1943 года Н. Кирток на фронте. Воевал в составе 2-й и 5-й Воздушных армий Степного, 1-го и 2-го Украинских фронтов в должностях лётчика, командира звена 140-го Гвардейского штурмового авиационного полка, а с Октября 1944 по Май 1945 года - командира эскадрильи 143-го Гвардейского штурмового авиационного полка.

Навсегда врезалось в память Н. Киртоку его боевое крещение. Шёл Июль 1943 года. На рассвете Младший лейтенант Кирток в группе штурмовиков вылетел на первое боевое задание. Нужно было уничтожить колонну немецких танков. Лётчики славно потрудились: после их ударов горели хваленые "тигры" и "пантеры", другие бронемашины врага.

...Июль 1944 года. Войска 1-го Украинского фронта, стремительно наступая на запад, вышли к Висле и с ходу заняли на её левом берегу плацдарм в районе Сандомира. Противник упорно оборонялся. С воздуха действия наших наземных войск поддерживали лётчики 2-й Воздушной армии. 140-й Гвардейский штурмовой авиационный полк, в котором командиром звена был Николай Кирток, базировался на полевом аэродроме в районе Жешува.

11 Августа Н. Кирток дважды поднимал свой штурмовик в воздух и брал курс на Сандомирский плацдарм для подавления танковых контратак противника. В середине дня группа в составе 5 штурмовиков Ил-2 под его командованием получила задачу нанести бомбово - штурмовой удар по противнику в районе Шидлув - Дуже. Это был 151-й боевой вылет Николая.

Противник встретил их сильным зенитным огнем. Лётчики группы, умело маневрируя, без потерь пробились к цели, начали атаковать вражеские танки, бронетранспортеры и пехоту. При последнем, 5-м заходе на цель в воздухе появились немецкие истребители. Завязался воздушный бой.

Истребители прикрытия и стрелки "Илов" успешно отражали атаки. Однако паре "Мессеров" удалось прорваться к штурмовикам. Самолёт Киртока прошила длинная очередь. В кабине появился запах гари. Но при очередной атаке вражеский истребитель, не рассчитав дистанции, на большой скорости проскочил вперёд "Ила". Николай нажал гашетку - и "Мессер" взорвался в воздухе.

Киртока вызвали на командный пункт полка. Там были комдив А. С. Фетисов, командир полка Майор К. Л. Круглов и начальник штаба полка Майор Д. М. Слащанский. Комдив сказал: "Завтра с утра двумя самолётами Ил-2 под прикрытием четырёх истребителей "Як" из дивизии Генерала Баранчука произвести разведку войск противника в районе Кельце - Сташув - Босовице - Гжибув - Ракув. Имеются сведения о том, что противник подтягивает в район плацдарма свежие резервы".

Взлетели затемно, чтобы с рассветом уже быть над линией фронта. Через 40 минут показалась дорога, идущая с запада в район Сташува. Кирток обнаружил на ней колонну танков, бронетранспортеров и автомашин. Снизившись до 200 - 300 метров, сделали два круга, и Кирток насчитал до 70 танков, бронетранспортеров и около 100 автомашин.

Получив данные разведки, с аэродромов 2-й Воздушной армии поднялись штурмовики и бомбардировщики для уничтожения обнаруженной техники врага...

Ил-2 из ГвШАП

Штурмовик Ил-2 одного из Гвардейских штурмовых авиационных полков.

В конце Августа 1943 года полку поставили сложную боевую задачу: уничтожить танки противника, контратаковавшие наши наземные части в районе Кобеляны. Для выполнения этой задачи полк выделил несколько групп самолётов Ил-2. Группа Н. Киртока в составе 8 штурмовиков должна была вылететь третьей.

В середине дня по команде командира корпуса дважды Героя Советского Союза Генерал - Лейтенанта авиации В. Г. Рязанова группы самолётов взлетели, взяв курс на северо - запад, где шли жестокие бои. Полёт к цели протекал спокойно. Через 15 - 20 минут полёта вдали на солнце блеснула Висла, а на её западном берегу показался столб дыма, поднимавшийся до высоты 400 - 500 метров. Это и был Сандомирский плацдарм.

Справа внизу в пелене дыма и пыли к переднему краю наших войск, стреляя на ходу, двигались танки противника. Кирток дает команду: "Внимание !   Работаем в боевом порядке "круг". Приготовиться к перестроению".

После 6 заходов на цель с земли поднялись 6 столбов дыма. Это загорелись танки. Пехота противника залегла. На последнем, 7-м заходе один штурмовик неожиданно загорелся от попадания зенитного снаряда. Лётчик направил объятый пламенем самолёт прямо в скопление танков. Там образовался огромный столб пламени и дыма. Так героически погиб командир 8-й штурмовой авиационной дивизии Подполковник А. С. Фетисов. Погиб и его воздушный стрелок старшина Л. Соленко.

Группа Киртока вернулась на свой аэродром. В результате её удара была задержана атака противника на этом участке фронта, уничтожено до 10 немецких танков и бронетранспортеров.

Особенно отличился Николай Кирток в боях за Берлин. 24 Апреля 1945 года он дважды водил группы "Илов" на уничтожение артиллерийских и миномётных батарей противника на юго - западной окраине Берлина. Метким бомбовым ударом, пушечно - пулемётным огнём и ракетами 6 "Илов" создали 3 сильных взрыва, 4 очага пожара и подавили огонь 4 артиллерийских батарей.

Свой последний боевой вылет Кирток совершил 10 Мая. Фашистская Германия уже капитулировала, но на юге Чехословакии группа немецких войск под командованием Фельдмаршала Шернера стремилась прорваться на запад, чтобы сдаться в плен нашим союзникам.

В полку была объявлена боевая тревога. Кирток получил боевую задачу: нанести бомбово - штурмовой удар по войскам противника на западном берегу реки Эльбы. И эта боевая задача была выполнена отлично. А на земле лётчиков ждала телеграмма от командующего 1-м Украинским фронтом И. С. Конева: "Всему личному составу полка объявляю благодарность".

За период с 27 Июля 1943 года по 11 Мая 1945 года Н. Н. Кирток совершил 210 успешных боевых вылетов в условиях сильного противодействия немецкой зенитной артиллерии и истребительной авиации. 210 боевых вылетов - это более тысячи атак по наземным целям. На его счету числятся уничтоженными и повреждёнными 38 танков и бронетранспортеров, 54 автомашины с войсками и грузами, 7 цистерн с горючим, им подавлен огонь 6 батарей зенитной артиллерии, уничтожен железнодорожный эшелон с боеприпасами. В воздушных боях он сбил 1 самолёт противника лично и 4 - в группе с товарищами.

Гвардии Капитан Н. Н. Кирток - участник исторического Парада Победы 24 Июня 1945 года на Красной площади в Москве.

После войны он продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, служил в ГКНИИ ВВС начальником отделения тактических испытаний самолётов. С 1954 по 1976 год - на руководящих должностях в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооружённых Сил. С 1976 года - в запасе. До 1987 года работал инженером - конструктором в ОКБ имени А. С. Яковлева.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д